Давно хотел тут поднять одну тему, но все не решался.
Как относится к тому, что по обе стороны фронта в боевых действиях с высокой долей вероятности участвуют православные христиане, члены одной Церкви, братья во Христе? Уверен, многие воцерковлены, причащаются.
Шестая заповедь Декалога и воинский долг по защите Отечества.
Несомненно, что война сама по себе есть зло. Война есть, безусловно, зло, – те, кто указывает на заповедь «не убий», справедливо говорят о том, что война есть нарушение этой заповеди. Однако мы видим из св. Библии, что в то самое ветхозаветное время, когда была дана эта заповедь, Израильский народ воевал по Божьему повелению и с помощью Божией побеждал врагов. Кроме того, в ветхозаветный период человек, который злословил, например, своих родителей, должен быть предан смерти. Следовательно, заповедь «не убий» не распространялась, безусловно, на всякий случай отнятия жизни у человека. Этой заповедью запрещается только личная расправа одного человека с другим по его личному решению и произволу. Когда Господь в Новом Завете разъяснял глубокий смысл этой заповеди, Он указал, что ею запрещается не только убийство, но и вообще — нехристианский, напрасный гнев.
Война, безусловно, является отрицательным явлением в человечестве. Однако она будет существовать – как иногда единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа – от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только войны во имя справедливости и восстановления порядка и правды берутся христианским учением под свою защиту. Война первоначально началась на небе, когда св. Архистратиг Михаил и ангелы свергли с неба Божия изменника – диавола с его единомышленниками – падшими ангелами. С момента низвержения человека из Рая непрестанно ведется война дьявола, слуг его – падших ангелов, за души людей, особенно за души праведников. При этом силы тьмы в качестве своих орудий используют нравственно нестойких, падших людей, подбивающих их на разжигание кровопролитных войн.
Равноапостольный Кирилл в беседе с магометанами так сказал: «Мы терпим великодушно свои личные обиды; но в обществе друг друга защищаем, полагая души свои за ближних своих, дабы вы, пленив наших сограждан, не принудили их к отречению от веры и богопротивным деяниям».
Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии, попрание святынь, безчестие женщин, убийство стариков и детей. Поэтому убийство неприятеля в справедливой войне церковь не рассматривает, как частный грех человека, когда воин идет «отдать душу свою за ближних своих». Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему отечеству, у нас признается смерть за родину. В этом случае христианин-воин, защищая Родины и ее святыни, явно исполняет заповедь Христову: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» (Иоан.15:13)». При этом чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других – тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин.
Великий преподобный святой земли русской Сергий Радонежский благословлял на войну князя Дмитрия Донского, а также двух монахов – Осляблю и Пересвета – на брань в защиту Отечества от татар, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани. Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами, такие как: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Ушаков и др.
Но вот и другая, близкая к ней, тема: воевать или не воевать?
Однозначно – да, если речь идет о защите своей Родины. А если это война агрессора?
В случае, если это однозначно греховная, захватническая война, христианин может пойти на мужественный акт неповиновения властям. Пусть он будет репрессирован за это, расстрелян, но это даст ему венец страстотерпца.
Но что делать, если государство тебя зовет на войну, и ты не знаешь истинных мотивов войны, одурманен пропагандой? Ты искренне думаешь, что воюешь за правое дело, а на самом деле творишь неправое. Что делать, если ты обманут своим государством, правительством? И Церковь не высказывается – молчит? Будучи воином, не должно оставлять своего ремесла. Следует идти на войну и убивать противника, если понадобится, и верить в то, что, если ты честный воин, то Господь не осудит тебя. Но помнить, что ничто не оправдает тебя и никакого прощения от Бога ждать не придется, если «ты используешь военные действия для обогащения, будешь жесток или будешь убивать мирное население». Убийство невинных людей, жестокость по отношению к пленным (он такой же человек, чадо Божие, как и ты) – все это недопустимые вещи. Не только в военное, но и в мирное время.
Христиане являются членами одного тела. истинная мудрость верующих состоит в том, чтобы различать дары и признавать их там, куда поставил Господь по принципу любви Отца небесного. Потому что «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или голова ногам: "вы мне не нужны"» (1Кор.12:18-21). Все члены тела исполняют свою функцию на своем месте, хотя и не так, как те, которых Бог «наделил» духовными дарами. И это признавать или не признавать значит признавать или отвергать того, кто наделяет этими дарами.
В Евангелии мы находим следующую подсказку в этом вопросе. Однажды к Иоанну Крестителю пришли воины с вопросом, – как относиться к своей службе, чтобы не быть отвергнутыми Богом? Примечательно, что Креститель не велит им бросить военную службу… «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14).
То есть суть совета Иоанн Предтеча заключается в следующем:
– не обижать – дословно с греческого «не запугивать», «не вымогать деньги силой»;
– не клеветать, что значит не фабриковать ложных обвинений с целью последующего вымогания денег и богатств;
– довольствоваться своим жалованием, что значит не грабить, не мародерствовать.
То есть, здесь следует иметь в виду, что цель не всегда должна оправдывать средства.
Взято из диплома выпускника СТПГУ