В последнее время снова стало распространятся "Видение инока Ферапонта". Вот что говорится об этом:
Игумен Игнатий (Душеин). Являлся ли убиенный инок Ферапонт тульским паломникам? Как рождаются околоцерковные мифы? (Из книги «Чудеса истинные и ложные», М., «Даниловский благовестник», 2007).
Игумен Игнатий (Душеин),
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»,
п. Мятлево Калужской обл.
ЯВЛЯЛСЯ ЛИ УБИЕННЫЙ ИНОК ФЕРАПОНТ
ТУЛЬСКИМ ПАЛОМНИКАМ?
Как рождаются околоцерковные мифы
ГОСТЬ С НЕБА ИЛИ НОЧНОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК?
Сначала появился фильм. Авторские права на него принадлежат некоему иеродиа-кону Авелю, с Тульских краев.
Фильм представляет из себя интервью с группой паломников из Тулы, к которым в автобус, припаркованный возле ворот монастыря «Оптина пустынь», 18 апреля 2003 года, в 4.20 утра, зашел некий священнослужитель, впоследствии сочтенный ими за убиенного оптинского инока Ферапонта (Пушкарева). После в среде православных стали появляться листовки со скорректированным изложением «явления». Затем вышла книга «Явление оптинского мученика Ферапонта». Еще некоторое время спустя в Интернете стал рекламироваться и предлагаться для скачивания фильм «Явление оптинского мученика Ферапонта». Если верить авторам, фильм «создан по благословению епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита и епископа Анадырского и Чукотского Диомида».
Некие активисты распространения этой информации внушают людям мысль, что это «явление» - чуть ли не начало новой эпохи и что указания «явившегося» есть непре-менный залог спасения души и возрождения России.
Что же мы видим на экране? Некоторые моменты фильма сразу вызывают у внима-тельного зрителя вопросы и заставляют усомниться в том, что вошедший в автобус - именно тот, кем некоторые паломники его впоследствии сочли.
1. В ночь на 18 апреля 2003 года автобус был полон. В фильме же мы видим не-сколько человек. Что это означает? Не то ли, что далеко не все паломники разделяют точ-ку зрения «активистов»?
2. Сразу же «напрягает» эмоциональная взвинченность женщин, рассказывающих о «явлении». Нездоровый восторг, почти кликушеская возбужденность - такому состоянию можно ли доверять?
3. В 4.20 утра в апреле - почти полная темнота. Как известно, все монахи очень по-хожи друг на друга: бороды, клобуки, облачения - все почти одинаковое. Как же смогли паломники узнать того, кого они до этого даже на фото никогда не видели? Собственно, на мысль о том, что «явившийся» - о. Ферапонт, их навели гораздо позже.
4. Известно, что о. Ферапонт был в иноческом постриге, он не был ни диаконом ни иеромонахом. К паломникам же явился священник, с золотистым (наградным) крестом. Нигде в житиях святых мы не видим, что на небесах существует посмертная хиротония, следовательно, необходимо сразу же отвергнуть мысль о том, что пришедший в автобус священник - о. Ферапонт. Признать возможность посмертной хиротонии - недопустимый модернизм, не вписывающийся в православную святоотеческую традицию.
5. Сам ночной монах ни словом, ни намеком не дал повода думать, что он - гость с небес. А то, что он принял подарки - груши, бананы и т.д. - подтверждает его земной ад-рес.
ДОПОЛНЕНИЯ К АПОКАЛИПСИСУ
Это то, что касается самого факта «явления». Что же сказал ночной гость?
В общем-то он не сказал ничего страшного. Сначала «священник» вкратце изло-жил житие схимонахини Сепфоры. Насколько точно - не имеет принципиального значе-ния.
Потом последовала проникновенная речь о Божией Матери - в ней тоже нет ниче-го, что бы могло вызвать недоумение.
Далее пошли пророчества: «Настанет такое тяжелое время, - продолжал монах, - так тяжело будет, что вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью. Все будут молиться, просить заступничества и помощи. А пред этим событием будет трехдневный пост, какого никто не знает. Все будут стоять на коленях и каяться. Сама Царица Небесная явится нам на 3-й день поста в 10 часов вечера. Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благо-дать, и Россия воссияет. Будет очень хорошая жизнь» .
Что же предсказывается?
1. Тяжелые времена (какого рода тяжесть - не говорится).
2. Всеобщее покаяние русского народа.
3. Явление Божией Матери в третий день поста (какого не ясно) в 10 часов вечера.
4. Мгновенное просветление России и «очень хорошая жизнь» (что значит хорошая - тоже не ясно).
Насколько реальны эти предсказания и насколько они в духе православной традиции?
Вначале говорится об очень тяжелом времени. В это верится легко. Но следующее утверждение не совсем реальное: «Вся Россия, все люди станут на колени пред Божией Матерью». Увы, не видно предпосылок. Реально православных у нас около 2% населения. Откуда у остальных такая сознательная вера? Тяжесть наступающих времен как раз в том, что оскудевает вера, исчезает покаяние. Все меньше и меньше людей потенциально готовы встать на колени и покаяться в своих грехах. Кстати, Апокалипсис, описывая последние судороги мира, не только не говорит о покаянии людей, напротив: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих... и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9, 20-21); «... и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16, 11).
Итак, пророчества Апокалипсиса не дают оснований верить во всеобщее покаяние в «тяжелые времена», как бы ни хотелось.
Предсказание о явлении Божией Матери на 3-й день поста в 10 часов вечера можно не комментировать - никаких других источников, с которыми можно было бы сравнить его, нет.
Непонятен и смысл пророческих слов: «Вся нечисть отлетит в одну секунду, и Россия засветится. Свет прольется на Россию, снизойдет великая благодать, и Россия воссияет». «Нечисть» здесь понимается как нечто внешнее, не имеющее отношения к лю-дям, но на самом деле она - в душе каждого из нас. И в один миг «просветления» она не испарится. Изживать ее из сердца - труд всей жизни, иначе придется отказаться от всех Святых Отцов - аскетов Церкви. Эта мечта о наступлении рая в одной отдельно взятой России сродни большевистским утопиям и хилиастким ересям.
Далее монах повелевает почтить это грядущее явление Божий Матери ежедневным молитвенным трудом: «В память об этом событии, - подчеркнул монах, - молитесь на коленях каждый день Божией Матери в 10 часов вечера. Она явится именно в этот час. А чтобы не забывать, имейте при себе маленький будильничек, заведенный на это вечер-нее время.
- А какой иконе молиться? - кто-то задал вопрос.
- Молитесь за спасение России иконе Божией Матери "Державная", - ответил монах.
Паломники спросили:
- А что читать, как молиться?
Он ответил:
- Покаянно. Кто как может. А можно, как делали древние святые: распростершись на полу крестообразно молиться-покаянно (орфография листовки. - Иг. И.).
- По какому времени молиться?
- По которому живете, - ответил он».
ГУЛАГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
Далее монах, который, по мнению некоторых паломников, является о. Ферапон-том, сошедшим с небес, говорит: «А вот совсем недавно к нам приезжали высокие чины из ФСБ... Но вы же знаете, какие наши старцы! И перед силою святыни они не могли лгать. Их уста сказали, что гонения на нас готовы, готовы все тюрьмы. Они против воли своей стали рассказывать, что на Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в те-чение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь и заполнен... если мы не будем молиться и каяться. Для каждого из вас уже готовы наручники и кандалы. Ждут только команды».
Пропагандистов «явления» не смущает тот факт, что инок с небес говорит о том, что «к нам приезжали высокие чины из ФСБ». Никак органы и на небо добрались? Или монах был не с небес, а откуда поближе? Скорее, второе.
Что означают его слова: «вы же знаете, какие наши старцы!»? Известно, что в Оптиной есть только один человек, которого можно назвать старцем. Множественное число вносит туман в этот вопрос. Зачем?
Далее: «На Соловках все подготовлено, все зарешечено, и в течение двух дней он будет полностью переоборудован в концлагерь». Проверить информацию о Соловках не-сложно: там ныне монастырь - можно позвонить: уж не зарешечен ли он? Но, во-первых - это дезинформация, во-вторых - тюрем в России и без Соловков хватает, стоит ли пере-живать по этому поводу? Надо будет - найдут куда посадить, и наручников хватит на всю страну .
Но откровения ночного гостя на этом не кончились: «Не верьте тем, кто говорит вам, что скоро конец света. Пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще про-должаться. Конец света никому не открыт».
Но если «конец света никому не открыт», то откуда «монаху» известно, что «пройдут еще роды родов, и жизнь на земле будет еще продолжаться»? Ведь это прямое указание на время! Как можно не видеть этого вопиющего противоречия?
НОВОЕ СЛОВО В ЯЗЫКОВЕДЕНИИ И «ДУХОВНЫЙ РАСИЗМ»
Далее монах открывает свои обширные познания древних языков: «Потом стал говорить нам о святости древнееврейской письменности:
- Каждые буковки древнееврейской письменности - это святость. Изначально они уходят корнями к царю Давиду, их нужно лобызать. Еврейский народ очень глубокой веры, как от неба до земли» .
Кроме несправедливого отнесения истории зарождения древнееврейского языка к временам царя Давида (интересно, а Моисей на каком языке заповеди записывал?), здесь присутствует интереснейшее утверждение о святости самих букв еврейского алфавита. Надо сказать, что нигде в Писании или Святоотеческом предании мы подобного утвер-ждения не встретим.
Говорить можно о святыне богодухновенного текста, но утверждать святость само-го алфавита, его передающего - нечто новое. Здесь недалеко до магизма. Уж не каббалу ли проповедует гость?
«Два народа - еврейский и русский - были выбраны Богом не случайно. Еврейский народ за глубокую веру в Бога, а русский народ - за добрую, широкую душу. А в совокупно-сти получается - Крест», - продолжал монах.
Надо отметить, что в православном учении отсутствует идея о превосходстве того или иного народа или, наоборот, об ущербности какой-либо нации. Подобные утвержде-ния звучат некорректно по отношению к другим народам, проповедуют некий духовный расизм.
Если избранники Божии только евреи и русские, то кто же греки - наши отцы по вере? Где грузины, копты, единокровники свв. Антония и Макария, сербы, румыны, бол-гары и т.д.?
КАК СОЗДАЮТСЯ МИФЫ
«Ну вот, а теперь мы с вами все в пасхальной радости! - закончил монах» - вы-сказывание для этого дня (а дело было накануне Лазаревой субботы) более чем странное.
«И не верьте, что будет конец мира!» - выходя из автобуса, еще раз напомнил монах. Ошибся, видно, апостол Иоанн Богослов - отменил конец света странный ночной гость.
После этого, выйдя из автобуса, монах исчез: то ли в темноте скрылся, то ли в воз-духе растворился - непонятно, но почва для мифа готова. Вывод некоторыми паломника-ми был сделан однозначно - это было небесное явление. Позже их навели на мысль («открылась вся правда»), что явившийся был инок Ферапонт.
Что можно сказать об этом «явлении»? Во-первых, то, что это не тот случай, из-за которого вообще нужно всерьез спорить, а тем более придавать ему какое-то чрезвычай-ное значение. Не будет греха вообще не верить в это явление, но и если кто верит - что ж, это дело его совести. Только не нужно навязывать всему православному народу некое «новое откровение», призывать чуть ли не менять символ веры и подлаживать Священное Предание под откровения «небесного гостя».
Лично я не собираюсь следовать указанию молиться в 10 часов вечера каждый день в память предсказанного монахом явления Божией Матери. Но если кто помолится - хуже не станет...
Так что же все-таки это было? Три варианта: небесное явление, бесовское искуше-ние или чисто земное дело - зашел человек на огонек.
Что касается возможности небесного явления, то возражения против такого вари-анта изложены выше.
Хотелось привести несколько святоотеческих цитат о правильном отношении даже ко всяческим явлениям.
ДАЖЕ ИСКУСНЫЕ ОШИБАЛИСЬ И ГИБЛИ
Вот что пишет о небесных явлениях святитель Игнатий Брянчанинов:
«Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенно-го внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спаситель-ную осторожность» .
Что это значит? Что чем меньше внимания мы уделяем явлениям и чудесам, даже истинным, тем лучше. Надо трудиться над очищением своей души.
«Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света; тем удобнее могут быть обмануты ныне, и непонятнее. Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни мас-кировалось зло. Поэтому Святые Отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, - но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов - Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться» .
Крайняя осторожность нужна в этих делах. Даже искусные ошибались и гибли, что же о нас говорить!
ТЕСТ НА БОЛЕЗНЬ
И все же мне лично думается, что это «явление» и не небесное и не бесовское. Просто некий монах (или даже выдающий себя за такового) зашел в автобус и сказал свое частное мнение по некоторым вопросам. Его приняли за небесного посланца - бывает.
Откуда набор такой информации в голове? Всякое может быть. Мне лично знаком хороший, благочестивый монах, который просто психически болен. Я очень легко могу его представить идущим ночью с кадилом по лесу, говорящим нелепицы паломникам, вещающим о явлениях и чудесах.
Собственно, и сама история этого «явления» - показатель нездоровости нашей церковной атмосферы, болезненной падкости на чудеса и знамения, отсутствия твердого фундамента подлинной духовной жизни.
Ну, какая для нас разница, в котором часу молиться? Главное - молиться! Неужели нас без страшилок о лагерях и наручниках уже и на молитву не загнать?
ГОЛОС ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
Что добавить еще? Перед публикацией статьи я позвонил в Оптину пустынь. Мне было интересно знать, как сами оптинцы относятся к шуму вокруг «явления» и к самому «явлению»?
Наместник монастыря архимандрит Венедикт высказался однозначно: «Мы почи-таем наших убиенных братий, многие люди приходят на их могилы и получают по их мо-литвам помощь от Господа. Но к этому "явлению" якобы о. Ферапонта мы все отно-симся категорически отрицательно, точнее - мы не считаем это истинным явлением. К сожалению, наш народ не навык еще распознавать ложные чудеса и явления. А высказы-вания о Кресте как пересечении "глубины еврейской веры" и "широты русской души" - кощунственны. Обязательно напишите об этом и о нашем отношении к этой шумихе».
Наверное, больше к данной теме добавить нечего. Остается надеяться, что шумы улягутся, и встревоженные «чудом» люди сконцентрируют свое внимание на том, что в отличие от всех «чудес» имеет серьезное значение для их душ: на повседневном труде по очищению собственного сердца.
(Из книги «Чудеса истинные и ложные», М., «Даниловский благовестник», 2007)
http://ivepar.ru/publicistic/271766936/1022686368/