Житіе святой великомученицы Екатерины
Святая Екатерина родилась въ Александріи во второй половинѣ третьяго столѣтія. Она происходила изъ царскаго рода, была замѣчательно красива и славилась своей премудростью. Будучи только восемнадцати лѣтъ отъ роду, Екатерина въ совершенствѣ изучила творенія всѣхъ языческихъ писателей, древнихъ стихотворцевъ и философовъ, кромѣ того она научилась ораторскому и діалектическому искусству и знала также многіе языки и нарѣчія, такъ что всѣ дивились ея учености и познаніямъ. Многіе знатные и богатые юноши искали ея руки, но никто не могъ добиться ея расположенія. Когда близкіе родственники стали усиленно уговаривать её согласиться на замужество, Екатерина отвѣтила имъ:
— Если вы хотите, чтобы я вышла замужъ, то найдите мнѣ такого юношу, который обладалъ бы тѣми четырьмя дарованіями, которыми я, какъ вы знаете, превосхожу всѣхъ прочихъ дѣвицъ; и тогда я соглашусь избрать его въ супруги; а выйти замужъ за человѣка, который въ чёмъ-либо былъ бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итакъ, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который былъ бы подобенъ мнѣ по знатности рода, по богатству, по красотѣ и по мудрости; всякій же юноша, не имѣющій хотя одного изъ сихъ дарованій, недостоинъ меня.
Тогда мать ея, тайная христіанка, рѣшилась отвести её къ одному святому подвижнику, надѣясь, что онъ сумѣетъ переубѣдить её, ибо касательно красоты и учености не надѣялись найти для нея подобнаго избранника. Старецъ же сказалъ ей:
— Знаю я одного чуднаго Юношу, Который несравненно превосходитъ тебя во всѣхъ твоихъ дарованіяхъ. Красота Его свѣтлѣе солнечнаго свѣта; премудрость Его управляетъ всѣми чувственными и духовными созданіями; богатство Его сокровищъ распространено по всему міру и никогда не уменьшается, но, по мѣрѣ раздаянія, всё болѣе и болѣе увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всёмъ мірѣ нѣтъ подобнаго Ему.
Въ ходѣ дальнѣйшей бесѣды святой старецъ повѣдалъ Екатеринѣ о тайнѣ Боговоплощенія и на прощаніе подарилъ ей икону Пречистой Богородицы, наказавъ ей усердно молиться Царицѣ Небесной, если она желаетъ увидѣть Ея Сына — Того прекраснаго Юношу, о Которомъ онъ говорилъ ей.
Богомудрая отроковица, взявъ святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись въ комнатѣ своей, начала молиться такъ, какъ научилъ её старецъ. Во время продолжительной молитвы она уснула отъ утомленія и узрѣла въ видѣніи Царицу Небесную вмѣстѣ со святымъ Младенцемъ, окруженнымъ лучезарнымъ сіяніемъ. Но Екатерина не могла видѣть лика Его, ибо Онъ отвратилъ его отъ нея и обратилъ его къ Матери Своей. Стараясь увидѣть Его, Екатерина зашла съ другой стороны, но Христосъ и оттуда отвратилъ отъ нея лицо Свое. Сіе повторилось три раза.
Въ отвѣтъ на уговоры Богоматери хотя бы взглянуть на Екатерину, Богомладенецъ отвѣчалъ Ей, что сія отроковица весьма помрачена и безобразна: безумна, бѣдна и худородна, и что Онъ не можетъ и смотрѣть на нее, пока она не обратится и не оставитъ своего нечестія.
Смущенная и разстроенная Екатерина поспѣшила на утро въ келью святаго старца и разсказала ему о своемъ видѣніи. Тогда преподобный старецъ подробно раскрылъ ей всю исторію христіанскаго вѣроученія, начиная отъ сотворенія міра и созданія праотца Адама и до Втораго Пришествія на землю Владыки Христа, а также повѣдалъ ей о неизреченной райской славѣ праведниковъ и о многоболѣзненныхъ безконечныхъ мученіяхъ грѣшниковъ. Слова его попали на добрую и благодатную почву: Екатерина молила его незамедлительно совершить надъ ней святое крещеніе, и старецъ съ великой радостью исполнилъ ея просьбу.
Въ ту же ночь она снова увидѣла Царицу Небесную съ Божественнымъ Младенцемъ на рукахъ. На этотъ разъ Младенецъ взиралъ на Екатерину съ великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:
— Угодна ли Тебѣ, Сынъ Мой, сія дѣвица?
Господь отвѣтилъ Пречистой Матери Своей:
— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и безчестна, какъ прежде; нынѣ она богата и премудра, а не бѣдна, какою была сначала; нынѣ Я возлюбилъ её, и такъ она угодна Мнѣ, что Я хочу обручить её Себѣ въ нетлѣнную невѣсту.
Тогда Владыка Христосъ далъ прекраснѣйшій перстень Екатеринѣ и сказалъ:
— Вотъ Я нынѣ избираю тебя Моею невѣстою, нетлѣнною и вѣчною. Итакъ, сохрани съ великимъ тщаніемъ этотъ союзъ ненарушимо и отнюдь не избирай себѣ никакого земного жениха.
Пробудившись, Екатерина дѣйствительно увидѣла на своей правой рукѣ чудесный перстень — знакъ обрученія Жениху Небесному. Она почувствовала въ сердцѣ своемъ такое веселіе и радость, что съ того часа всей душой предалась Божественной любви, оставивъ всѣ свои земныя привязанности и попеченія.
Вскорѣ послѣ этого въ Антіохію прибылъ нечестивый царь Максиміанъ, желая устроить грандіозный праздникъ въ честь своихъ языческихъ кумировъ. По его приказанію люди изъ всѣхъ окрестностей Египта должны были прибыть сюда для праздничнаго жертвоприношенія. Собралось безчисленное множество людей, которые вели воловъ или овецъ, а кто былъ бѣденъ, приносили птицъ или еще что-либо подобное. Когда наступилъ день мерзкаго торжества, царь заклалъ въ жертву сто тридцать тельцовъ, — князья и вельможи меньше, и каждый отдавалъ въ жертву то, что могъ по своему достатку. Весь городъ наполнился криками закалаемыхъ животныхъ и смрадомъ отъ приносимыхъ жертвъ; повсюду была страшная тѣснота и смятеніе, и воздухъ былъ пропитанъ смраднымъ дымомъ.
Глядя на такое нечестіе, святая Екатерина очень сильно скорбѣла о заблужденіи и погибели столькихъ душъ человѣческихъ. Тогда она рѣшилась войти въ кумирницу, гдѣ принародно обличила царя, говоря о суетности и нечестіи идольскаго жертвоприношенія.
Царь былъ весьма удивленъ и разгнѣванъ, онъ повелѣлъ заключить Екатерину подъ стражу и собралъ къ себѣ 50 самыхъ премудрыхъ языческихъ философовъ, которые должны были сумѣть побѣдить святую въ рѣчахъ или же подвергнуться позорной смертной казни. Услышавъ приказъ царя, одинъ самый славнѣйшій и мудрѣйшій витія отвѣтилъ:
— Не опасайся, царь: быть можетъ, противница наша и необыкновенно умна, но, какъ женщина, она не можетъ обладать мудростью въ полномъ совершенствѣ и быть вполнѣ искусною въ краснорѣчіи; повели ей только явиться къ намъ, и ты увидишь, что она, какъ только увидитъ такое множество философовъ и ораторовъ, такъ тотчасъ устыдится.
Но святой Екатеринѣ явился самъ архангелъ Михаилъ и обѣщалъ ей:
— Не бойся, дѣва Господня! Господь твой къ премудрости твоей придастъ еще премудрость, и ты побѣдишь въ прѣніи тѣхъ пятьдесятъ витій. И не только они, но и многіе другіе увѣруютъ чрезъ тебя и примутъ мученическій вѣнецъ.
Множество народа собралось, чтобы слушать споръ Екатерины съ языческими мудрецами. Первымъ выступилъ самый старѣйшій философъ, который пытался смутить её своей гордой и самонадѣянной рѣчью. Но Екатерина всегда побѣждала его своими премудрыми и кроткими отвѣтами, припоминая предсказанія о Христѣ, которыя можно было встрѣтить и у древнѣйшихъ языческихъ авторовъ.
— Послушай, — говорила она философу, — что говоритъ о Немъ мудрѣйшая Сивилла ваша, свидѣтельствуя о Его Божественномъ воплощеніи и спасительномъ распятіи: «Въ позднѣйшія времена придетъ Нѣкій на сію землю, приметъ на себя плоть кромѣ грѣха. Безпредѣльнымъ всемогуществомъ Божества Онъ разрушитъ тлѣніе неисцельныхъ страстей и Ему позавидуютъ невѣрующіе люди, и Онъ будетъ повѣшенъ на высокомъ мѣстѣ, какъ бы достойный смерти». Вспомни, что и вашъ мудрецъ Аполлоній не своею волею исповѣдуетъ Христа Богомъ, принужденный къ тому Его Божественной силой: «Одинъ, — говоритъ онъ, — побуждаетъ меня Небесный исповѣдать Его. Онъ есть свѣтъ трисвѣтлый, пострадавшій же Богъ есть, но не Само Божество страдало: ибо въ Немъ и то и другое: и смертенъ по плоти, и вмѣстѣ чуждъ тлѣнія. И Сей Мужъ, всё терпящій отъ смертныхъ: крестъ, уничиженіе, погребеніе — есть Богъ». Итакъ, повѣрь хотя своимъ учителямъ и богамъ, — Платону, Орфею и Аполлонію, которые вполнѣ явно и ясно, хотя и вопреки своей волѣ, признали Христа Богомъ.
По окончаніи диспута всѣ философы не только признали себя побѣжденными, но и увѣровали въ Истиннаго Бога, Котораго исповѣдовала святая Екатерина. Разгнѣванный царь приказалъ немедленно развести большой огонь и сжечь ихъ всѣхъ посреди города. Видя это, Екатерина ободряла ихъ, укрѣпляя на мученическій подвигъ. Вечеромъ пришли нѣкоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святыхъ мучениковъ, но нашли тѣла ихъ совершенно цѣлыми, такъ что огонь не коснулся даже волосъ ихъ. Чрезъ сіе чудо многіе изъ язычниковъ обратились къ познанію истины, а мощи святыхъ мучениковъ были съ должною честью погребены.
Святую же Екатерину, не прельстившуюся на беззаконныя рѣчи царя, подвергли жестокому бичеванію по плечамъ и по чреву, но она съ такимъ мужествомъ переносила истязаніе, что приводила въ изумленіе всѣхъ предстоящихъ. Послѣ сего жестокій царь приказалъ заключить Екатерину въ темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тѣхъ поръ, пока онъ не измыслитъ новыхъ мукъ, чтобы погубить её.
Въ то время Максиміану пришлось на короткое время отлучиться изъ города, и жена его, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидѣть её. Встрѣтившись и побесѣдовавъ съ Екатериной, Августа познала Истиннаго Бога и стала христіанкой.
Съ помощью Божьей святая Екатерина быстро оправилась отъ ранъ, каждый день въ ея окно влетала голубка и приносила ей пищу. Между тѣмъ царь изобрѣлъ новый видъ мученія для непокорной дѣвицы. Онъ приказалъ устроить на одной оси четыре деревянныхъ колеса съ острыми желѣзными шипами, чтобы при вращеніи они раздробили ей всё тѣло. Но лишь только приступили къ сему мученію, какъ внезапно сошелъ съ неба Ангелъ, освободилъ отъ узъ святую и сокрушилъ на части всѣ колеса. Видя такое преславное чудо, многіе язычники увѣровали во Христа.
Тогда сама царица Августа стала укорять царя за его безчеловѣчность, за что немедленно претерпѣла истязанія и мученическую кончину. Вмѣстѣ съ нею были казнены старшій военачальникъ царя Порфирій и двѣсти его воиновъ, также обратившееся къ вѣрѣ ради подвига и проповѣди святой Екатерины.
Освободившись отъ семейныхъ узъ, нечестивый царь, всё еще прельщавшійся необыкновенной красотой Екатерины, проявилъ такое безстыдное безуміе, что не постѣснялся предложить ей занять мѣсто казненной Августы, обѣщая столь великіе блага и почести, какихъ не имѣла еще ни одна царица на землѣ. Но видя ея непоколебимую твердость и чистоту исповѣданія, рѣшился, наконецъ, вынести надъ нею смертный приговоръ.
Воины, взявши Екатерину, повели её на мѣсто усѣченія. Много людей, мужчинъ и женщинъ, сопровождали Екатерину; всѣ плакали и сожалѣли о томъ, что погибаетъ столь прекрасная и премудрая дѣвица. Приведенная на мѣсто казни, святая обратилась къ усердной молитвѣ:
— Господи Іисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставилъ на камнѣ терпѣнія ноги мои, и направилъ стопы мои. Простри нынѣ пречистыя длани Твои, нѣкогда уязвленныя на крестѣ, и пріими душу мою, приносимую Тебѣ въ жертву ради любви къ Тебѣ. Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшномъ Судѣ содѣлали явными согрѣшенія мои, въ невѣденіи содѣланныя; но омой ихъ кровью, которую я изливаю за Тебя и содѣлай, чтобы тѣло сіе, израненное въ мукахъ ради Тебя и усѣкаемое мечемъ, было бы невидимо для враговъ и гонителей моихъ. Призри съ высоты Твоей, Господи, и на предстоящихъ людей сихъ, и наставь ихъ свѣтомъ Твоего познанія; и прошенія тѣхъ, которые призовутъ чрезъ меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всѣми воспѣвалось величіе Твое во вѣки.
Когда воинъ поднялъ мечъ и отсѣкъ честную главу Екатерины, то изъ раны вмѣсто крови истекло молоко. Честныя ея мощи, какъ то видѣли удостоившіеся того вѣрующіе, тотчасъ же были взяты святыми Ангелами и перенесены на гору Синайскую, гдѣ впослѣдствіи возникъ знаменитый на весь міръ монастырь во имя святой великомученицы.
Почитаніе святой великомученицы Екатерины
Первыя упоминанія о празднованіи памяти св. вмц. Екатерины относятся къ VIII вѣку. Почитаніе святой великомученицы Екатерины тѣсно связано съ исторіей Синайскаго монастыря, то есть съ самой ранней исторіей христіанства, а въ Россіи оно восходитъ ко временамъ Кіевской Руси. Такъ, уже въ одной изъ древнѣйшихъ ноябрьскихъ Миней (XI в.) содержится ей служба. Житіе и мученичество святой вошли въ составъ Великихъ четьихъ Миней святителя Макарія и прологовъ (сборниковъ житій святыхъ). Частицы мощей святой Екатерины содержались въ 2 реликваріяхъ изъ Благовѣщенскаго собора Московскаго Кремля — наперсномъ крестѣ-мощевике 70-хъ гг. XV в. и въ рѣзной иконѣ-складнѣ «Похвала Богоматери» съ избранными святыми на оборотѣ (3-й четв. XV в.).
https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_988/all