СЛОВО В НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ. Свт. Лука, архиеп. Симферопольский
Неделя Страшного Суда – третья из недель, подготовляющих нас к Великому посту, подготовляющих нас к покаянию, к тому делу, важнее которого нет для христианина. Вне покаяния нет жизни, нет жизни вечной.
В первую неделю Господь притчей о мытаре и фарисее нас научает, как надо молиться, как надо быть смиренными.
Во вторую неделю научает нас притчей о блудном сыне, чтобы мы никогда не отчаивались; научает, как надо поступать всякому грешному, как надо всегда помнить о милосердии Божием, помнить, что если обратимся к Богу с искренним покаянием, получим разрешение грехов наших.
В третью неделю Господь ставит пред нами страшную картину Суда, нас ожидающего. Но Господь Иисус Христос сказал, что пришел не судить, а спасти мир. Так было при первом пришествии Его, когда пришел Он на землю, чтобы Кровью Своею спасти мир – тогда не было Суда. Во второе пришествие Его будет страшный, справедливый суд – Суд всему миру.
Откуда знаем мы об этом, откуда знаем о том, что ждет нас Страшный Суд? Знаем от Самого Господа Иисуса Христа и от Его святых апостолов Петра, Иоанна, Павла – все они говорят о Страшном Суде.
Есть в Евангелии слова Самого Господа, не оставляющие ни малейшего сомнения, что надо ждать Страшного Суда: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25).
Дал Ему Отец силу всех воскресить, дал власть произвести Суд, потому что Сын Человеческий искупил мир Кровью Своею безценной. Ему дан Суд над всеми нами. Настанет время – когда, не знаем, может быть очень скоро – когда во второй раз придет Господь, придет судить мир, судить Страшным Судом, о котором святой апостол Петр говорит во Втором соборном послании: Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, и если не пощадил первого мира,... когда навел потоп на мир нечестивых,... то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2, 4-5, 9).
Все добрые, все милосердные, все любящие Христа, идущие по указанному Им пути, с радостью, с нетерпением ждут избавления от всех ужасов, от зловония жизни земной – ждут с упованием. Но огромное большинство людей вовсе не ждут Страшного Суда и не верят в то, что он будет. А придет время – поверят, когда услышат глас трубы Архангела и, трепеща, предстанут пред Вечным Судией. Таких неверующих, которые отрицают существование духовного мира, отрицают безсмертие души, было во все времена и во времена древние, и немало.
Много, безконечно много среди нас теперь, как было и тысячу лет назад, людей, говорящих то, что записано в Книге Премудрости Сына Сирахова: Случайно мы рождаемся и потом будем как небывшие, и дух наш разольется, как воздух (Сир. 5, 7).
Вообразили себе, что смертью все кончается, а не кончится – будет Суд. Говорят, как говорили древние: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается так же». И они не ждут, совсем не ждут второго пришествия Господа Иисуса Христа. Как ни страшно это, как ни жаль погибающих, но что же делать? Пусть не ждут – и погибнут. А мы ждем, ждем того Страшного Суда, о котором Господь Иисус Христос говорил в таких словах: Соберутся пред Ним все народы – и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня. Вот что будет, вот как это страшно!
Какой трепет, какой ужас услышать страшные слова: Идите от Меня в огонь вечный, идите от Меня в муку вечную. Какой это ужас!
А есть множество людей, которых не ужасает возможность услышать эти слова, ибо говорят они: что за огонь вечный? что за сказка такая? неужели будем гореть вечным огнем? Конечно, это не тот огонь, который видим, когда горят дрова или уголь – это огонь иной, уготованный диаволу и ангелам его. А ведь они духи безплотные, им страшен не огонь материальный, а какой-то нам неизвестный, другой огонь. Уготована им вечная мука в этом огне, а вместе с ними и тем, кого поставил Господь по левую сторону от Себя. «Как же это, – говорят дерзкие люди, – разве будет справедливо, чтобы люди, которые нагрешили за короткую жизнь, были осуждены на вечные мучения?»
Многие возмущаются словами Христа о вечных муках. А есть ли основание возмущаться? Кто глубоко понимает, в чем будут состоять вечные мучения, не находят в вечности их ничего несправедливого. Посмотрим, за что будут праведники Богом прославлены, а грешники осуждены.
Слышали вы из Евангелия, что Господь будет говорить только о делах милосердия, которые праведники совершили, а грешники совершить не хотели. Почему говорится о делах милосердия? Святой апостол Павел говорит другое: что в муку пойдут все лжецы, клятвопреступники, прелюбодеи, блудники, злоязычные.
Господь об этом не говорит, говорит только о делах милосердия и немилосердия. Почему так? Потому, что милосердие – первое, самое необходимое, самое яркое свидетельство о том, что в сердце человека живет любовь, святая любовь, которой учит Господь Иисус Христос, та любовь, о которой Он говорит так много, кото-, рая проявлялась во всех святых делах Его и чудесах.
Святой апостол Иоанн говорит, что Бог есть Любовь, и, следовательно, Бог требует от всех нас любви, ибо Господь Иисус Христос сказал: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И, конечно, прежде всего, надо быть совершенным в любви. Жить так, чтобы вся жизнь, все дела наши были проникнуты одной любовью; во всех поступках, во всех делах руководиться великой святой любовью.
Если так, постараемся, прежде всего, возлюбить всем сердцем, и всем помышлением, и всей крепостью Бога нашего, а вслед за Ним возлюбим, как самих себя, ближних наших. Только тогда исполним мы волю Христову; так мы начнем приближаться к Божественному совершенству. Любовь, которой будем руководствоваться на пути нашем, в сердцах наших будет возрастать и возрастать. Благодать Божия будет укреплять ее в сердце нашем. Будем проникаться святой любовью и святым милосердием.
Будем творить дела милосердия ближним нашим, которые Господь Иисус Христос принимает как дела милосердия, сказанные Ему Самому, дела, за которые получат праведники радость безмерную и нескончаемую – услышат глас Сына Божия: Приидите, благословенные Отца Моего.
Если мы шли путем святым, путем Христовым, и Господь уже в этой жизни умножил нашу любовь и сердца наши стали полными любви, то будет нам место у Престола Божия, и узрим Самого Бога, и будем иметь вечное общение с Ним. Будем безпрестанно возрастать в любви и познании Бога. В этом будет состоять вечное блаженство праведников.
Что сказано о людях, никогда не творивших дел любви, никогда никого не одевших, не накормивших, не приютивших, не посетивших в болезни и темнице? Если так поступали, то были чужды любви, это значит, были чужды Богу-Любви. Если нет в сердце человека любви, то чужд он Богу. Что же будет с несчастным человеком, который отверг путь любви и предпочел путь зла? С ним будет невыразимо ужасное, тяжкое: он попадет в общение и власть тех, кто в самые древние времена отверг Бога-Любовь, •Его власть над собой, кто захотел жить своим разумом, идти своим путем. Это диавол и ангелы его, которые восстали против Бога и стали врагами Его.
Когда человек отвергнет путь Христов, презрит Его, то будет жить, творя волю свою, на самом деле волю того, в чью власть попал – волю отца зла, ненависти и нечистоты.
Встречали вы в жизни, видели людей, которых со страхом и трепетом можно назвать осатанелыми, людей потерявших образ Божий, ненавидящих Бога, отвергающих Его власть над собой, идущих по пути зла, а не по пути добра и милосердия.
Если их дух при жизни укрепился во зле, в нечистоте, в отвержении Христа и заповедей Его, то что же сделать с ними Богу? Господь Иисус Христос пришел, чтобы всех спасти, но насильно Он никого не спасает, Он дал все возможности, все средства, Он всем помогает идти по пути добра. Если, избирая свой путь, отвергаем Его и предпочитаем путь, указанный врагом рода человеческого, то Господь оставляет нас, совсем оставляет, и попадаем мы всецело во власть диавола.
Что же может быть другое для этого несчастного человека, кроме общения с диаволом, которого избрал своим вождем? Будет он жить в вечном, постоянном общении с диаволом и ангелами его, которые тоже осуждены будут. А жить вечно в общении с диаволом и бесами – это и есть мука вечная.
Скажите, что же здесь несправедливого? Этот путь грешники избрали сами, отвергли путь Божий, пошли за диаволом: отвергли
любовь и милосердие, служили плоти, страстям и похотям своим, укрепились во зле и нечестии. Не Бог осудил их на вечную муку – они сами себя осудили. Да не дерзнет же никто говорить, что Бог несправедлив, если осуждает их на муку вечную! Сами, сами осудили себя на вечные мучения, не хотели идти праведным, узким путем, не хотели тесными вратами войти в Царство Небесное.
Есть и среди христиан люди чрезвычайно безпечные, уповающие на милость Божию, говорящие: «Я слаб, а Господь милостив, помилует меня». Они продолжают грешить, забывая, что не только милосерд Господь, но и всеправеден, требует воздаяния за добро, воздаяния за зло.
Пусть никто не утешает себя надеждой, что Страшный Суд не будет страшен. Пусть вспоминает о всех святых, которые, не имея тяжких грехов, считали себя великими грешниками и трепетали пред мыслью о Страшном Суде. Знаем великого преподобного Ефрема Сирина по его удивительной великопостной молитве Господи и Владыко живота моего. Он был великим святым и праведным человеком. И он пишет: Вспомнил о Страшном Суде и вострепетал...
Аминь.
http://ruskalendar.ru/publications/detail.php?ID=13919
Неделя о Суде — Божественный суд
Слово старца † Епископа Флоринского Августина Канциоту
"Тогда сядет на престоле славы Своея ..." (Мф. 25,31)
Евангельское зачало нынешнего дня, которая звучит словно гром, говорит нам о том, что Христос придет со всякой славой и величием. И Его будут сопровождать святые ангелы. Как цари во время своих мирских выходах являются с войсками и во всей земной славе, так и Царь ангелов и архангелов явится во всей Своей славе и величии.
Труба архангела вострубит, и ее услышат в каждом земном уголке, а гробницы умерших откроются.
Миллионы и миллиарды людей будут предстанут перед Его страшным Престолом, чтобы над ними был совершен Суд. Разве это сказка? Если вы считаете это сказкой, то тогда вычеркните себя из христианской веры. Но является ли это истиной? Это истина!
Это настолько истинно, насколько истиной является то, что есть солнце, что существуют звезды, что существуешь ты сам, что завтра настанет понедельник, что мы находимся здесь, а не в каком-то другом городе. Точно также как дважды два это четыре, точно также и в сердце христианина должна быть абсолютная и полная вера в то, что придет Христос. Уже однажды Он пришел. И он придет вновь для того, чтобы судить меня в то самое время, как я вам говорю, придет судить и вас, которые меня слушают, и весь мир.
Придет Христос. И что же Он сделает? Он разделит мир. Как говорит об этом Господь достаточно простым языком в притче. Как пастух вечером входит в овчарню, отделяя овец от козлов, как земледелец во время жатвы отделяет зерна от плевел, при этом последние он бросает в печь, и пшеницу собирает в житницы (складах). И, как рыбак, когда он вынимает свою сеть, он затем отделяет хорошая рыба и отбрасывает бесполезное и ненужное; Подобным же образом и Великий Рыбак и Великий Земледелец и Великий Пастырь человечества, Христос, разделит человечество, произведет разделение.
-Почему Он произведет разделение?
Потому что здесь мы все перемешаны. Все люди перемешаны. Невозможно узнать кто святой, а кто грешный. Тот кто кажется святым, что не исключено вовсе, во глубине своей души совершенно иной, а тот кто внешне кажется грешным, он может оказаться святым. Здесь многое остается покрыто тьмой. То которые творят зло остаются на свободе, а те которые невиновны оказываются в тюрьмах. Человеческая справедливость словно поверхность паутины, которая ловит только маленьких мух, в то время как большие осы пробивают паутину и убегают. Точно также часто совсем бедные люди оказываются в тюрьмах, в то время как влиятельные и сильные люди живут ни чем не связанными. Сегодня на земле нет справедливости, мы только имеем лишь некую тень от нее. Не потому, что нет судей, но потому что нет свидетелей. Из ста свидетелей девяносто девять говорят ложь. Они берут в свои руки Евангелие, а тем самым отдается на свободу Варавва разбойник, а в это же время вновь распинается Христос.
Справедливости нет.
"Правде научистеся, живущие на земли" (Ис. 26,9). Именно потому, что нет справедливости, и злодеи свободно расхаживают и размещаются в своих особняках и имеют вклады, сбережения и предаются разврату, свирепствуют, поэтому безусловно существует необходимость в том, чтобы определить один день на то, чтобы виновные были бы наказаны, а невиновные были бы вознаграждены. Да, придет Христос для того чтобы произвести разделение людей. Потому что, как я уже сказал, люди превращаются словно в проклятую мечеть.
В одном и том же доме доме Христос и прославляется и хулится. В том же самом доме муж неверующий и безбожник, а жена верующая и преданная; отец верующий, а дети не верят. В одном и том же доме святость и коррупция, свет и тьмы. Весь мир перемешан. Как мы можем противостоять этому положению, с помощью разводов? Нет.
Следует ли нам пойти в горы и в ущелья? Нет. Мы будем перемешиваются, праведные и грешники, верующие и неверующие, богохульники и благочестивые. Но когда-то придется проходить через сито, великое сито, через него будет просеян весь мир. И ситом является будущий суд и воздаяние. Я приведу вам один пример.
Во время страшной зимы все было покрыто снегом. Он покрыл и зеленые луга и долины, и цветы и шипы, горы и ущелья — все стало казаться белым. Таковым является и весь мир. Но когда восходит солнце, когда его лучи низводят тепло и тает снег, тогда появляются цветы. и грязь, ранее сокрытая чистым снегом, также открывается.
Поэтому, когда придет Христос, "солнце правды", то Он озарит все Своими теплыми лучами, они растопят снег и каждый из нас явится таким каким он есть на самом деле: грязью от грязи или цветком от цветка. Тогда воссияет истина, явиться Христос! Я, возлюбленные мои, трепещу ада.
Вы должны быть праведными не пугаться. Я грешный человек и поэтому не хотел бы чтобы существовало наказание. Но оно существует. Как несомненным является существование темноты, точно также несомненным является и существование наказания, ада. О братья мои, разве вы не ужасаетесь?
-А когда совершится будущий Суд?
Когда это произойдет? Вы меня спрашиваете об этом? Только последователи хилиазма определяют, что это должно случиться через тысячу лет. Пять раз до сего дня пытались определить месяц и время когда должен прийти Христос. И пять раз ошибались, разочаровывались. Время Второго пришествия Христа неизвестно, как не известны ни час когда нам предстоит умереть. Как вор никогда не назначает день и час для того, когда ему войти в чужой дом, подобным же образом, «как тать (вор) в нощи»" (1 Фес. 5,2), придет и Господь и будет судить вселенную.
Мои возлюбленные! Если мы предположим, что вас призывают для того, чтобы вы дали ответ на суде, то не от вас ли самих зависит ваше поведение, выбрать жизнь или смерть, и что вы для этого будете делать? Неужели же вы останетесь равнодушными?
Конечно, нет. Вы будете стараться подготовиться. Вы постараетесь найти лучшего адвоката, ему заплатите большие деньги за лучшее ведение и защиту вашего дела, мы постараетесь найти и лучших свидетелей. Итак, сегодня нас посылают для того, чтобы дать ответ на судилище Христовом. Много раз нас туда посылал Он. И это было столько раз, сколько длилась наша земная жизнь. И нам Он говорит: «Я приду в день, в который вы будите судимы, и вас будет судить Распятый... Однако мы проявляли безразличие. Так давайте же теперь поищем адвоката. Не адвоката на земле. Нам необходимо найти свидетеля защищающего нас в день страшного Суда. И непостыдным свидетелем и защитником , дорогие мои, для нас являются добрые дела. Каковы же эти дела? Нам о них сказал Господь. В тот день Господь будет вести суд на основании единственной заповеди, высочайшей заповеди о любви, которая заключает в себе все остальные заповеди, малые и большие. Он скажет: «Я был голоден и дали ли вы Мне есть, Я жаждал и дали ли вы мне пить, Я был в темнице и посетили ли вы меня, Я был наг и одели ли Меня, Я был болен и пришли ли вы Меня навестить» (Мф. 25, 35-36).
Это то скажет Господь. Итак, давайте же сегодня мы будем говорить в нашей душе - стоп греху! Стоп блуду, стоп прелюбодеянию, стоп богохульству, стоп всякому злу! И с помощью оружия веры и молитвы мы приложим все наши старания к тому, что бы здесь и сейчас мы начали творить добро и только добро. Потому что только добрые дела явятся для нас надежными и непостыдными свидетелями во время сего страшного дня Суда Господня.
Я надеюсь, мои друзья, что ни малое дитя, ни убеленный сединами старик, ни неграмотный, ни ученый, никто из вас да не услышит грозный глас праведного Судии: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Там же 25, 41). Но все мы по молитвам Пресвятой Богородицы и всех Святых, да услышим сладчайший голос Господа, зовущий нас: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира». (Там же. Мф.25,34) Аминь.
(†)-епископ (митрополит) Флоринский Августин
© перевод Православного Апологета 2013год.
"Православный Апологет"
Схолия на Неделю о блудном сыне
Σχόλια στην Κυριακή του Ασώτου
архимандрит Василий Ивирит
проигумен монастыря Ивирон а Святой Горе Афон
Евангельская притча
Евангельская притча, которая читается теперь, всем нам хорошо известна как притча о блудном сыне.
Некий человек имел двух сыновей. Самый младший сын требует от своего отца отдать свою часть наследства. Но эта часть, принадлежавшая ему, как оторванная от всей целой жизни отца не может существовать, не может приносить плоды. Эта часть, когда мы ее принимаем по наследству, мятежно, как мы сами пожелаем не приведет нас к жизни, но к отчаянию и катастрофе.
Грех, бессилие, если хотите, этого самого юного сына состоит, в сущности, в том, что он с ранних лет не смог осознать того, что у отца и сына одна и также сущность.
И отец его отдает ему часть, отделяет часть имущества, которое требует сын. Эта любовь богача. Он не проявляет никакого интереса к самому себе. Его интересует спасение своего дитя. В этом сосредоточена цель его жизни, он его заслужил иметь. Его не волнует, что что будут говорить люди, как его особенно волнует то как и нас, что будут оценивать нашего ребенка по причине забвения о нем. Его не интересует потеряет ли он свой авторитет, и будет ли он представлен как неудачливый отец из-за чего его дитя оставляет дом и далеко уходит. Любовь отца распространяется намного дальше, нежели может распространиться мировой кризис, или же мятеж его сына.
По этой причине он не дает никакого словесного наставления. Теперь ему следует оставить сына, дабы он впал в заблуждение, перестрадал, научился, лично узнал бы ложь и бессмысленность требований.
Отец знал, что это есть ничто иное как опасное умирание, но не видел иного решения. Единственное, что он мог сделать, так это всячески оказывать дружеское содействие своей любовью, которая наполняла дом, но полностью раскрыть свои объятия. Он преподает воспитательный урок таинственным образом полностью переживая страдания, он восходит на крест ожидания.
Вопрос состоит не в том, как силой отцу удержать сына подле себя, но в том, как дать ему возможность создать все те условия, дабы благодаря им он, но только сам лично пришел к отцу. Это то движение души, направленное ко отцу, только и является неким ограничением сына.
И блудный сын уходит. Он уходит для того, чтобы проводить жизнь в некой иной стране, где он все растрачивает без всякой надежды на восполнение. Но вскоре он остается один. Его друзья жили рядом с ним, так что завладели всем его богатством. И он начал жизнь падшего человека. Когда он приходил просить помощи, они его толкали и насмеивались над ним. Его посылают пасти свинец, дабы он претерпел страдания. Его делают пастухом свиней. Унижают его природу, его человечество, его достоинство, его благородство. Его считают за животное.
Возвращение и покаяние
Однако испытание самого юного сына в далекой стране ему ясно показали то, что было сокрыто внутри его, какой он обладал выносливостью, насколько он жил неприкосновенно, и к кому ему следовало прийти, кто имеет пишу, жизнь и воскресение для всех.
И он начал вести с собой монолог: «Я мог иметь все! И мог потерять себя. В сущности я должен умереть. Но есть нечто, что не теряется, не умирает. Есть мой отец и его любовь. Я не могу считать себя одним из чад его — я недостоин сего — я могу считать себя одним из его слуг, которые ему делают подношения и питают его. Я встану и возвращусь обратно и скажу моему отцу: Я согрешил перед небом и перед тобой. Я возвращаюсь к тебе, который имеет столько любви, которая наполняет небо и землю. Я возвращаюсь к тебе, пока я еще нахожусь здесь, в стране далекой от всякой нужды и муки, со всем сопровождением. Я недостоин того, чтобы называться твоим сыном. Я отпал от сыновства и потерял его. Это мой грех. У меня уже нет твоего имения, которое я расточил. Я нанес оскорбление своему положению дитя своего отца. Отче, я согрешил».
Поймите, сколь легко было совершить ошибку и пойти по пути порока, но сколь трудно вдруг признать то, что совершил предательство, что я потерял своего духовного отца, утратил мою истинную и подлинную красоту, что я оказался столь далеко от своего дома.
И блудный сын направляется на путь ведущий обратно. Но прежде даже чем достичь своего дома, его уже издали увидел его отец и побежал к нему навстречу. Ничего не говоря, он весь упал в объятия своего отца и расцеловал его.. сын все понял, и стал отвечать отцу. Отец выслушал его исповедь. Ибо он всегда был со своим чадом. То, на что нам важно обратить наше внимание — это первое слово его исповеди. Им было «не прости меня», а «отче». Это имя отца, которое низводило его с его положения и которое давало сыну на надежду.
Отеческая любовь.
В этот момент блудный сын исповедует свою ошибку и умолкает. Он не может продолжать свою речь. Он теряет слова по причине целого потока любви его отца, которая эти слова растворяет. И слово говорит отец, который столь ясно говорит в молчании. Он не рассказывает своему чаду о самом себе. Ни то как он переживал, и то насколько он претерпевал боль, когда тот ушел. Он не говорит и о том насколько он испытывает радость теперь, когда сын вернулся. Он не отчитывает сына для того, чтобы себя же оправдать. Всего этого он не говорит. И это потому, что таинство их отношений священнодействуется пр глубоком молчании. Возжигается любовь, которая парализует язык.
Тем самым отеческая любовь победила смерть. И взлетела радость, разгорелся праздник, когда вновь сын облекается в первоначальную одежду, и обручается кольцом сыновства, и закалается телец упитанный.
Наше собственное возвращение.
Это возвращение блудного сына не похоже на наше собственное возвращение, по крайней мере на то, которое происходит в нашем уме. Наше собственное возвращение столь мало и имеет некий законнический характер, что оно имеет отношение к такому воззрению, которое в большинстве случаев взращивает лишь некое согласие между господами, которые не нарушают своих слов по следующей причине: Итак, отец, давай оговорим, давай посмотрим на вещи хладнокровно. Неободимо нам взглянуть на то к чему я стремился и чего я достиг. Необходимо найти некий способ для совместной жизни. И не потому, что я не могу жить далеко от тебя. Могу, но есть отец, который мне сказал, чтобы я возвратился. Но теперь необходимо не повторять то же самое.
Это возвращение является осуждением и наказанием логики и правосудия. Обратите ваше внимание — есть пребывание в доме, которое является ни чем иным как странствование в страну далече. Есть же и возвращение, которое представляет собой величайшее удаление от дома.
Я не знаю, насколько каждый из нас имеет какую-то связь с отцом и самым младшим сыном. Однако мы знаем только то, что мы можем вернуться к нашему Отцу, потому что Он есть жизнь, утверждение нашего достоинства, обретение нашего человечества. Посему, согласно слову Евангелия, он нам и говорит: «Сыне Мой, даждь Мне твое сердце. Все же остальное Я тебе подам».
Источник: Отрывок из книги «Ἡ παραβολή τοῦ ἀσώτου υἱοῦ» (Притча о блудном сыне. Архимандрит Василий, проигумен священной обители Ивирон), τοῦ Ἀρχιμ. Βασιλείου, Προηγουμένου Ἱερᾶς Μονῆς Ἰβήρων)
перевод И. С. 2013г.