Преподобный Афанасий Паросский
Память: 24 июня/ 7 июля
Святой Афанасий1 родился в 1722 году в благочестивой семье, жившей на острове Паросе. Начальное образование он получил у себя на родине и в разных школах на других островах. Горячо желая углубить свои познания, он в 1745 году записался в знаменитую Евангельскую школу в Смирне и учился там шесть лет.
Оттуда преподобный Афанасий отправился в Афониаду – Афонскую академию, целью которой было соединение энциклопедического образования и православной традиции в том виде, в каком она целиком сохранилась на Святой Горе. Преподобный Афанасий мог насыщать жажду знаний, учась у двух величайших ученых, которые по очереди возглавляли это заведение: Неофита Кавсокаливита и Евгения Вулгариса. Афанасий отличался большими успехами во всех предметах, но в особенности – в изучении Священного Писания и в составлении проповедей. Он стал преподавателем в 1757 году, и очень быстро молва о нем распространилась далеко за пределы Афона.
Вскоре ему доверили руководство Солунской школой (1758–1762). Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь. Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотоки († 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.
Затем преподобный Афанасий был приглашен преподавать в школе в Месолонги, основанной его соучеником и другом Панайотисом Паламой. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.
В 1771 году Патриархия поставила святого преемником Евгения Вулгариса, и на протяжении шести лет преподобный возглавлял Афониаду. Подвизавшийся в то время на Афоне святой Макарий Коринфский (память 17 апреля) рукоположил преподобного Афанасия в священный сан, несмотря на его смиренные отказы. Вместе со святым Никодимом (память 14 июля) Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.
До тех пор пока на Афоне не вспыхнул спор о поминовении усопших по воскресеньям и о частом причащении, преподобный Афанасий ревностно подвизался вместе с теми, кого впоследствии стали пренебрежительно называть колливадами: со святым Макарием, преподобным Никодимом, Иаковом Пелопоннесским, Неофитом Кавсокаливитом, Христофором Продромитом и Агапием Кипрским. Суть возникшего спора отнюдь не сводилась к деталям обрядов. Речь шла о защите традиций Церкви от духа обмирщения, который питался идеологией европейского Просвещения и начинал распространяться в определенных кругах греческой элиты в Константинополе. Колливадов постыдно оклеветали, низложили и сослали в разные места. Они, тем не менее, продолжали исповедовать веру и придерживаться традиций, унаследованных от святых отцов. Так, по воле Промысла, их ссылка стала началом глубокого духовного обновления в Фессалии, Эпире, на Пелопоннесе, и прежде всего на островах Эгейского моря.
Вслед за низложением преподобный Афанасий написал столь проникновенную и убедительную апологию позиции, защищаемой колливадами, что его оправдали (1777). Вскоре после восстановления в должности он был вновь приглашен возглавить Солунскую школу, которая возобновила свою деятельность (1778–1786). Преподобному Афанасию предлагали даже стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос.
Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Преподобный Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны.
Когда преподобный Афанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели преодолеть сопротивление человека Божия. Подчиняясь воле Промысла, преподобный возглавлял Философскую школу на Хиосе до 1812 года и поднял ее на такой уровень, что сотни учеников стекались к нему со всей Греции, а также из Египта, Палестины и даже из Армении. Он преподавал логику, метафизику, богословие, риторику и этику и прежде всего собственным поведением являл пример совершенной евангельской жизни.
Только в глубокой старости преподобный Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.
Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Через несколько дней, 24 июня 1813 года, преподобный Афанасий мирно отошел ко Господу. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.
Примечание:
1. Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Благоверный князь Михаил Тверской (1318).
Память 5 декабря/ 22 ноября
Св. князь Михаил жил в тяжелое для Руси время татаро-монгольского владычества. Он родился в 1272 году и был сыном князя Ярослава III и дочери новгородского боярина Ксении Юрьевны, доводясь племянником святому Александру Невскому. Воспитывался Михаил своей матерью в правилах православного благочестия и вступил на Тверской стол в 12 лет, начав княжение в 1285 году с постройки каменного городского собора.
В 1304 году Михаил Ярославович получил в Орде ярлык на великокняжеский престол во Владимире. Заботясь о благе своих подданных как христианский государь, он устраивал богадельни, помогал погорельцам, беженцам и больным.
Однако всего десятилетие длилось великое княжение Михаила. Когда ханом в Орде стал Узбек, князь Московский Юрий Данилович, племянник Михаила, положил начало братоубийственной розни, ибо замыслил отнять правление у своего дяди. Для этого он приехал в Сарай, завоевал доверие хана, женился на его сестре Кончаке и получил долгожданный великокняжеский ярлык, после чего двинулся с татарской ратью на Русь. В декабре 1318 года под Тверью Михаил разрушил врага, захватив в плен Кончаку.
В плену Кончака вскоре умерла, и тотчас князь Михаил был обвинен Юрием в ее отравлении. Узбек в гневе потребовал Михаила в Орду. Впереди себя князь отправил заложником двенадцатилетнего сына Константина, а затем поехал и сам, чтобы не допустить нового нашествия татар.
Благоверный князь прибыл на неправый суд, который устроил над ним в своей ставке хан, взяв Юрия главным обличителем. Вынесение приговора Узбек отложил до окончания охоты, на которую в колодках повезли и князя.
Сопровождавшим его боярам Михаил говорил, что скоро его шея освободиться от гнетущего древа, и с удивительной твердостью духа переносил унижения и муки, изливая свои чувства в чтении псалмов. Поскольку руки его были скованы, княжеский слуга держал перед ним Псалтырь и перелистывал ее страницы. Слуги предлагали князю бежать, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу я отечество. Да будет воля Божия!» Видя приближение неминуемой своей кончины, он исповедовался и причастился Крови и Тела Христовых.
После литургии князь простился со всеми, передал матери, супруге и братьям свои последние слова и благословил сына Константина, завещав почитать Православную веру и храмы Божии. Едва князь закончил прощание, как в шатер вбежал бледный от ужаса слуга и сообщил, что к нему идут татарские палачи вместе с князем Юрием. Злодеи ворвались в шатер, повалили наземь князя и били. Один из них, по имени Романец, вонзил нож в сердце мученика.
Случилось это злодейское убийство 22 ноября 1318 года. Тело Михаила было брошено у шатра. Его повезли для погребения в родную Тверь. В городе Маджары гроб был поставлен в хлев, и многие жители замечали, как над ним по ночам поднимается огненный столб, а днем - дивная радуга. Позднее здесь основали монастырь во имя святого князя.
Тверитяне и супруга благоверного князя встретили его честные останки на берегу Волги. Когда гроб открыли, народ увидел, что тело любимого их князя, несмотря на дальний путь, лежит нетленным. Погребли Михаила у стены Спасо-Преображенского монастыря, а в 1655 году его святые мощи перенесли в кафедральный собор.
Благоверный Князь Михаил вскоре стал почитаться как покровитель Тверской земли.
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших
В конце первого тысячелетия христианской эры Святая Афонская Гора, лежащая на границе мира греческого и славянского, наполнилась выдающимися подвижниками благочестия. По Промыслу Божию иноческая жизнь на Афоне особо процвела тогда, когда обращенным племенам славянским нужно было просвещаться высокими примерами монашеского делания. Святая Гора сделалась приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян.
В предисловии к Афонскому Патерику (Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших), написанном в 1896 г. на Афоне в Русском монастыре, показана важная роль Афона и афонских святых в православии, а также история создания Афонского Патерика:
«Всему христианскому миру известно, что святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Госпожи Девы Богородицы и что сие место наречено Ее жребием, как жребий евангельского Ее слова. Истину эту всегда признавали православные, но ее признают не только православные, но и иноверные, и даже неверные. И безчисленные опыты доказывали и доказывают Богоматернюю любовь и нежный промысл о посвятивших себя на Афоне трудам подвижнической жизни. Все также знают, что по державной Ее воле это место остается и останется, как говорят местные предания, до скончания мира исключительным жребием мужского иночества. С давних времен Афон и по законам царей земных, державствовавших в православной Греции до ее падения, обречен исключительно пребыванию на нем отшельников. Даже и после разгрома Востока от нечестивых сынов Агари, Святая Гора грозными их повелителями оставлена в прежних ее правах. И с тех пор даже доныне, во все дни пребывания Востока под сокрушительным игом магометанства, она остается собственностью иночества и есть как бы отдельный иноческий мир со своими законоположениями в отношении к нравственной и внешней его жизни, посреди господствующего изуверского деспотизма чтителей ложно пророка магометанской власти, не касаясь прав и преимуществ Святой Горы, обременяли и обременяют ее обители только налогами. Таким образом, Святая Гора, пребывая предметом материнской заботливости Приснодевы, как Ее наследие, и по человеческим законам – достоянием иноческим, была во все времена оплотом, убежищем и светочем православия, вертоградом, рассадником, средоточением православного монашества, училищем подвижничества. И эта-то столь знаменитая и достопамятная Гора почти по сю пору не имела отдельной, полной о себе истории; скажем более – ученые не только не написали о ней истории, но даже не согласились еще между собой о начале поселения на ней иноков. Из греков, блаженной памяти славный и ученый святогорец Никодим, в конце изданного им Номоканона (изд. в лист, в Лейпциге, 1800 года, стр. 549), сделал о Святой Горе несколько замечаний, но как это только замечания, то они мало объясняют быт Горы. По его изысканиям, Афон уже 15 почти веков продолжает быть особым местом, посвященным исключительно славословию Божию и служит училищем благочестия и добродетели с тех времен, когда христианская вера сделалась на земном шаре господствующей. Напротив, другой ученик Святой Горы, епитроп Филофея, Феодорит, в своих записках об Афоне, начертанных около двадцатых годов настоящего века, основываясь на житии преподобного Евфимия (жившего в девятом веке), видит на Святой Горе до девятого века совершенную пустыню. Из наших соотечественников, писавших о Востоке, знаменитый паломник Барский, высказав довольно много подробностей об Афоне, ничего не написал определенного о первоначальном его быте. Блаженной памяти святогорец в своих письмах о св. Афонской Горе (см. письмо 4-е 1-й части), сделав о ней несколько замечаний, обещал составить впоследствии полную историю Афона, но обещания свои унес с собой во гроб. А.П., в предисловии к своему указателю афонских актов, мог только сказать, что деловые свитки афонские уцелели с десятого века; другие из ученых русских, посетивших Афонскую Гору, основываясь тоже на житии преподобного Евфимия и соглашаясь с рукописью упомянутого Феодорита, до девятого века видят на Афоне тоже пустыню. Они говорят, что святой Евфимий, пришедши с Олимпа на Афонскую Гору, нашел в ней одного только подвижника, именем Иосифа. Один афонский любитель «поминать дни древние» (Пс. 142, 5), Иаков, не соглашаясь с рукописью Феодорита, делает на житие святого Евфимия несколько замечаний, опровергающих мнения сего ученого и доказывающих существование всельников на Афоне еще прежде святого Евфимия, следовательно до девятого века. Но так как и без этих замечаний из жития святого Евфимия ясно видно, что во время сего преподобного Афонская Гора не была пустыней и что подвизался в ней не один только Иосиф, то мы для краткости при изложении жизнеописания преподобного Евфимия (смотр. его житие) опустили замечания Иакова. Кроме этих замечаний, в записках Иакова мы видели намеки, упоминающие о ктиторстве на Афоне равноапостольного Константина и свидетельствующие о существовании здесь иночества даже во время Феодосия Великого. В Neon leimonarion встретилось нам житие преподобных Варнавы, Софрония и Христофора (память их по греческому синаксарю авг. 17). Из них Варнава и Софроний, скончавшиеся в начале пятого века, при посещении разных святых мест были и на Афонской Горе, видели в ней монастырь Ватопедский и другие обители. Это-то вышеизложенное несходство мнений ученых касательно Святой Горы и побуждало нас всеми способами убеждать покойного Иакова или любого из ученых настоящего времени здешних греков, чтоб они занялись составлением полной, основательной истории Афона и таким образом оставили полную по себе память, а не как другие переселялись в жизнь будущую, сделав лишь несколько замечаний о Святой Горе. Однако в последнее время появилось в литературе греческой и иностранной немало сочинений, относящихся к истории Святой Горы. Также и в русской литературе есть немало сочинений, касающихся истории Святой Горы. Можно бы даже сказать, что и Святая Гора дождалась наконец своей специальной истории, если бы сочинение преосвящ. Порфирия оказалось вполне удовлетворительным. Трудолюбивый и многоплодный автор «Христианского Востока» – (покойный уже ныне) епископ Порфирий (Успенский) предпринял благодарный труд написать такую историю Святой Горы в поучение всем почитателям Афона. Еп. Порфирий умел собрать и вывез с Востока, и в частности со Святой Горы, много исторического материала, частью помещенного в изданных им сочинениях, а частью ждущего еще появления в свет. За обнародованный им сырой исторический материал наука будет ему всегда благодарна. Но в то же время надо с сожалением сказать, что и указания покойного автора, а равно и предлагаемые им исторические выводы, делаемые будто бы на основании несомненных фактов, часто страдают неточностью и, отличаясь большой оригинальностью, часто имеют под собой не факты, а только богатую фантазию автора, почему и не могут быть признаны весьма близкими к истине. Неточность эта невыгодно рекомендует сочинения покойного епископа. «Древности, – по выражению приснопамятного Московского святителя Филарета, – любят свидетельства, а не догадочные заключения».
Еп. Порфирий († 1886 г.), начав свое издание «Истории Афона» еще в 1877 году, довел ее при жизни только до тринадцатого века; оставался не обнародованным самый интересный материал, относящийся к истории «монашеского» Афона. Этому своему труду сам покойный автор придавал весьма важное значение, почему завещал Императорской Академии наук тщательно издать после смерти приготовленные им самим сочинения. Таким образом, в 1892 году Академия наук выпустила в превосходном издании этот посмертный труд покойного преосвященного Порфирия: окончание «Истории Афона». Однако ожидания и надежды как наши, так и всех интересующихся историей Святой Горы, далеко не были удовлетворены этим окончанием. Вероятно, и годы, и здоровье покойного трудолюбивого автора, а, может быть, даже и недостаток материалов, не позволили должным образом разработать предположенную им себе и, надо сказать, благодарную тему. Так что и опять Афону приходится ждать еще своей истории. А напечатанная еп. Порфирием «афонская энциклопедия», как называют некоторые ученые сочинения еп. Порфирия об Афоне, будет служить подготовительной работой, сборником материалов.
Не имея о себе вполне удовлетворительной истории, Афон не имеет и собрания жизнеописаний, в которых изображалось бы житие просиявших в нем святых отцов, по крайней мере более известных; по сю пору никто еще не занялся этим делом и не потрудился составить патерик, подобный нашему печерскому. Из наших соотечественников брался было за это покойный святогорец, но предприятие его сошло с ним в могилу. Впрочем, обещания его относительно афонского патерика отчасти оправдались и самым делом: из представляемых теперь нами читающей публике житий некоторые принадлежат действительно его перу. Хотя эти труды оставлены нам без окончательной отделки, однако мысль и начало всякого дела ценится высоко. Мало того, что на Святой Горе нет собрания этих сельных кринов, в разные времена процветавших на пустынных высотах заоблачного Афона, а теперь благоухающих в обителях Отца Небесного, Святая Гора скудна и историческими о них записками. Даже и в безценных для Церкви минеях святителя Ростовского, святого Димитрия, мы видим только трех насельников Афона: св. Афанасия, Петра и столь славно и полезно потрудившегося для Церкви знаменитого Паламу. Поэтому много нужно было трудов, чтобы собрать и эти скудные крохи из обильного святогорского аскетического вертограда. Где будем искать причины такого недостатка? Ее можно, кажется, полагать частью в простоте первоначальных насельников-иноков Святой Горы, не обращавших внимания на важность и цену памяти о своих отцах-подвижниках для последующих родов и потому сохранявших оную более в устных преданиях, нежели в записках; частью – в особенном смирении здешних святых подвижников, которые, как и все, ставшие на истинную стезю подвижничества, не желали и не желают быть славимыми от людей (см. житие Нила Мироточивого); частью – в неоднократном разорении Святой Горы набегами варваров и латинян, когда библиотеки монастырей доходили до такой растраты, что рукописи и книги были разбираемы не томами, а выносились целыми кипами. Мир и спокойствие или перевороты держав воздействуют не только на политическое значение народов, но и на быт иноческий, поэтому судьбы Афона всегда более или менее соединены были с судьбами Востока, и особенно Константинополя. Есть много и других причин такого важного упущения. Но нам известно, что Афон, с его аскетами, всегда мил и дорог всякому русскому сердцу. Поэтому, желая познакомить своих соотечественников с прославленными святой Церковью подвижниками Афона, мы решились показать им несколько сих кринов из небесного сада, могущих благотворно облагоухать их. Говорим: несколько, ибо все ли жизнеописания святых подвижников Афона поместили мы в своем патерике, за то хорошо не ручаемся. Патерик сей, в первых его изданиях, мы излагали в хронологическом порядке, по векам от Р.Х. И так как печальная для Церкви эпоха взятия Константинополя агарянами сама собою разделяет весь собор описанных нами святых на два резко различающихся периода (что можно сказать не только об афонских, но и о всех святых Церкви восточной), из которых первый период можно и должно назвать преподобническим, а второй – мученическим, то это давало нам повод разделить свой патерик на две части, сообразно с указанными периодами. Теперь, однако, желая дать книгу более удобную для постоянного чтения, мы решились распределить памяти святых не по векам, а по дням и месяцам на целый год. А в конце книги для любителей истории мы прилагаем «хронологический указатель» и азбучный (алфавитный) список имен святых нашего патерика. Касательно же памяти святых, на Афонской Горе просиявших, надобно заметить, что, кроме дней, помечаемых нами, или, что то же, празднуемых всей православной Церковью, все афонские преподобные прославляются Святой Горой еще в 1-ю неделю по неделе всех святых; во 2-ю же по ней Афонская Гора празднует всем новым мученикам. Святым, на Афоне просиявшим, есть у нас отдельная служба, составленная блаженной памяти Никодимом и отпечатанная в Ермополе (в 1847 году и потом в Афинах, в 1869 г.). Служба эта переведена и на славянский язык и отпечатана в Будине (в 1810 г., а затем в Царь-граде, в 1862 г.). Есть также отдельная служба и святым новомученикам. И эта служба составлена тем же Никодимом Святогорцем и помещена в изданной им книге: «Neon Marturologion», или «Новое собрание повествований о мучениках» (издана в Венеции, в 1799 г., потом в Афинах, в 1856 г., см. стр. 219–270). Службы эти находятся на Востоке в общецерковном употреблении, равно как и жития, помещенные в нашем патерике. Почти все они официально одобрены Вселенской Константинопольской Церковью. В «Собрание синаксарей», или кратких житий святых (Sunaxaristhz. Benetia. 1819 г.), переведенное на новогреческий язык, исправленное и дополненное упомянутым уже нами святогорцем Никодимом, включены имена всех бывших известными ему новых учеников. В минеях греческих, изданных в 1842–43 гг. в Констанинополе, после тщательного рассмотрения особой комиссией и по благословению святейшего патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников наряду с именами древних подвижников веры и благочестия.
Нет сомнения, что собрания эти не обнимают сказания обо всех, запечатлевших кровью истину своей веры в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига агарянского, но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веков томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крови. Общение Церкви российской с Церквами Востока, составляющими вкупе с ней единую, святую, соборную, апостольскую Церковь, делает и нас причастниками славы мученичества, которой украшаются собратия наши на Востоке».
В самом Афонском Патерике, состоящем из 113 глав, описаны жития следующих святых угодников Божиих (в календарном порядке празднования их памяти):
4 января – св. прмч. Онуфрия. Прмчч. Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков. Св. Евстафия, архиеп. Сербского.
5 января – прмч.Романа.
11 января – прп. Феодосия, митроп. Трапезундского
13 января – прп. Максима Кавсокаливита.
14 января – прп. Саввы I-го, архиеп. Сербского.
16 января – прп. Ромила, ученика святого Григория Синаита.
21 января – прп. Неофита, Просмонария Ватопедского. Прп. Максима Грека.
24 января – прп. Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе.
30 января – мч.Феодора.
31 января – прмч. Илии Ардуниса.
1 февраля – прп. Василия, архиеп. Солунского.
8 февраля – прп. Саввы II-го, архиеп. Сербского.
13 февраля – прп. Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря.
16 февраля – прмч. Романа.
23 февраля – прп. Дамиана Есфигменского. Прмч. Дамиана.
1 марта – прп. Агапия.
5 марта – мч. Иоанна Болгарина.
19 марта – прп. Иннокентия Вологодского.
22 марта – нового прмч. Евфимия.
23 марта – прмч.Луки.
4 апреля – сщмч. Никиты. Прп. Феоны, митроп. Солунского.
6 апреля – прп. Григория Синаита. Прп. Григория Византийского.
7 апреля – прп. Нила Сорского.
12 апреля – прп.Акакия Нового.
19 апреля – прп. Симеона Босого, Нового Чудотворца. Прмч. Агафангела Есфигменского.
1 мая – нового прмч.Акакия.
4 мая – прп.Никифора.
11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского.
13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского.
21 мая – прмч. Пахомия.
28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского.
2 июня – новомуч. Константина.
11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила.
12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского.
14 июня – прп.Нифонта.
15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского.
18 июня – прп.Леонтия Прозорливого.
20 июня – свт. Каллиста I-го патриарха Константинопольского.
25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия.
Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского.
5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового.
8 июля – прп. Феофила Мироточивого.
10 июля – прп. Антония Печерского.
11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария.
28 июля – прп. Павла Ксиропотамского.
4 августа – сщмч. Космы равноапостольного.
7 августа – прп. Дометия Филофеевского.
11 августа – прп. Нифонта II-го патриарха Константинопольского.
15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС).
19 августа – прп.Феофана.
30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей.
13 сентября – прп.Иерофея.
14 сентября – прмч.Макария.
16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России.
20 сентября – прмч. Иллариона.
22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского.
Память двадцати шести святых прмчч. Зографских.
1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви.
2 октября – мч.Георгия.
5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского.
6 октября – прмч.Макария Нового.
7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского.
11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян.
14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского.
20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия.
21 октября – прп.Филофея.
26 октября – прмч.Иоасафа.
28 октября – прп.Афанасия I-го, патриарха Константинопольского.
30 октября – прмч.Тимофея Есфигменского.
1 ноября – прмч. Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха.
Прпп. Евфимия и Неофита Дохиарских.
12 ноября – Прп.Нила Мироточивого.
13 ноября – прмч.Дамаскина.
14 ноября – прп. Григория Паламы, архиеп. фессалоникийского. Новомуч. Константина.
17 ноября – прп. Геннадия Ватопедского.
22 ноября – свт. Каллиста II-го, патриарха Константинопольского.
5 декабря - Память святых прмчч. карейских. Прп.Нектария, подвизавшегося в скиту Карейском в келье Архангелов, именуемой Ягари. Прп. Филофея Карейского.
7 декабря – прп. Григория, ктитора обители Григориатской.
19 декабря – прп.Даниила, архиеп. сербского. Сщмч.Константина Россиянина.
28 декабря – прп. Симона Мироточивого.
30 декабря – прмч. Гедеона.
Этот список Афонских святых отцов далеко не полный. Во 2-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.
Из службы святым, на Афоне просиявшим:
Иже в телеси безплотнии и Божии воистинну человецы, Афон весь освятившии столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши да восхвалятся.
Стихира на Великой вечерне, глас 5-й:
Приидите вси сонмы монашествующих – тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, – сущих на Афоне отцев восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, их же имена ведомы и не ведомы. Они бо воистинну делы и словесы и многообразным и равноангельным житием и благодатными дарами Божиими, показашася святи, и Горе сей нарицание святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояще пред лицем прославившаго их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество.
На малой вечерне. Слава, глас 6-й:
Отцов, соделавших Гору небом, и показавших в ней житие ангельское проходити, и множества монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающе к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало!
Икос:
«Коль добро есть совокупление ваше отцы богомудрии! Коль красен и сладок общий сей ваш праздник, в немже вси в Горе сей просиявшии святии именуемии вкупе и не именуемии, общее благохваление, яко по духу братия, приемлете яко миро. Подобаше бо всяко во едином месте Господеви угодившим и во един день спраздноватися. Сего ради и мы, сущии во Афоне пустынножители и общежители, во едино сошедшеся, по долгу вас ублажаем: новии древних, сыны отцев, грешнии святых, согласно взывающе: место сие, еже во обитание себе избрасте, сохраняйте от всякаго зла, множество преподобных, Афонская похвало!»
Тропарь, глас 1:
Пустыни Афонския отцы, / Ангелы во плоти, / исповедники вкупе и преподобныя, / святители же и мученики в пениих почтим, / подражающе добродетелем их, / зовуще согласно и глаголюще: / слава Прославльшему вы, / слава Венчавшему вы, / слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
Величание:
Ублажаем вас, / преподобнии отцы Афонстии, / в Горе сей постившиися, / и чтим святую память вашу, / наставницы монахов / и собеседницы Ангелов.
Никита, епископ Ремешанский
Никита родился в 353 г. в городе Ремешане, что между Нишем и Софией. Несмотря на славянское происхождение, он получил блестящее образование в Риме и вернулся священнослужителем в родной город.
Многие славянские племена были вытеснены Филиппом Македонским из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная, где они стали известны истории под именем даков, но некоторые остались, особенно в ущелья южных гор. Никите, по воле Божьей, пришлось быть апостолом этих племен и путешествовать из страны в страну, чтобы проповедовать евангельское учение.
В те времена христианство уже распространилось во Фракии; но славянские племена не желали слушать проповеди греков, которые большинству были непонятны. Великую миссию просвещения своих братьев-славян добровольно взял на себя святитель Никита, первый епископ Ремешана. И успехи его проповеди были блистательные.
Деятельность Никиты, проповедника славянского, обращена была преимущественно на балканских славян, что было естественно по близости их к месту его кафедры. Польский епископ Павлин восхищался тем. что неукротимые бесы, усмиренные проповедями Никиты, стали мирно относиться к империи. Один из питомцев Никиты, Лев Великий был восточным императором. Когда Анастасий I (ок. 430-518) начал насаждать монофиситство в империи, воспитанные в чистой вере епископом Никитой жители Фракии, Мизии и Малой Скифии с оружием в руках защищали Православие (514).
В 392 г. Никита по поручению собора отправился увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в вере. В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином. Спустя четыре года Никита, несмотря на опасные времена, посетил Нолу еще раз, несказанно обрадовав Павлина. Вероятно, кончина святителя Никиты последовала не раньше июня 420 г.
Геннадий Массилийский писал: «Никита, епископ Ремешана, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая - о готовящихся к вере, вторая - о заблуждениях язычества, третья - о вере в Высочайшее Существо, четвертая - против родословия, пятая - о Символе, шестая - о жертве Пасхального Агнца. Кроме того, издал он книгу о падшей деве, возбуждающего каждого падшего к исправлению»
Отредактировано Тугодум (07.07.2013 09:02)