Форум - для православного общения. Изучение и обсуждение пророчеств о наших временах. Гвардия Святой Руси Группа ВКонтакте

Православная дружба и общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Православная дружба и общение » Православная библиотека » Архиепископ Аверкий Таушев


Архиепископ Аверкий Таушев

Сообщений 31 страница 34 из 34

31

Из книги Архиепископ Аверкий Таушев. Церковь перед лицом отступления.

https://antieres.files.wordpress.com/2017/07/1316277818_archbishop-averky.jpg

Скажем несколько слов о том, что имел ввиду Архиепископ Аверкий, когда он говорил об антихристе, потому что его взгляд отличается духовностью и полным отсутствием всякой нездоровой сенсационности. Чтобы распознать антихриста и то, что сейчас подготавливает его приход, христианин должен взглянуть несколько глубже того, что считается в современном мире добром и злом, справедливым и несправедливым. Христианин должен понять принцип, который лежит в основе того явления, которое мы называем «антихрист» – этот принцип – имитация Христа и всего того, что Христово. Само его имя означает «вместо-Христос» или тот, кто выглядит как Христос. Антихрист – это завершающее, наиболее соблазнительное воплощение древних устремлений сатаны «имитировать» христианство с тем, чтобы создать его новую, принадлежащую этому миру форму. «Антихрист явится, – пишет И.М. Концевич, – не как абсолютный атеист или последователь большевизма, поскольку этот последний явил миру все ужасы, к которым атеизм приводит. Напротив, утверждает св. Ефрем Сирин, он придет «как тать, чтобы прельстить всех, придет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающим идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высшей степени благоразумным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающий особенно народ иудейский; потому что иудеи будут ожидать ею пришествия. При всем этом, с великою властью совершит знамения, чудеса и страхования, примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил ею простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласков. И во всем этом благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится».

Обладая святоотеческим взглядом на сущность антихриста, архиепископ Аверкий понимал, что для того, чтобы быть его последователем, совсем необязательно жить во время его, антихриста, царствования. Человек может придти к тому, что воплощает собой антихрист, к подделке под христианство, из-за того, что у него как и у антихриста – нет Христа внутри.

Назначение всего даруемого Христом подготовить людей к Его Небесному царствованию, тогда как антихрист привязывает людей любыми способами к земному. Это простое и очевидное различие может на Деле оказаться очень непростым, поскольку антихрист, подобно многим своим предшественникам, будет весьма «духовным», он будет приковывать людей к земле даже теми средствами, которые предназначены, чтобы вести их на небо. Эта имитация христианства может быть обнаружена только теми, у кого сохранилось чутье, позволяющее отличить по сути своей земное и тленное от небесного и вечного. «Отступление», о котором говорит Архиепископ Аверкий, это именно утрата этого чутья и устремления к Небесному. И преп. Ефрем Сирин пишет, что пришествия антихриста не узнает тот, «кто имеет ум на дела житейские и любит земное… ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни».

Христианство утратившее силу наполняется мирским, выдающим себя за духовное. «Обмирщение» же христианства делает его незащищенным для искушений антихриста.

+2

32

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Идеалъ Русской Православной государственности.
В память святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго

http://sd.uploads.ru/t/43VUH.jpg

«Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ». Многимъ извѣстно это замѣчательное изреченіе, ставшее давно какъ бы поговоркой, но мало кто знаетъ, к о м у оно принадлежитъ. Принадлежитъ оно святому благовѣрному великому князю Александру Невскому, память котораго Россійская Церковь празднуетъ 23 ноября по ст. ст. (день его отпѣванія) и вторично — 30 августа по ст. ст. (день перенесенія его св. мощей изъ г. Владиміра въ царствующій градъ св. Петра).

Святый благовѣрный великій князь Александръ Невскій — подлинное воплощеніе русской православно-христіанской государственности. Это — свѣтлый образъ возвышенной, благородной, дѣтски-чистой души народнаго вождя-правителя, мужественно-обнажающаго свой мечъ въ защиту поругаемой вѣры. Это — безстрашный исповѣдникъ истинной вѣры Христовой, самоотверженный и доблестный защитникъ Православной Церкви отъ грубаго насилія иноплеменниковъ-иновѣрцевъ.

«Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ» — такъ твердо вѣровалъ святый князь, а потому защишая только п р а в д у, всегда побѣждалъ, даже тогда, когда по человѣческимъ соображеніямъ, нельзя было надѣяться на побѣду. Призванный управлять народомъ по волѣ Божіей, онъ во всей своей государственной дѣятельности руководился только правдой Божіей, а потому Богъ былъ съ нимъ. Онъ не обнажалъ меча, не проливалъ крови з р я, подобно многимъ дикимъ своимъ современникамъ — иновѣрнымъ правителямъ. Поэтому Богъ былъ съ нимъ и тогда, когда онъ одержалъ славную побѣду при рѣкѣ Невѣ надъ шведами, желавшими поработить русскій народъ римскому папскому престолу (въ 1240 г.), и тогда, когда онъ отбилъ нашествіе нѣмецкихъ ливонскихъ рыцарей на льду Чудского озера (въ 1242 г.), и тогда, когда уничтожилъ грабительскія рати дикихъ литовцевъ (въ 1245 г.).

Радостно встрѣчали своего князя-побѣдителя преданные ему русскіе люди, какъ доблестнаго защитника вѣры своей отъ покушеній папскихъ полчищъ, стремившихся огнемъ и мечомъ подчинить русскій народъ папѣ. Слышались восторженныя восклицанія: «Господь, пособившій кроткому Давиду побѣдить Голіаѳа, помогъ и благовѣрному князю нашему постоять з а в ѣ р у п р а в о с л а в н у ю, з а «Д о м ъ П р е с в я т ы я Б о г о р о д и ц ы», какъ благоговѣйно именовала себя Святая Русь.

Много страдала въ то время русская земля отъ тяжкаго монгольскаго ига, но не рѣшались русскіе люди, ни самъ благовѣрный князь Александръ бороться со столь сильнымъ врагомъ, такъ ужасно опустошившимъ во время Батыева нашествія русскіе города и селенія. И вотъ, римскіе папы, видя безуспѣшность своихъ попытокъ силою оружія подчинить себѣ русскій народъ, задумали лестію взять его. Одинъ изъ нихъ Иннокентій IV прислалъ св. князю Александру (въ 1251 г.) двухъ ученыхъ кардиналовъ-проповѣдниковъ и съ ними свое посланіе. Начавъ посланіе ложью, будто отецъ Александра князь Ярославъ «обѣщалъ повиновеніе Римской церкви», папа, убѣждая св. князя «вступить подъ сѣнь римскаго престола», писалъ: «просьба наша обѣщаетъ тебѣ выгоды. Мы заступаемъ мѣсто Бога на землѣ. Въ повиновеніи намъ нѣтъ никакого униженія для чести государя: напротивъ этимъ путемъ возрастаетъ временная и вѣчная свобода. Мы будемъ считать тебя самымъ знаменитымъ между всѣми католическими князьями, и всегда будемъ съ особой заботливостью стараться объ увеличеніи твоей славы». Въ заключеніе папа обѣщалъ св. князю за подчиненіе себѣ помощь противъ татаръ, тишину и спокойствіе для всей земли Русской.

Но не соблазнился этимъ льстивымъ предложеніемъ ревнитель истинной вѣры — вѣры православной св. благовѣрный князь Александръ.

«Мы знаемъ истинное ученіе Церкви», отвѣчалъ онъ папѣ: «а вашего не пріемлемъ». Папѣ было послано православное изложеніе вѣры.

Слухи о мужественномѣ князѣ и его славныхъ побѣдахъ дошли до татарскаго хана. Послѣ татарскаго нашествія и страшнаго погрома, который они учинили, всѣ русскіе князья ѣздили въ Золотую Орду на поклонъ хану, но св. Александръ долгое время тамъ не былъ, пока самъ Батый не пожелалъ его видѣть. Понимая, что борьба съ такимъ грознымъ завоевателемъ невозможна, св. кн. Александръ, подкрѣпившись молитвою и напутствіемъ Новгородскаго святителя, отправился въ Орду, и тутъ показалъ свое безстрашіе въ исповѣданіи истинной вѣры. Волхвы и жрецы идольскіе потребовали отъ св князя, чтобы онъ, прежде чѣмъ предстать предъ очи хана, по обычаю татарскому, поклонился солнцу и пройдя чрезъ очистительный огонь, поклонился войлочнымъ идоламъ и изображеніемъ ханскихъ предковъ. Св. Александръ рѣшительно отказался сдѣлать это, и, не боясь смертной кары, мужественно заявилъ: «Я — Христіанинъ: не подобаетъ мнѣ кланяться твари — поклоняюсъ я Богу Единому, въ Троицѣ славимому». Отвѣтъ этотъ онъ повторилъ и передъ самимъ ханомъ, и мужество исповѣдника побѣдило гордость жестокаго властителя: ханъ не причинилъ ему никакого вреда и съ честью отпустилъ его.

Любвеобильный и милостивый князь, видя бѣдствія своего народа, страждущаго подъ тяжкимъ игомъ тататаръ, неодчократно потомъ ѣздилъ въ Золотую Орду къ хану, перенося всѣ трудности дальняго и опаснаго пути, холодъ, голодъ и зной, подвергаясь смертной опасности — ѣздилъ для того, чтобы умилостивлять гнѣвъ хана и уговаривать его быть милосерднымъ къ порабощенному русскому народу.

Всѣ эти многотрудные подвиги, совершенныя для блага отечества, рано истощили тѣлесныя силы святого князя. Однажды, возвращаясь изъ Орды, онъ тяжко занемогъ, принялъ постриженіе въ великую схиму съ именемъ Алексія и скончался, всего на 45-мъ году своей жизни.

«Чада моя милая, разумѣйте, яко зайде солнце земли русскія» — «закатилось солнце земли русской» — въ такихъ словахъ объявилъ народу о кончинѣ всѣми горячо любимаго князя Митрополитъ Кириллъ. Народъ не понялъ или, вѣрнѣе, не хотѣлъ понять всего мрачнаго значенія этихъ словъ, и только, когда сокрушенный скорбью святитель добавилъ: «Благовѣрный Великій Князь Александръ нынѣ преставился», разразился неописуемыми рыданіями. Послышались вопли: «мы погибаемъ!»

За десять верстъ вышелъ весь Владиміръ встрѣтить погребальное шествіе съ тѣломъ «печальника земли Русской». И къ утѣшенію осиротѣвшихъ русскихъ людей при отпѣваніи его Господь показалъ великое знаменіе. Когда Митрополитъ Кириллъ въ концѣ отпѣванія подошелъ къ усопшему, чтобы вложить въ его руку разрѣшительную грамату, блаженный князь самъ простеръ свою руку, принялъ хартію и сложилъ опять крестообразно свои руки. Благоговѣйный ужасъ объялъ при этомъ сердца присутствующихъ. Это было 23 ноября 1263 года.

Въ 1380 году, когда благовѣрный великій князь Димитрій, прозванный позже Донскимъ, готовился къ рѣшительной битвѣ съ татарскимъ ханомъ Мамаемъ на Куликовомъ полѣ, благоговѣйный инокъ молился ночью въ храмѣ Рождественской обители, гдѣ погребено было тѣло блаженнаго князя Александра. И вотъ онъ видитъ: у гроба его сами собой зажглись свѣчи, ко гробу подошли два святолѣпныхъ старца и говорили святому князю: «Возстань, Александръ, поспѣши на помощь сроднику своему великому князю Димитрію, ибо его одолѣваютъ иноплеменники». Св. Александръ всталъ, и всѣ стали невидимы. Смиренный инокъ, пораженный страхомъ, умолчалъ-было о видѣніи. Но когда оказалось, что видѣніе было именно въ самую ночь славной Куликовской битвы, онъ разсказалъ обо всемъ Митрополиту. Святитель возвѣстилъ о томъ великому князю и распорядился открыть гробницу святаго. Тѣло оказалось нетлѣннымъ, хотя прошло цѣлыхъ 117 лѣтъ. Тогда съ честью положили св. тѣло въ ракѣ поверхъ земли. Множество дивныхъ чудесъ совершилось отъ новоявленныхъ св. мощей: слѣпые прозирали, разслабленные укрѣплялись, бѣсноватые освобождались отъ мучившихъ ихъ духовъ нечистыхъ.

Такъ увѣнчалъ Правосудный Господь мужественнаго поборника Правды Своей нетлѣннымъ вѣнцомъ святости, и даровалъ русскому народу въ лицѣ его новаго заступника и молитвенника передъ престоломъ Божіимъ! Нетлѣнныя мощи его при Императорѣ Петрѣ I (30 августа 1724 года) были торжественно перенесены изъ г. Владиміра въ царствующій градъ С. Петербургъ и помѣщены въ Александро-Невской лаврѣ.

«Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ» — вотъ великій завѣтъ, который оставилъ намъ нашъ дивный печальникъ св. благовѣрный великій князь Александръ Невскій, и до тѣхъ поръ, пока вѣренъ былъ русскій народъ этому великому завѣту, ширилась и росла Русь могучая православная, процвѣталъ и благоденствовалъ народъ русскій. Попрана была Правда Божія, и величайшія бѣдствія обрушились на головы несчастныхъ заблудившихся русскихъ людей, потоки крови и слезъ потекли по Русской Землѣ.

П р а в д а Б о ж і я, а не преступное безразличіе, индиферентность, безпринципность и исканіе только своей личной корысти, своихъ собственныхъ узко-эгоистическихъ, карьерныхъ и матеріалистическихъ интересовъ, — вотъ ч т о должно быть положено въ основу строительства не только нашей личной и семейной, но и общественной и государственной жизни будущей Россіи, если только суждено ей Богомъ воскреснуть. Только тогда вновь станетъ она С в я т о ю Р у с ь ю, а безъ этого никакая будущая Россія не будетъ н а с т о я щ е й Россіей, въ которой отрадно, легко и радостно будетъ жить н а с т о я щ е м у русскому человѣку.

Прежде всего — Правда Божія, а потомъ уже — все остальное.

Такъ было — такъ должно быть, или Россіи никакой не будетъ.

Многіе теперь понимаютъ, что безъ Святой Руси, руководимой Правдой Божіей, не будетъ и м и р а в ъ м і р ѣ, о чемъ сейчасъ такъ усердно, одни искренно, а другіе лицемѣрно, хлопочутъ. Но сколь многіе, продавшіе душу свою сатанѣ, всѣ силы свои прилагаютъ, чтобы Святая Русь не воскресла, стремясь похоронить ее навсегда. Такихъ въ наше время больше, и въ ихъ рукахъ — всѣ средства «міра сего, во злѣ лежащаго»: власть и капиталъ.

Вмѣсто Правды Божіей, ложь воцарилась въ мірѣ. Это господство лжи именно въ переживаемое время замѣчательно хорошо отмѣтилъ нашъ выдающійся государствениый дѣятель К. П. Побѣдоносцевъ. За это и возненавидѣли его такъ всѣ служители и поборники лжи. Вотъ его весьма глубокомысленныя слова:

«Съ тѣхъ поръ какъ пало человѣчество, ложь водворилась въ мірѣ, въ словахъ людскихъ, въ дѣлахъ, въ отношеніяхъ и учрежденіяхъ. Но никогда еще, кажется, отецъ лжи не изобрѣталъ такого сплетенія лжей всякаго рода, какъ в ъ н а ш е с м у т н о е в р е м я, когда столько слышится отовсюду лживыхъ рѣчей о правдѣ. По мѣрѣ того какъ усложняются формы быта общественнаго, возникаютъ новыя лживыя отношенія и цѣлыя учрежденія, насквозь пропитанныя ложью. На всякомъ шагу встрѣчаемъ великолѣпное зданіе, на фронтонѣ коего написано: «З д ѣ с ь и с т и н а». Входишь, и ничего не видишь кромѣ лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, — люди негодуютъ, и велятъ вѣрить и проповѣдывать, что это — истина, внѣ всякаго сомнѣнія» («Московскій Сборникъ» — «Печать» стр. 60).

Поистинѣ геніально-сказанныя слова, такъ ярко и сильно характеризующія господство лжи въ современномъ мірѣ. Если такъ было въ концѣ прошлаго XIX столѣтія, то во сколько разъ больше приложимы эти замѣчательныя слова п р а в д ы къ переживаемымъ нами днямъ, когда это ужасающее торжество лжи достигло, кажется уже своего апогея.

Правды сейчасъ многіе не любятъ и даже слышать ея не хотятъ, а съ ложью такъ свыклись, что охотно прикимаютъ ее за истину.

Самое ужасное, конечно, въ томъ, что ложь господствуетъ теперь даже тамъ, гдѣ ей казалось бы, совсѣмъ не должно быть мѣста — въ религіозной жизни людей, а въ послѣднее время, послѣ крушенія нашей Родины, какъ Святой Руси, даже въ Православной Церкви. Мы имѣемъ въ виду современное направленіе церковной жизни и высказыванія многихъ видныхъ іерарховъ разныхъ помѣстныхъ Православныхъ Церквей.

Развѣ не величайшая и не отвратительнѣйшая ложь — мирное сосуществованіе съ явными безбожниками и богоборцами, гонителями вѣры и Церкви и даже полное сотрудничество съ ними и поддержка, оказываемая имъ предъ лицомъ всего свѣта?

Развѣ не величайшая ложь сокрыта въ созременномъ такъ называемомъ «экуменизмѣ», который хочетъ соединить несоединимое — Истину съ ложью?

Развѣ не величайшая ложь и лицемѣріе во всѣхъ этихъ объятіяхъ и лобзаніяхъ «Вселенскаго Патріарха» съ Папой Римскимъ, въ этихъ постоянныхъ встрѣчахъ и совмѣстныхъ съѣздахъ и конференціяхъ православныхъ съ неправославными, во время которыхъ говорится очень много и очень краснорѣчиво и трогательно о чемъ-угодно, но только — не о самомъ главномъ: не объ И с т и н ѣ Православія и о необходимости для спасенія всѣмъ вступить въ Православную Церковь?

А намъ, православнымъ русскимъ людямъ, давно пора понять, что отъ этой именно діавольской лжи рухнула наша несчастная Родина-Россія, которая была носительницей и оплотомъ истинной Христовой вѣры въ мірѣ, и потому мѣшала всѣмъ служителямъ лжи: Святую Русь надо было уничтожить для того, чтобы діавольская ложь скорѣе и безпрепятственнѣе могла разлиться по всему міру.

И вотъ теперь эта торжествующая побѣду ложь подтачиваетъ основы существованія и всего остального міра, который уже весь погрязъ во лжи, и отравленный ложью, воображая, что идетъ къ какому-то «прогрессу», быстро стремится въ бездну къ своей окончательной погибели, которая не дремлетъ.

Намъ, православнымъ русскимъ людямъ, имѣющимъ такой богатый духовный опытъ въ нашемъ великомъ историческомъ прошломъ пора также понять, что безплоденъ всякій націонализмъ и всякій патріотизмъ тамъ, гдѣ нѣтъ рѣчи о Правдѣ Божіей — гдѣ Правда Божія отсутствуетъ. Послѣ всего нами пережитаго необходимо отдать себѣ въ этомъ ясный отчетъ и окончательно убѣдиться въ непререкаемой истинѣ великаго завѣта, оставленнаго намъ нашимъ св. благовѣрнымъ великимъ княземъ Александромъ Невскимъ: «Не въ силѣ Богъ, а в ъ П р а в д ѣ». Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 115-122.

https://apologet.spb.ru/ru/все-категори … skago.html

0

33

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.
СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.
ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

http://s3.uploads.ru/t/Vponl.jpg

Воскресе́нія де́нь, просвѣти́мся, лю́діе. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: отъ сме́рти бо къ жи́зни, и отъ земли́ къ небеси́, Христо́съ Бо́гъ на́съ преведе́, побѣ́дную пою́щія.

Сими радостными словами, всегда неизмѣнно пробуждающими въ насъ какую-то особую возвышенную бодрость духа, приливъ новыхъ духовныхъ силъ и свѣтлую надежду на ожидающее насъ лучшее будущее, привѣтствуемъ мы васъ, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры — соотечественники наши, въ изгнаніи и разсѣяніи сущіи!

Шлемъ мы это радостное пасхальное привѣтствіе и вамъ, дорогіе наши страдальцы — православные русскіе люди, за вѣру святую, подъ игомъ лютыя работы во Отечествіи нашемъ гониміи и злѣ страждущіи, если только голосъ нашъ дойдетъ до васъ.

Въ переживаемое нынѣ нами многоскорбное время единственное утѣшеніе для всѣхъ насъ это — святая вѣра наша съ ея высокими обѣтованіями, съ ея умиротворяющими душу чаяніями, съ ея свѣтлыми упованіями. Ибо поистинѣ никогда еще зло, повсюду почти торжествующее сейчасъ въ мірѣ и проникнувшее глубоко въ жизнь людей и даже въ церковную ограду нашу, не достигало такой силы, такой степени напряженія.

Этому злу, побѣдоносно шествующему путемъ лжи и всякаго неправеднаго обольщенія и покоряющему людей, не вѣровавшихъ истинѣ, но возлюбившихъ неправ/с. 179/ду (2 Солун. 2, 10-12), мы можемъ противопоставить только святую вѣру нашу.

«Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша» (1 Іоан. 5, 4), — утѣшаетъ насъ въ этомъ возлюбленный ученикъ Христовъ, стоявшій у самаго Креста Господня, видѣвшій всѣ, языкомъ человѣческимъ невыразимыя страданія Господа, а затѣмъ сподобившійся первымъ придти къ отверстому гробу Его, увѣровавшій и горячо пережившій, вмѣстѣ съ другими учениками и послѣдователями Его радостъ Его Воскресенія (Іоан. 20, 2-8).

Въ основаніи этой святой вѣры нашей, какъ краеугольный камень ея, и лежитъ это величайшее, безпримѣрнѣйшее въ исторіи человѣчества чудесное событіе — Воскресеніе Христово.

Христосъ воскресъ, побѣдивъ человѣческую неправду и самую смерть, на которую осудила Его эта неправда. Правда восторжествовала надъ ложью, жизнь одержала побѣду надъ смертью, и это такъ естественно находитъ свѣтлый радостный откликъ въ нашихъ сердцахъ, угнетаемыхъ неправдою и трепещущихъ предъ смертью.

Вотъ почему такъ торжественно и радостно наше пасхальное богослуженіе, вотъ почему мы такъ ликуемъ и сердца наши какъ бы сами поютъ хвалу Христу Воскресшему въ пресвѣтлый день праздника Его Воскресенія — этого воистину «праздника праздниковъ и торжества торжествъ».

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ, видимый же весь и невидимый: Христосъ бо воста, веселіе вѣчное» (тропарь 1-й пѣсни канона).

И это отнюдь не одно воображеніе, какъ легковѣсно пытаются утверждать поистинѣ несчастнѣйшіе изъ людей, коснѣющіе въ ослѣпленіи упорнымъ невѣріемъ.

Истина славнаго событія Воскресенія Христова не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію уже по одному тому, что дѣйствительность его засвидѣтельствована очень многими лицами, весьма различными по своему положенію и видѣвшими Воскресшаго Господа въ разное время и неоднократно.

/с. 180/ Кромѣ того, совершенно невозможно было бы понять и объяснить инымъ образомъ то необыкновенное воодушевленіе, тотъ необычайный подъемъ духа, который робкихъ и боязливыхъ вначалѣ апостоловъ сдѣлалъ мужественными и неустрашимыми проповѣдниками Христова ученія по всей вселенной.

А надо знать, что ученики Господни, проповѣдуя Евангеліе Христово, учили людей не одной только голой христіанской морали, а, какъ это ясно видно изъ книги Дѣяній Апостольскихъ, благовѣствовали прежде всего о Христѣ Распятомъ и тридневно Воскресшемъ изъ мертвыхъ, сопровождая и подтверждая свою проповѣдь многими чудесными знаменіями.

И эта проповѣдь о Воскресшемъ Господѣ плѣняла и покоряла сердца человѣческія и дѣлала людей пламенными послѣдователями Его, готовыми кровью своею запечатлѣть свою непоколебимую вѣрность Ему.

Только великая истина Воскресенія Христова можетъ намъ объяснить необычайно-быстрое распространеніе вѣры Христовой, въ самыхъ неблагопріятныхъ для того условіяхъ и обстановкѣ, по лицу всей земли. Что другое могло заставить тысячи и тысячи людей въ теченіе ряда вѣковъ претерпѣвать страшныя, неописуемыя мученія, проливать кровь свою и отдавать жизнь свою за Христа? Какая иная сила могла побудить богатыхъ и знатныхъ, вельможъ и самыхъ царей гордаго языческаго міра смиренно склониться передъ подножіемъ Креста Христова и славить Его Воскресеніе? А что могло побуждать многія тысячи мужей и женъ отрекаться отъ суетныхъ благъ, утѣхъ и удовольствій міра сего, во злѣ лежащаго, и удаляться въ пустыни, горы и вертепы и пропасти земныя, чтобы тамъ въ непрестанной молитвѣ и безмолвіи, постническихъ лишеніяхъ и трудахъ проводить жизнь Богоугодную, дабы вѣрнѣе соединиться со Христомъ въ жизни будушей, которую открылъ намъ Христосъ Своимъ преславнымъ Воскресеніемъ изъ мертвыхъ?

«Если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ» (1 Кор. 15, 19), говоритъ св. Апостолъ языковъ Божественный Павелъ, /с. 181/ безчисленное число разъ въ изумительной жизни своей испытавшій на себѣ животворную силу Христа Воскресшаго, ибо

«Если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тшетна, тщетна и вѣра ваша», поясняетъ онъ же (1 Кор. 15, 17).

«Но Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ», убѣжденно свидѣтельствуетъ онъ, коему неоднократно являлся Христосъ, ученикомъ Котораго онъ не былъ во время Его земной жизни: «Первенецъ изъ умершихъ» (1 Кор. 15, 20), а потому, «какъ во Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ» (1 Кор. 15, 22).

«А затѣмъ конецъ, когда онъ предастъ царство Богу и Отцу, когда упразднитъ всякое начальство и всякую власть и силу: ибо Ему надлежитъ царствовать, доколѣ низложитъ всѣхъ враговъ подъ ноги Свои. Послѣдній же врагъ истребится — смерть» (1 Кор. 15, 24-26).

Такъ вотъ, гдѣ источникъ нашей свѣтлой радости въ день праздника праздниковъ Свѣтлаго Воскресенія Христова: Воскресеніе Христово — это радостный и убѣдительный для насъ залогъ конечнаго торжества правды Божіей, побѣды надъ зломъ, побѣды надъ смертью.

Но для того, чтобы быть участниками этого конечнаго торжества Правды Божіей и торжествовать вмѣстѣ со Христомъ побѣду надъ зломъ, побѣду надъ смертью, мы должны еще въ этой земной жизни «сораспяться Христу», дабы и воскреснуть вмѣстѣ съ Нимъ, — должны съ помощью благодати, дарованной намъ въ силу заслугъ Его, побѣдить въ самихъ себѣ зло, то-есть грѣхъ, къ чему мы обязываемся самымъ принятіемъ св. Таинства Крещенія.

«Неужели не знаете», спрашиваетъ насъ св. Апостолъ въ замѣчательномъ чтеніи, пріурачиваемомъ св. Церковью ко дню Великой Субботы: «что всѣ мы, крестившіеся во Христа Іисуса, въ смерть Его крестились? Итакъ мы спогреблись съ Нимъ крещеніемъ въ смерть, дабы, какъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ славою Отца, такъ /с. 182/и намъ ходить въ обновленной жизни. Зная, что Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ, смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти... такъ и вы почитайте себя мертвыми для грѣха, живыми же для Бога во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ» (Римл. 6, 3-11).

Вотъ — ясное ученіе Слова Божія о силѣ и значеніи для насъ великаго и славнаго событія Воскресенія Христова!

Можно ли послѣ этого утверждать и учить что-то иное, какъ это дѣлаютъ современные еретики, мечтающіе объ устроеніи какого-то земного «Царства Божія» и готовые узаконить грѣховную привязанность человѣка, измѣнившаго Христу Воскресшему, къ міру сему, во злѣ лежащему, со всѣми его суетными благами, утѣхами и удовольствіями?!

«Отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе» Своимъ Воскресеніемъ — какъ же и зачѣмъ же, послѣ этого, мы опять будемъ возвращаться къ землѣ, отъ которой уже оторваны, хотя временно еще и вынуждены ходить по ней?

Прилѣпляться вновь къ землѣ — это черствая неблагодарность Христу Воскресшему, дерзкое попраніе святыни его Воскресенія!

Нѣтъ! Съ земной жизнью, исполненной грѣховныхъ страстей, у насъ, христіанъ, если мы не «христіане только по имени», все должно быть покончено: мы «смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало», и всѣ мысли и чувства наши должны быть въ ожидающемъ насъ «невечернемъ дни Царствія Христова», къ которому мы всѣмъ сердцемъ должны стремиться.

«Очистимъ же наши чувствія отъ всего земного, и узримъ неприступнымъ свѣтомъ воскресенія, Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышимъ, побѣдную поюще».

«...Веселимся божественнѣ, яко воскресе Христосъ»... «Христосъ бо воста — веселіе вѣчное».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 178-182.

http://s9.uploads.ru/t/6QO7I.jpg

http://www.russportal.ru/index.php?id=c … 975_02_027

0

34

РЕЛИГІОЗНО-МИСТИЧЕСКІЙ СМЫСЛЪ УБІЕНІЯ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ... Архіепископъ Аверкій (​Таушевъ​)

Страшная ночь!.. Этой наступающей ночью исполняется точно 54 года со страшнаго злодѣянія, которое совершилось на Русской землѣ при попустительствѣ православнаго русскаго народа; увы! какъ это ни страшно, какъ это ни больно, какъ это ни скорбно сознавать!

Слабое утѣшеніе для насъ въ томъ, что непосредственное убіеніе царской семьи совершено было не русскими руками — руками неправославныхъ и нерусскихъ людей. Хотя это и такъ, но ​вѣсь​ русскій народъ повиненъ въ этомъ ужасномъ, безпримѣрномъ злодѣяніи, поскольку не противосталъ, не воспрепятствовалъ ему, а велъ себя такъ, что это злодѣяніе явилось естественнымъ выраженіемъ того настроенія, которое къ этому времени созрѣло въ умахъ и сердцахъ ​несомнѣннаго​ большинства несчастныхъ заблудившихся русскихъ людей, начиная съ «низовъ» и кончая самыми «верхами» — высшей знатью.

Злодѣяніе это — совершенно безпримѣрное въ исторіи не только Россіи, но и всего человѣчества по своему крайнему напряженію злыхъ силъ, по своей невѣроятной, можно сказать, даже безсмысленной жестокости, если принимать особенно во вниманіе, что былъ убитъ, безъ всякаго суда и слѣдствія, не только ни въ ​чёмъ​ не повинный нашъ Царь-государь, но и вся его Семья — ​чистыя​, не​винныя​ дѣти и ​преданные​ ему ​всѣмъ​ сердцемъ ​вѣрные​ слуги. Трудно себѣ даже вообразить, что было въ жестокихъ сердцахъ этихъ лютыхъ кровожадныхъ убійцъ, потерявшихъ и совѣсть, и стыдъ, и всякое человѣческое подобіе.

​Вѣсь​ русскій народъ несетъ вину за этотъ тяжкій грѣхъ, совершившійся на Русской землѣ. Но, увы, вотъ прошло уже 54 года, а далеко не ​всѣ​ ​русскіе​ люди сознали всю тяжесть и губительность этого страшнаго грѣха! Многіе до сихъ поръ съ удивительнымъ легкомысліемъ относятся къ этому страшному событію, а ​есть​ и такіе, ​которые​ доселѣ еще носятъ въ своихъ душахъ отраву, приведшую нашу несчастную Родину Россію къ этому жуткому преступленію.

А между ​тѣмъ​, казалось бы, ​всѣ​ ​православные​ ​русскіе​ люди, послѣ всего ими пережитаго съ тѣхъ поръ, должны были бы окончательно прозрѣть и дать должную оцѣнку всему происшедшему — всему кровавому бѣдствію, постигшему нашу Родину въ результатѣ страшнаго грѣха цареубійства. Мало того, ​нѣкоторые​ даже пробуютъ насъ осуждать за служеніе нами панихидъ по убіенной Царской Семьѣ, говоря, что мы «занимаемся политикой».

Служеніе нами панихидъ по Царской Семьѣ — это актъ нисколько не политическій, а чисто духовный, религіозно-мистическій, какъ и самое убіеніе царской семьи тоже не было обычнымъ политическимъ актомъ, какъ убійства многихъ другихъ монарховъ, президентовъ, министровъ и разныхъ высокопоставленныхъ лицъ. Нѣтъ! Это убійство носило совершенно особый характеръ, о ​чёмъ​ свидѣтельствуетъ хотя бы надпись — каббалистическая надпись, обнаруженная на стѣнахъ подвала Ипатьевского дома, гдѣ совершено было это страшное убійство, — убійство, имѣвшее чисто мистическое, а отнюдь не политическое значеніе и смыслъ.

Это убійство было продумано и организовано не кѣмъ другимъ, какъ слугами грядущаго антихриста — ​тѣми​ продавшими свою душу сатанѣ людьми, ​которые​ ведутъ самую напряженную подготовку къ скорѣйшему воцаренію въ ​мірѣ​ врага Христова — антихриста. ​Они​ отлично понимали, что главное препятствіе, стоявшее имъ на пути, — это православная царская Россія. А поэтому надо уничтожить Россію православную, устроивъ на мѣстѣ ​ея​ безбожное богоборческое государство, которое бы постепенно распространило свою власть надъ ​всѣмъ​ ​міромъ​.

А для скорѣйшаго и вѣрнѣйшаго уничтоженія Россіи надо было уничтожить того, кто былъ живымъ ​сѵмволомъ​ ​ея​, — царя православнаго, нашего благочестивѣйшаго государя, который былъ поистинѣ благочестивѣйшимъ, — не только потому, что такова была формула поминовенія его за богослуженіемъ, но и по особенному дѣйствительно благочестивому настроенію его подлинно христіанской души. Вотъ почему такъ ненавидѣли его особенной лютой ненавистью ​всѣ​ ​эти​ сатанисты — слуги антихриста, скрежетали зубами на него, клеветали...

Увы! До настоящаго времени этимъ ​клеветамъ​ кое-кто еще вѣритъ, особенно изъ числа наивныхъ распропагандированныхъ иностранцевъ. Но какъ это странно, когда и ​русскіе​ люди иногда повторяютъ ​эти​ ​гнусныя​, ​отвратительныя​ клеветы о нашемъ милостивѣйшемъ, добрѣйшемъ, гуманнѣйшемъ Царѣ, подлинномъ христіанинѣ. Такова была и вся его благочестивая семья. Государыня Императрица, которую такъ гадко и несправедливо порочили, была высоконравственной женщиной, настоящей русской патріоткой и глубоко вѣрующей православной христіанкой.

Въ такомъ же точно духѣ ​они​ воспитывали и своихъ Царственныхъ дѣтей. Намъ извѣстно, что въ царскомъ дворцѣ порою ежедневно совершалась Божественная литургія, о ​чёмъ​ свидѣтельствуютъ духовники Царской Семьи, причемъ сама Государыня Императрица и четыре Великіе Княжны пѣли всю литургію на клиросѣ сами и со слезами всегда исповѣдывались. Вотъ сколь велико было благочестивое, истинно христіанское настроеніе ихъ душъ!

А ​эти​ изверги рода человѣческаго уготовили для нихъ такую ужасную, жестокую, мучительную смерть. Поистинѣ, только самъ сатана могъ такъ ополчиться со всею своею злобою на эту благочестивѣйшую Семью — только потому, что она была ​сѵмволомъ​ Православной Россіи, ​сѵмволомъ​ Святой Руси, которая была оплотомъ истинной, православной ​вѣры​ для всего ​міра​, для всего человѣчества.

Нашъ великій всероссійскій праведникъ святой Іоаннъ Кронштадтскій неоднократно высказывался прямо и рѣшительно, что до тѣхъ поръ антихристъ не придетъ, пока существуетъ въ Россіи самодержавная Царская власть, которая «сдерживаетъ безчинное шатаніе безбожниковъ». А когда Царя не будетъ, тогда антихристъ и явится.

Провидѣлъ нашъ великій праведникъ ​эти​ ​страшныя​ времена, хотя и не дожилъ до нихъ: ​всё​ это случилось сравнительно скоро послѣ его праведной кончины († 1908). Когда однажды пріѣхали къ ​нему​ ​благочестивые​ богомольцы изъ Перми, онъ встрѣтилъ ихъ непонятнымъ, загадочнымъ заявленіемъ: «Надъ Пермью повисъ черный крестъ!» ​Они​ поняли, что это обозначало, только послѣ ужаснаго событія цареубійства въ 1918 году, ибо городъ Екатеринбургъ, гдѣ совершилось это страшное злодѣяніе, входилъ тогда въ составъ Пермской губерніи. Когда затѣмъ святой праведный Іоаннъ служилъ въ ​подворьѣ​ Леушинского монастыря, онъ началъ во время своей проповѣди взывать: «Кайтесь! Кайтесь! Наступаетъ страшное время — такое страшное время, что вы и представить себѣ этого не можете!» — «Когда это будетъ?» — спросила его восьмидесятилѣтняя старица ​игуменія​ ​Таисія​. «Мы съ тобой, матушка, не доживемъ до этого, — сказалъ святой Іоаннъ, — но вотъ ​онѣ​, — онъ указалъ на болѣе молодыхъ монахинь, — ​онѣ​ доживутъ!»

Конечно, намъ теперь понятно, о какихъ это страшныхъ временахъ предрекалъ нашъ великій праведникъ. Увы! ​Всё​ это случилось только потому, что ​православные​ ​русскіе​ люди не обращали вниманія на ​пламенные​ призывы своего праведника, который часто въ своихъ проповѣдяхъ взывалъ: «Намъ необходимо всеобщее нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на ​христіанскіе​. Очистимся, омоемся слезами покаянія, примиримся съ Богомъ, и Богъ примирится съ нами!»

Этого всеобщаго нравственнаго очищенія, этого всенароднаго глубокаго покаянія не послѣдовало. Не видно его — увы! — и до настоящаго времени! И въ этомъ — единственная причина, почему, несмотря на ​горячее​ желаніе многихъ изъ насъ, несмотря на наши молитвы, не приходитъ до сихъ поръ спасеніе нашей Родины Россіи.

Безъ покаянія нѣтъ спасенія — такъ въ одинъ голосъ утверждали многіе ​святые​ отцы Церкви и ​святые​ подвижники благочестія.

И пока мы не образумимся полностью и не принесемъ настоящаго покаянія Богу, до тѣхъ поръ мы не можемъ разсчитывать ни на что хорошее, ни на что подлинно доброе: зло будетъ только ​всё​ болѣе и болѣе усиливаться и сгущаться въ ​мірѣ​, пока не придетъ страшная пора явленія антихриста, признаки близкаго пришествія котораго становятся столь явными и очевидными, что только ​духовные​ слѣпцы этого не видятъ или — вѣрнѣе — не хотятъ видѣть и замѣчать.

Вотъ почему нынѣшній наступающій день объявленъ нашей высшей церковной властью «Днемъ русской скорби» и въ этотъ день назначенъ строгій постъ. Это день глубокаго всенароднаго покаянія, къ которому напрасно въ свое время призывалъ насъ великій всероссійскій праведникъ.

Вотъ почему по окончаніи этой панихиды мы, по постановленію нашей высшей церковной власти, читаемъ особую, съ покаяннымъ колѣнопреклоненіемъ, покаянную молитву, слова коей заимствованы изъ молитвы трехъ отроковъ, находившихся въ плѣну Вавилонскомъ.

Очистимся же съ вами, ​братіе​! Омоемся слезами покаянія, оставимъ нравы ​языческіе​ и постараемся пріобрѣсти нравы ​христіанскіе​, примиримся съ Богомъ: оставимъ нашу взаимную злобу, зависть, клевету и ненависть, проникнемся, по заповѣди Христовой, чувствомъ истинно христіанской любви къ ближнему, возлюбимъ паче всего на ​свѣтѣ​ нашего любящаго Творца и Отца — Бога и нашу матерь — Святую Церковь, безъ чего безнадежно разсчитывать намъ на какое бы то ни было лучшее будущее, безъ чего не воскреснетъ наша несчастная Родина Россія и безъ чего ​вѣсь​ ​міръ​ ожидаетъ ​несомненно​ надвигающаяся на него страшная погибель. Аминь.

1972

0


Вы здесь » Православная дружба и общение » Православная библиотека » Архиепископ Аверкий Таушев