Любовь ко всей твари. Святой Паисій Святогорецъ
Связь человѣка съ животными до и послѣ грѣхопаденія
- Геронда, пожелайте мнѣ что-нибудь на Рождество.
- Желаю, чтобы ты была рядомъ со Христомъ и Божіей Матерью, какъ та овечка, что стоитъ рядомъ съ яслями. Думаю, ей не на что жаловаться, какъ и бычку и ослику, которые согрѣваютъ своимъ тепломъ Христа лежащаго въ ясляхъ - "Позна волъ стяжавшаго и, и оселъ ясли господина своего" (Ис.1,3), - говоритъ пророкъ Исайя. Что значитъ, волъ знаетъ хозяина своего, и оселъ - ясли господина своего.
Они узнали, Кто лежалъ въ ясляхъ и согрѣвали Его своимъ дыханіемъ! Узнали своего Создателя! А осликъ, какая честь ему выпала везти Христа въ Египетъ! Властители ѣздили на украшенныхъ золотомъ колесницахъ, а на чёмъ поѣхалъ Христосъ! Какъ бы мнѣ хотѣлось быть тѣмъ осликомъ!
Въ раю животныя ощущали благоуханіе благодати и признавали въ Адамѣ своего властителя (См. Бытъ.1,28). Но послѣ грѣхопаденія человѣка они тоже лишились рая, хотя сами не были виноваты. Теперь они уже не признавали Адама своимъ властелиномъ, но бросались на него, желая растерзать, словно говорили: "Ты плохой, ты не нашъ властелинъ".
Теперь, когда человѣкъ черезъ соблюденіе заповѣдей Божіихъ вновь приближается къ Богу, вновь облекается въ Божественную Благодать, такъ что возвращается къ состоянію, въ которомъ былъ до грѣхопаденія, животныя опять признаютъ его своимъ властелиномъ Онъ безъ страха ходитъ посреди дикихъ животныхъ, которыя уже перестаютъ быть дикими, такъ какъ хозяинъ ихъ приручилъ.
Животныя чувствуютъ любовь человѣка
- Авва Исаакъ говоритъ. "Сердце милующее - <это> возгораніе сердца у человѣка о всёмъ твореніи..."
- Да, такъ и есть, "возгораніе сердца" и о животныхъ, и даже о демонахъ. Духовный человѣкъ отдаетъ свою любовь прежде Богу, затѣмъ людямъ, а остатокъ своей любви онъ отдаетъ животнымъ и всему творенію. Эта божественная любовь извѣщаетъ животныхъ. Они распознаютъ человѣка, который ихъ любитъ и сострадаетъ имъ, и безъ боязни приближаются къ нему. Даже дикія животныя могутъ отличить человѣка, который ихъ любитъ, отъ охотника, который охотится на нихъ. Отъ охотника они прячутся, а къ человѣку, который ихъ любитъ, приближаются.
Раньше я думалъ, что это не относится къ змѣямъ, потому что змѣя - единственное животное, которое люди не любятъ. Однако позднѣе я убѣдился, что и змѣи чувствуютъ любовь человѣка и могутъ стать его друзьями. Если человѣкъ поставитъ себя на мѣсто змѣи и станетъ ей сострадать, змѣя сразу это понимаетъ и приближается къ человѣку какъ другъ. Она словно говоритъ: "Слава Богу, вотъ и я наконецъ-то нашла друга"!
- Можетъ быть, это проявленіе инстинкта?
- И животныхъ Богъ надѣлилъ необходимымъ, Онъ далъ имъ чутье. Послѣ грѣхопаденія человѣкъ лишился сверхъестественнаго дара, но у него остались умъ и способность разсужденія. Напримѣръ, люди видятъ платаны и понимаютъ, что гдѣ-то здѣсь есть вода, копаютъ и находятъ. А животныя узнаютъ объ этомъ по-другому, у нихъ какъ будто есть какой-то радаръ. Верблюдъ въ пустынѣ, когда захочетъ пить, самъ бѣжитъ къ мѣсту, гдѣ есть вода, а погонщикъ лишь слѣдуетъ за нимъ Верблюдъ словно улавливаетъ какой-то сигналъ.
Животныя просятъ помощи у человѣка
Для животныхъ человѣкъ - это Богъ. Какъ мы просимъ помощи у Бога, такъ они просятъ помощи у человѣка
На Аѳонѣ я слышалъ о старцѣ Ѳеофилактѣ изъ скита святаго Василія, который дружилъ съ дикими животными. Они чувствовали его любовь и шли въ случаѣ нужды къ нему въ келью. Какъ-то разъ косуля, которая сломала ногу, пришла подъ окна его кельи и стала жалобно стонать. Старецъ вышелъ изъ кельи и увидѣлъ, что она протягиваетъ ему сломанную ножку, словно показывая, гдѣ болитъ. Онъ вынесъ ей немного сухарей подкрѣпиться, взялъ двѣ щепы и крѣпко стянулъ сломанное мѣсто. Потомъ сказалъ косулѣ: "Теперь иди съ миромъ, а черезъ недѣлю приходи, я посмотрю". Этотъ блаженный старецъ разговаривалъ съ животнымъ, какъ врачъ съ больнымъ человѣкомъ, потому что самъ онъ сталъ человѣкомъ Божіимъ!
- Геронда, меня удивляетъ, какъ преподобный Герасимъ не испугался льва который пришелъ къ нему, чтобы тотъ вынулъ у него изъ лапы колючку.
- Вѣдь онъ же былъ святой, да и животныя никогда не причинятъ человѣку вреда, когда находятся въ тяжеломъ положеніи. Однажды рабочіе мимо моей кельи везли на мулахъ дрова. Вдругъ одинъ мулъ падаетъ и сверху на него падаетъ вьючное сѣдло съ дровами. Я забылъ про свою грыжу, про то, что мнѣ даже ходить было тяжело.
Побѣжалъ и сталъ снимать съ мула дрова. Пытаюсь приподнять сѣдло - не получается. Стеганулъ мулашку, потянулъ за узду и освободилъ животное. Тутъ одинъ отецъ, который былъ поблизости, закричалъ- "Смотри, у тебя же грыжа, какъ бы хуже не было". Тутъ только я вспомнилъ, что у меня грыжа Ладно, - говорю я ему, - у меня грыжа, а ты почему не побѣжалъ на помощь?" "Испугался, какъ бы мулъ меня не лягнулъ", - отвѣчаетъ онъ. "Знаешь, дорогой, животное, хотя бы и волкъ, если оно въ тяжеломъ положеніи, то проситъ помощи и не можетъ повредить человѣку".
Когда животныя страдаютъ отъ голода или отъ жажды, они опять же прибѣгаютъ къ помощи человѣка, потому что человѣкъ ихъ хозяинъ. Помню какъ-то разъ лѣтомъ въ кельѣ Честнаго Креста гадюка сползла съ крыши на землю и свернулась передо мной кольцомъ. Высоко задрала голову, высунула свой языкъ и стала шипѣть. Она страдала отъ жажды - было очень жарко - и угрожала мнѣ. Она требовала воды, словно я обязанъ былъ снабжать её водой. "Да. - говорю я ей, - такой манерой поведенія ты другихъ не особо къ себѣ располагаешь!"
Потомъ я налилъ ей воды, и она напилась. А шакалы меня прямо умиляютъ, потому что, когда они хотятъ ѣсть, плачутъ, словно маленькіе дѣти. А съ котятами у меня сейчасъ въ кельѣ просто бѣда. Они поняли, что каждый разъ, когда звонитъ колокольчикъ, я выхожу во дворъ и иногда выношу имъ кое-какую ѣду. Такъ они теперь, когда хотятъ ѣсть, дергаютъ за веревку, и колокольчикъ звонитъ. Я выхожу, вижу, что они дергаютъ за веревку, и кормлю ихъ. Какъ же Богъ всё устроилъ!
- Геронда, къ Вамъ въ келью приходятъ животныя?
- Какъ не приходятъ, приходятъ! Приходятъ шакалы, кабаны... Иногда прибѣгаетъ маленькая лисичка Когда кошки уходятъ, прибѣгаетъ лисичка. Кабановъ лѣтомъ не видно, потому что они боятся охотниковъ, только змѣй видно, потому что люди ихъ боятся.
Прилетаютъ птицы стаями: большія, маленькія. Я даю имъ размоченные сухари, и они ѣдятъ. Орѣхи отъ лукума я особо храню для птицъ, которыя приносятъ весну. Эти бѣдныя птички, начиная съ зимы, когда еще снѣгъ, поютъ по-весеннему. Однимъ словомъ, утѣшаютъ. Какъ же онѣ любятъ орѣхи!
- Геронда, а на Синаѣ были животныя?
- На Синаѣ, такъ какъ тамъ пустыня, больше было дикихъ животныхъ, а еще птицъ куропатокъ, перепеловъ, такихъ же что ѣли евреи въ пустынѣ. Еще были красивыя мыши, похожіе на черепашекъ, безъ хвоста, у которыхъ на спинѣ щетина была плотная, какъ щетка! Я всѣхъ ихъ кормилъ, куропатокъ, перепеловъ, мышей! Раскладывалъ отдѣльно ѣду на плитахъ, чтобы они не ссорились! А то птичка только начинаетъ клевать, прибѣгаетъ мышь, и птичка улетаетъ.
Птицы, куда бы я ни пошелъ, слѣдовали за мной. Когда я забирался, на скалы и начиналъ пѣть, онѣ собирались, и я имъ бросалъ немного риса. Если мнѣ хотѣлось тишины, то приходилось замолкать, потому что стоило начать пѣть, какъ птицы тутъ же слетались! Помню, однажды у меня схватило поясницу, мнѣ пришлось нѣсколько дней провести въ постели. Такъ одна птичка залетѣла ко мнѣ прямо въ келью и сѣла на грудь. Сидѣла, смотрѣла мнѣ въ лицо и щебетала нѣсколько часовъ подрядъ, очень красиво. Вотъ было удивленіе!
Будемъ брать съ животныхъ примѣръ
- Что это за гулъ, геронда?
- Пчелиный рой поселился у меня за окномъ, и теперь пчелы такъ активно работаютъ, что мнѣ приходится терпѣть по вечерамъ такой шумъ! Пойдемте, я вамъ покажу свою пасѣку. Смотрите, какъ у пчелъ всё архитектурно продуманно, хотя у нихъ нѣтъ ни архитектора, ни подрядчика! Желаю и вамъ трудиться правильно, духовно, создать духовный улей, дающій духовный медъ, чтобы приходили міряне, ѣли и услаждались духовно.
- Геронда, что означаетъ сказанное псалмопѣвцемъ "Человѣки и скоты спасеши, Господи"?
- Это означаетъ, что Богъ помогаетъ и животнымъ тоже. Сколько есть святыхъ покровителей животныхъ! А самимъ животнымъ, что имъ приходится терпѣть, бѣднымъ! Мы и недѣлю не смогли бы понести того послушанія, какое они несутъ, служа человѣку. Если ихъ накормятъ - хорошо, а если нѣтъ, остаются голодными. Если не дѣлаютъ того, что хочетъ хозяинъ, ихъ бьютъ. А какъ трудятся безъ всякаго вознагражденія! Мы за одно "Господи, помилуй" можемъ получить рай. Развѣ этого мало? Такъ что животныя превзошли насъ и въ нестяжаніи, и въ терпѣніи, и въ послушаніи.
Наблюдайте за жизнью животныхъ и насѣкомыхъ, это полезно. Я смотрю, какъ усердно и любочестно трудятся муравьи, не имѣя руководителя. Ни въ одномъ человѣкѣ нѣтъ такой тактичности, какая есть въ муравьяхъ. Молодые муравьи тащатъ въ муравейникъ мелкіе палочки и много другихъ безполезныхъ вещей, потому что еще не знаютъ, что нужно, а что нѣтъ. Взрослые муравьи имъ не препятствуютъ, но потомъ сами выносятъ всё это изъ муравейника. Со временемъ молодые начинаютъ смотрѣть, что въ муравейникъ несутъ взрослые муравьи, и учатся. Если бы мы были на ихъ мѣстѣ, то говорили бы такъ: "Эй, ты, иди сюда, что это такое ты тащишь? Ну-ка выбрось живо!"
Богъ сотворилъ животныхъ, чтобы они служили человѣку, но и чтобы человѣкъ бралъ съ нихъ примѣръ. Человѣкъ, если онъ дѣйствительно человѣкъ, изъ всего извлекаетъ пользу.
Олетъ - усердная птица
- Съ послѣднимъ письмомъ вы прислали мнѣ икону, гдѣ изображенъ Адамъ съ животными въ раю. Вотъ я и подумалъ послать вамъ со своей стороны рисунокъ одной птицы, моего самаго близкаго друга, потому что, если бы я вамъ послалъ рисунокъ змѣи, думаю, вы бы испугались. Я назвалъ её Олетъ, что по-арабски значитъ "ребенокъ".
Олетъ живетъ на холмѣ въ пятистахъ метрахъ отъ моей кельи. Ежедневно въ полдень я несу ему гостинцы и угощенія. Когда я даю ему ѣду, онъ беретъ чуть-чуть и улетаетъ. Я кричу, чтобы онъ вернулся, однако онъ улетаетъ, но вскорѣ возвращается, тихо подлетаетъ сзади и прячется у меня подъ жилеткой. Когда я ухожу, онъ провожаетъ меня на разстояніе примѣрно ста метровъ, и я, чтобы онъ не летѣлъ за мной дальше и не уставалъ, бросаю ему крошки, чтобы отвлечь, а самъ быстро иду впередъ, пока онъ не потеряетъ меня изъ виду.
Послѣднее время Олетъ оставилъ строгую жизнь и ищетъ наслажденій! Не ѣстъ ни дробленый рисъ, ни размоченные въ водѣ сухари, только червячковъ, причемъ хочетъ, чтобы я подносилъ ему ихъ на тарелкѣ - на ладони, - садится на нее и ѣстъ. Прогрессъ!
Въ эти дни я наслаждаюсь обществомъ Олета. Кто-нибудь можетъ сказать: "Почему ты дѣлаешь Олету исключеніе? Почему къ другимъ птицамъ не относишься такъ же, какъ къ нему?" Отвѣчаю: когда я зову Олета, онъ прилетаетъ вмѣстѣ съ другими птицами, своими друзьями; другіе сразу набрасываются на ѣду, а Олетъ прилетаетъ по послушанію и по любви. Даже когда онъ голоденъ, можетъ долгое время просидѣть вмѣстѣ со мной, потомъ я самъ напоминаю ему про ѣду. Сейчасъ установилась хорошая погода и у Олета много ѣды, букашекъ, козявокъ, но онъ всё равно прилетаетъ, когда я его зову, хотя онъ и сытъ, - прилетаетъ по послушанію. Какъ же не радоваться этой усердной любочестной птицѣ больше, чѣмъ другимъ?
Часто отъ большой любви мнѣ хочется крѣпко сжать Олета въ ладоняхъ, но боюсь, какъ бы мнѣ не оказаться, какъ та обезьяна, что крѣпко прижимаетъ къ себѣ своихъ дѣтей, такъ что въ концѣ концовъ душитъ ихъ. Потому я сдерживаю свое сердце и радуюсь на Олета издалека, чтобы ему не навредить.
Однажды я задержался, и, когда пришелъ на холмъ, Олета уже не было, такъ какъ въ тотъ день дулъ сильный вѣтеръ. Я оставилъ ѣду въ обычномъ мѣстѣ и ушелъ. На слѣдующій день я пошелъ къ Олету очень рано, потому что переживалъ, не съѣлъ ли его ястребъ. Олетъ, когда увидѣлъ оставленную ему съ вечера ѣду, "искусился помысломъ", полетѣлъ по направленію къ моей кельѣ и сталъ ждать меня на половинѣ пути.
Увидѣвъ меня, онъ отъ радости словно сошелъ съ ума. Я сталъ его кормить, но ему больше было нужно мое общество, чѣмъ ѣда Я удивляюсь его воздержанію, любви и благодарности. Молитесь, чтобы мнѣ быть подражателемъ его добродѣтелей.
Думаю, что я васъ не разочаровалъ, сказалъ всё безъ утайки, не спросивъ разрѣшенія Олета Надѣюсь, онъ не огорчится, хотя и такъ никто, кромѣ васъ, объ этомъ не узнаетъ... Большой поклонъ вамъ отъ Олета и отъ меня.
У меня въ кельѣ не только птицы, но и всѣ животныя, приходящія туда - шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змѣи, - насыщаются отъ преизліянія моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и всѣ вмѣстѣ, звѣріе и вси скоти, гады и и птицы пернаты (Пс.148,10) "хвалимъ, благословимъ, поклоняемся Господеви".
http://3rm.info/publications/57919-lyub … gorec.html