МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ПОДГОТОВКА К КАПИТУЛЯЦИИ?

В православных СМИ и интернете активно обсуждается проект Указа Президента РФ «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения», разработанный Федеральной миграционной службой РФ. Некоторые известные правозащитники говорят о начале массовой выдачи электронных паспортов гражданам России на основании этого документа уже с января 2015 года. Противники цифровой идентификации в очередной раз взбудоражены и обращаются к православным юристам с вопросами: «Как отказаться от электронного паспорта?», «Как не допустить принятия Указа?»
Прежде всего, разберем содержание проекта Указа Президента и изучим сложившуюся ситуацию в комплексе. Начнем с законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанного ФМС РФ, который в настоящее время спешно подготавливается к внесению на рассмотрение в Государственную Думу. Далее проанализируем ряд российских и международных документов. В результате мы придем к пониманию того, что борьба с конкретными актами, законопроектами необходима, но это не решит проблему в целом. Для нахождения путей выхода из создавшегося положения нам нужно уяснить реальные причины происходящих в нашей стране изменений.
ФМС СПЕШИТ ПЕРЕБРОСИТЬ ИНИЦИАТИВУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ПРЕЗИДЕНТА РФ
Чем вызвано появление проекта Указа? Законопроект ФМС РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» встретил со стороны граждан жесткое сопротивление. К Президенту РФ, в Государственную Думу поступают тысячи обращений с требованиями отклонить этот законопроект и утвердить традиционный бланк паспорта гражданина РФ. Не удалось реализовать и проект массового внедрения универсальных электронных карт (УЭК). Видя активное неприятие обществом введения УЭК, электронного паспорта, создания электронных баз персональных данных на всех граждан России, включающих в себя всю информацию о каждом из нас, ФМС РФ пытается перебросить инициативу и ответственность на Президента. С этой целью и подготовлен проект Указа «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения». Модернизаторы делают ставку на возросшие в связи с решительными и грамотными действиями по вопросу присоединения Крыма и г. Севастополя к России рейтинг и авторитет главы государства, пытаясь использовать это для продвижения к заветной цели.
До принятия Федерального закона об основном документе ФМС спешит в опытном порядке ввести 300 тыс. электронных удостоверений личности и предлагает выдавать их в Республике Крым, городе Севастополе, а также в Краснодарском крае и Ростовской области. Таким образом, для эксперимента бездумно, а возможно и намеренно, выбраны регионы, политическая и экономическая ситуации в которых находятся под прицелом открыто враждебной Украины, заявляющей «права» на отошедшие от нее территории, а также Евросоюза и США. Именно эти «партнеры» насаждают негативное отношение к России в братском государстве, финансово подпитывают, а также информационно и политически поддерживают действия украинских «властей», противоречащие Конституции страны и международному законодательству. Путем введения санкций они пытаются оказывать давление и на Россию, дезинформируют мировое сообщество о событиях на Украине, безосновательно обвиняя нашу страну во вмешательстве в ее внутригосударственные проблемы. Несмотря на проявление сдержанности, приверженность нормам международного права, соблюдение всех договоренностей и договоров со стороны России, действия руководителей Украины, Евросоюза и США однозначно говорят об их стремлении к противостоянию с нашей страной. История свидетельствует, что напряжение в отношениях стран и международных союзов обычно находит выход в военных конфликтах, и нет никаких гарантий, что события не будут развиваться именно по такому сценарию. Эти обстоятельства обязывают к осторожности, введению повышенных мер безопасности в регионах с нестабильной ситуацией.
Введение электронных удостоверений личности влечет за собой создание Единого реестра документов, удостоверяющих личность, предусмотренного проектом ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» и проектом ФЗ «О государственном реестре основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Указанный реестр должен содержать всю информацию о человеке, включая биометрические данные. Никаких исключений для военнослужащих и членов их семей не предусмотрено. А электронная база персональных данных на военнослужащих и их родственников – огромное подспорье для любых сил в борьбе против России. Однако этот очевидный каждому здравомыслящему человеку факт игнорируется теми, кто спешит выполнить международные обязательства, данные в другой политической обстановке и опасные для страны в настоящее время.
Еще один необдуманный шаг в данном направлении –
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С 2014 года в Вооруженных Силах Российской Федерации началось внедрение персональных электронных карт военнослужащего (военнообязанного). Это нововведение вызывает обоснованную тревогу. Опасность электронного учета персональных данных осознают не только простые граждане, но и трезвомыслящие и компетентные представители власти. Так, депутат Московской областной Думы, заместитель председателя Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации С.И. Зинина направила Министру обороны РФ обращение (№4-538-100 от 26.04.2014 г.), в котором, в частности, отметила: «Существуют опасения, что с внедрением электронного паспорта призывника специфические сведения о военнослужащих, включая их местоположение, могут оказаться в распоряжении непрофильных структур, в том числе и коммерческих и иностранных, задействованных в выпуске „чипов“, средств слежения, программного и компьютерного обезпечения <...>. Отечественные военные эксперты, специалисты в области электронных технологий в один голос утверждают, что „чипизация“ личного состава Вооруженных Cил является весьма опрометчивым шагом, позволяющим перехватить контроль над нашей армией спецслужбам враждебно настроенных к нам государств, обладающих для этого достаточно развитой материально-технической базой. При этом никакие, даже самые современные передовые средства защиты не могут устранить подобных угроз. Зачем тратить ресурсы и средства России, поставив на карту (в буквальном и переносном смысле этого слова) обороноспособность нашей страны и жизни ее защитников? В связи с тем, что вопрос выпуска электронных карт военнослужащих Российской Армии носит не только военный, но и социальный и политический характер, а применение электронных карт с чипами может принести существенный вред стране и ее гражданам, прошу Вас остановить внедрение электронного паспорта призывника».
К сожалению, эти разумные предостережения не были услышаны. Из ответа депутату С.И. Зининой Генерального штаба Вооруженных Сил РФ следует, что силы, продвигающие Россию в мировое наднациональное государство, управляемое из единого центра, не пугают потеря Россией государственного суверенитета и угрозы для безопасности ее граждан. Электронные карты военнослужащих – это лишь элемент масштабного проекта«электронизации всего населения России». Для их введения даже не нужны специальные Федеральные законы!
В ответе на обращение депутата, в частности, говорится, что введение электронных карт военнослужащих осуществляется во исполнение ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этим законом вводится универсальная электронная карта (УЭК), на основании которой все граждане получают доступ к электронным услугам. Закон предусматривает право отказа от УЭК: ее получение не является обязательным, что прямо предусмотрено статьей 26 ФЗ-№210. Однако это положение касательно призывников проигнорировано. ФЗ-№210 не имеет никакого отношения к обороне страны и вопросам документирования военнослужащих, не включает в себя положений, обязывающих их получать электронную карту. Выдача документов военнослужащим и их форма должны определяться Министерством обороны и осуществляться его ведомствами. Эта форма в первую очередь должна отвечать интересам национальной безопасности государства и его Вооруженных Сил. Но для экспериментаторов на первом месте стоит сиюминутная и весьма призрачная выгода от продажи электронных услуг. Ради нее они готовы пожертвовать и национальной безопасностью, и безопасностью военных. Кроме того, выдача электронных карт призывникам – еще один кирпичик в строительстве «электронного государства», а также демонстрация выполнения оговоренных в международных документах обязательств и сроков перевода деятельности всех органов в «прозрачную электронную форму».
Призывники – одна из наиболее уязвимых категорий граждан, с которой можно экспериментировать в приказном порядке даже в ущерб национальным интересам! Очевидно, по этим же критериям авторы проекта Указа Президента РФ «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения» определили и регионы экспериментального внедрения 300 тыс. электронных карт. По мнению ФМС РФ, Крым и Севастополь – очень удобные объекты для эксперимента, поскольку их жители в стремлении побыстрее оформить российское гражданство готовы получить любой документ, не задумываясь о последствиях.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАТОРОВ – «ОТОВАРИТЬ» ЭЛЕКТРОННЫМИ КАРТАМИ ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
В проекте Указа однозначно говорится о добровольности как получения самого удостоверения, так и внесения в него дополнительных биометрических данных (изображений папиллярных узоров двух пальцев рук). Т. е. пока остаются действительными и традиционные документы. Однако терять бдительности не следует, поскольку этот проект имеет далеко идущие планы, раскрывающиеся в его тексте и пояснительной записке, где отмечается, что в Российской Федерации вводится новый основной документ в виде электронной карты. В записке также подчеркивается, что это сомнительное и опасное для страны и всех ее граждан предприятие должно быть оплачено самими гражданами: «Реализация проекта Указа потребует выделения в 2015 году дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 200 миллионов рублей, которые будут полностью компенсированы в 2015 году за счет пошлины за выдачу удостоверения личности». Хороший трюк: гражданам Крыма, Севастополя и двух других субъектов России навязывается эксперимент по получению электронных документов и предлагается самим же его оплатить! Найдутся ли 300 тыс. человек, желающих поучаствовать в этой авантюре? И будет ли соблюдаться добровольность в получении электронных документов в ситуации, когда ФМС РФ уже пообещала полностью окупить проект и получить с населения 200 миллионов рублей?
Судя по всему, проект Указа направлен на введение в перспективе основного документа, удостоверяющего личность, оформленного в виде пластиковой карты, для всех граждан страны. Т. е., несмотря на многотысячные протесты людей, желание власти обезпечить всех электронными картами остается неизменным. Выдача 300 тыс. удостоверений – репетиция, главная же цель модернизаторов – поголовно «отоварить» электронными паспортами население России.
Но если с Крыма, Севастополя и двух приграничных регионов планируется получить 200 миллионов рублей, какой же суммы ожидают от нас, всех граждан России, за опасный и ненужный обычному человеку электронный паспорт? Изучим официальную информацию Министерства экономического развития: «Прибыль федерального бюджета РФ от введения в оборот в 2014–2020 годах электронных удостоверений личности взамен бумажных паспортов предположительно составит 20,3 млрд. руб. Об этом говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона „Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации“, опубликованном Министерством экономического развития. Согласно тексту документа, совокупные затраты из средств федерального бюджета в период 2014–2020 годы на обезпечение введения в РФ удостоверения личности гражданина составят 82 млрд. 844 млн. 115,82 тыс. руб. Таким образом, затраты на один паспорт составят 611 руб. В связи с этим предполагается установить государственные пошлины за выдачу электронного удостоверения личности в размере 1 тыс. руб. Для лиц младше 14 лет и старше 60 лет госпошлина составит 500 руб. Госпошлина за потерянный документ составит 2 тыс. 400 руб. Разработчики законопроекта предполагают, что доход федерального бюджета, исходя из устанавливаемых госпошлин, составит 103,2 млрд. руб., что на 20,3 млрд. руб. превышает расходы» (http://rbc.ru/rbcfreenews/20131220213925.shtml?print).
Минэкономразвития дало положительную оценку данному законопроекту. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, станет пластиковая карта с электронным носителем информации. Кроме того, устанавливается, что до 1 января 2019 года обязанность иметь такое удостоверение не распространяется на граждан, не достигших 14-летнего возраста – им этот «документ» будет выдаваться по желанию законных представителей. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года, за исключением субъектов РФ, где будет производиться выдача пилотных экземпляров электронных удостоверений и их опытная эксплуатация. На территории этих регионов закон должен вступить в силу с 1 июля 2015 года.
Вот такие грандиозные планы строит Минэкономразвития, рассчитывая полностью окупить авантюру по введению электронных паспортов в размере 82 млрд. 844 млн. 115,82 тыс. рублей за счет граждан России в виде пошлин. Но этого мало – модернизаторы хотят еще получить с этого проекта прибыль в 20,3 млрд. рублей! Так вот какие цели скрываются за словами об удобстве граждан при получении электронных услуг! Примечательно, что в первом варианте законопроекта от 29 января 2013 года «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» (см.: здесь и здесь) предлагалось продолжать выдачу действующего паспорта гражданина РФ до 2025 года. Т. е. предполагалась альтернатива электронному удостоверению, и, наверное, большинство граждан сделало бы выбор в пользу традиционного документа. Поэтому в последующем варианте законопроекта от 17 октября 2013 года эта альтернатива уже отсутствует (см.:здесь). В статье 16 ч. 2 сказано: «После вступления в силу настоящего Федерального закона выдача паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, прекращается». Зачем ФМС хочет ликвидировать традиционные паспорта? Ответ прост: нужно выбить из граждан 103,2 млрд. рублей, чтобы окупить внедрение электронных карт и получить прибыль!
О.А. ЯКОВЛЕВА, председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов,
награждена знаком «Почетный адвокат России», эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви,государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
Печатается в сокращении, с литературной правкой редакции «ПК»
Окончание см. в след. номере
http://www.pkrest.ru/114/114-5.html