Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Любовь и истина
архимандрит Епифаний Феодоропулос
Письмо к Вселенскому патриарху
Под девизом: «Любовь без пределов и границ» (патриаршее Рождественское послание 1968 года)
Святейшему Вселенскому патриарху Афинагору,
Константинополь
Святейший отче!
«Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего…» (Пс. 150, 1), поэтому со страхом решаюсь обратиться к Вам — Божиим Промыслом, — первому епископу Православной Церкви1.
Поверьте: я делаю это не напоказ, но единственно ради успокоения своей совести, с непреодолимой силой вынуждающей меня поступить так, как поступил царь Давид: «И глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся» (Пс. 118, 46).
Мне, конечно, не известно, достигнет ли мой немощный глас Вашего слуха. Ибо знаю, что гласы «трубы, свирели же и гусли, самвики же и псалтири и согласия, и всякаго рода мусикийска…» (Дан. 3, 5), звучащие вокруг Вас, заглушают любой, более слабый звук.
Но, как бы то ни было, добро Вам знать, что утверждённые в отеческом предании священнослужители и миряне не только зазвучат диссонансом в оркестре, которым дирижируете Вы (словно у Вас нет другого дела); но и «златому образу» ненавистного экуменизма, поставленному Вами на поле Деире, не поклонятся, пещь ли разжжется седмерицею «наффою и смолою, и изгребьми и хврастием» (Дан. 3, 46) или же уготовится ров львиный2.
Ваше Святейшество!
Поводом для написания настоящего обращения послужило недавнее письмо одного монашеского братства Святой Горы, в котором говорилось о невозможности поминовения Вашего имени3 и испрашивался совет у моего недостоинства о том, как же должно поступить.
Но если бы это письмо было единственным! Почти ежедневно нас, «традиционных» священнослужителей, следующих Церковному Преданию, осаждают устными и письменными мольбами, призывая к категорическим решениям. Ежедневно мы становимся свидетелями тревоги многих благочестивых душ. Ежедневно мы изо всех сил стараемся бороться со страшнейшими соблазнами, вызванными Вашими заявлениями или поступками. Наконец, мы подвергаемся ежедневному устному и письменному поношению со стороны любителей крайних мер, называющих нас трусами и предателями за то, что мы закрываем глаза на Ваши действия.
Ваше Святейшество!
Вы и Ваши последователи на все гласы поёте тропарь любви. Любовь, любовь, любовь! «Любовь без пределов и границ». Во имя любви — одно, во имя любви — другое, во имя любви — третье. Но странно! Если Ваше сердце переполняет любовь так, что в нём берут начало полноводные, достигающие пределов Запада реки, собирающиеся в моря, в которых весело и комфортно плещутся еретики всех мастей, то почему же не находится в Вашем сердце нескольких капель любви и для несчастных православных? Для тех из них, кто соблазняется, видя, как православный патриарх Константинополя преступает — во имя любви! — священные каноны, ниспровергает вековые устои, разрушает крепостные стены и стирает границы, установленные святейшими отцами Церкви. Разве для них, Ваше Святейшество, иссякли источники Вашей любви? Разве для них не найдётся у Вас ни крохи нежной заботы, ни следа милосердия и сострадания? Что же это: любовь к еретикам, но безразличие и пренебрежение к православным!? Куда же, в конце концов, Ваше Святейшество, Вы ведёте Церковь?
Но, интересно знать, действительно ли Вы любите еретиков? Нет! Нет, Ваше Святейшество, как это ни парадоксально. Действительно и искренне любим еретиков мы — «узколобые» и «фанатики», но не Вы и не те, кто с Вами. Ваша любовь не истинная, но поверхностная и притворная, она не нисходит свыше, но является «земной, душевной, бесовской» (Иак. 3, 15). Кто искренне любит больного? Тот, кто говорит ему: «Ты здоров, ешь, что хочешь», вызывая тем самым обострение болезни и скорейшую смерть, или тот, кто указывает больному на недуг и запрещает есть вредную для него пищу? Мы, говоря еретикам, что они следуют опасным путём, имеем надежду на то, что разбудим их совесть и стремление взыскать истину. Вы и иже с Вами, заявляя, что православных и еретиков «ничто не разделяет», усыпляете и обманываете их, закрывая перед ними путь истины. Действительно, верны пророческие слова: «Людие мои, блажащие вас льстят вы.» (Ис. 3, 12). Кого из инославных Вы и «дориносящие» Вас медоточивые и бесхребетные епископы привели в Православие? Никого, Ваше Святейшество! Никого, несмотря на все поездки, конференции, обеды, подарки, улыбки. К истине Православия привели еретиков только некоторые «фанатики» — православные.
Понимаете ли Вы, Ваше Святейшество, куда может привести Ваш призыв к «любви без пределов и границ», если его применять универсально? Вот несколько примеров: а) судьи оправдывали бы всех виновных и невиновных (тюрьма может быть истолкована как проявление любви в том случае, когда любовь имеет «пределы и границы»; ведь если я люблю «без пределов и границ», то как я посажу в тюрьму того, кто не хочет туда садиться?); б) учителя переводили бы из класса в класс даже самых нерадивых учеников (какая же это любовь «без пределов и границ», если я обрекаю молодых людей на потерю целого года?); в) родители не мешали бы своим чадам осуществлять даже самые вредные их желания; г) добрачное сожительство стало бы носить характер церковного установления (какую же я имею любовь «без пределов и границ», воспрещая юной паре «доводить их отношения до конца», прежде чем их союз не получит церковного благословения; зачем обрекать их на томительное ожидание, часто долговременное, когда обстоятельства не позволяют в скором времени заключить брак?); д) Вы сами, Ваше Святейшество, не смогли бы наказать ни одного клирика, совершившего даже самый тяжкий проступок. Но, однако, Вы недавно не только приговорили к извержению из сана и изгнанию со Святой Горы целую группу иеромонахов (лично я не знаком ни с одним из них и поэтому пишу это, не имея в виду их защиту), но, как слышно, готовите и новые подобные «смертные приговоры» некоторым священнослужителям в Америке, поскольку они прервали (неважно, справедливо или нет) общение с Вами. Но где же Ваша «любовь без пределов и границ», Ваше Святейшество? О, к какому религиозному и общественному хаосу могло бы привести осуществление призыва к «любви без пределов и границ»!..
Ваше Святейшество!
Потрясающий пример отношения к не соглашающимся с истиной дал нам Господь наш Иисус Христос. Откройте шестую главу Евангелия от Иоанна.
Вы увидите там поразительные слова. Господь, рассказывая о таинстве божественной евхаристии, учит истинам, превосходящим разум. Некоторые из слушателей с одебелевшим умом, не могут постигнуть этих истин и, исполненные досады, отходят.
Как поступает тогда воплотившаяся Любовь — Богочеловек Господь? Может быть, бежит, чтобы догнать уходящих и преподать им истолкование сказанного? Может быть, начинает говорить на понятном для них языке? Нет! Как же Он поступает?
Страшно сказать! Тот, Кто «преклони небеса и сниде» (2 Цар. 22, 10), Тот, Кто возлюбил человека — каждого человека — «до смерти, смерти же крест- ныя» (Флп. 2, 8), Тот, Кто ради единой заблудшей овцы был готов снизойти в зияющие пропасти и подняться на неприступные горные вершины (см.:Мф. 18, 10-14; Лк. 15, 1-7), Тот, Кто был способен смириться до умовения ног (см.: Ин. 13, 1-15), отказывается даже вступать с ними в прения, не идёт ни на какие уступки в вопросах веры. Но, непреклонный и неумолимый, Он обращается и к тем возлюбленнейшим двенадцати, которых избрал от мира и которых возлюбил до конца: «еда и вы хощете ити?» (Ин. 6, 67).
Взгляните, Ваше Святейшество, на своё отражение в этом небесном зеркале. Измерьте себя этой божественной мерой. Взвесьте себя на этих вечных весах... Сколь несовершенным Вы окажетесь! Да. Вы окажетесь ужасающе несовершенным, и некая таинственная рука напишет и о Вас «на извести стены чертога» Вашего то же, что было написано о вавилонском царе Валтасаре: «Мани, фекел, фарес» (Дан. 5, 25)4. Если только Вы не сочтёте и Господа несовершенным в любви.
Хотите другое зеркало, другую меру, другие весы? Вот Послание святого апостола Павла к гала- там. Необычайно строгий язык, очень жёсткие обличения. Никаких уступок, никакого снисхождения: «...аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует» (Гал. 5, 2); «Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас» (Гал. 4, 11). И кто это говорит? Павел, Христовы уста, любящий всех и жертвующий собою за всех, желающий быть «отлучённым от Христа» ради других! Какова же причина разногласий у галатов? Обрезание! То есть установление временного действия, но всё же установление божественное (а не бесовская выдумка, как папские непогрешимость и первенство). И вот об этом-то обрезании Павел без всяких колебаний во всеуслышание заявляет: «Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет.
Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1, 8-9).
Видимо, недостаёт любви и апостолу? Как жаль, что он не живёт сейчас, чтобы поучиться любви у некоторых Ваших епископов! Вот что, кстати говоря, недавно написал один из них: «Все священные каноны, изолирующие верующих и требующие осторожности по отношению к нехристианам и неправославным, нуждаются в неком реформировании. Церковь не может избежать смешения с миром, если она действительно хочет его приобрести. Поэтому следующие каноны, как недостаточествующие любовью, совершенно неприменимы к нашему времени: 45-е правило святых апостолов, запрещающее совместное моление с еретиками, и ещё более несовременное 56-е правило святых апостолов, воспрещающее даже входить в молитвенный дом инославных или в иудейскую синагогу»5.
Этот несчастный архиерей не знает того, что упомянутые им каноны не что иное, как отзвук на отношение Господа к не повинующимся истине, на слова апостола Павла и Иоанна Богослова, апостола любви: «Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите» (2 Ин. 10). Итак, когда сей епископ станет реформировать священные каноны, пусть не забудет провести реформу. и их источника — Евангелия! Иначе его дело останется наполовину незавершённым. Более того, если вышеназванные каноны лишены любви, тогда, просто-напросто, лишена любви и Церковь, которая не только официально и достоверно установила и признала эти каноны, но и на протяжении многих веков применяла их и руководствовалась ими.
Если же и у Церкви недостаёт любви, то тогда она всецело оставлена Святым Духом, Который является источником любви. Если же в Церкви уже нет Святого Духа, то тогда — Господи, милостив ми буди! — солгал Спаситель, уверявший, что Утешитель пребудет в Церкви во веки и наставит её на всякую истину! (см.: Ин. 14, 16; 16, 13). Вот куда приводят утверждения славных епископов патриархии! Американский архиепископ Иаков и некоторые другие зашли ещё дальше в своих выступлениях: вышеупомянутому епископу далеко до них. Они на все лады поют «тропарь» обновлению и прогрессу. «Обновить христианство», «обновить Церковь» — это, по мнению «смышлённых» умов,«требование времени»!
Обновить Церковь? Но зачем? Развивается несовершенное, временному свойственен прогресс, тленное претерпевает изменения. Церковь же как догмат и как благодать, как вера и самая святая жизнь пребывает над временем. Как может развиваться совершенное? Как вечному пойти в ногу со временем?
Какое претерпит изменение нетленное? Да и есть ли нужда в этой «модернизации»? Христос «вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13, 8). Диавол — тот же сегодня и тысячи лет назад. Грех — тот же. Добродетель — та же. Человек — тот же. Тот же трагический синтез величия и ничтожества. Что изменилось? Только одно — средства. Больше ничего.
В древние времена злодеи убивали дубинкой и ножом, а сегодня, с помощью совершенного оружия, можно стирать с лица земли целые народы. Но сущность поступка и тогда, и сейчас одна и та же — убийство. Существует ли добродетель или злодеяние, неизвестные прежде и изобретённые в XX веке? Никто не возражает против того, чтобы воинствующая земная Церковь использовала современные технические средства (например, такие, как радио и телевидение) для проповеди Евангелия, но того самого Евангелия, Евангелия Распятого Христа, а не какого-то другого!
Если Ваш американский архиепископ Иаков считает, что «мы не можем больше заниматься самообманом и говорить, что христианство, как мы его понимаем, действительно не подходит нашему народу» и «мы нуждаемся в новом христианстве, всецело базирующемся на новых концепциях и условиях», и «не можем оставить будущим поколениям религию в том виде, в котором мы её нашли»6, то пусть он скорее оставит свою кафедру и Церковь и займётся формированием любого количества «новых христианств», или, скорее, иаковианств.
Церковь, Православная Церковь, глаголящая устами, или же посредством бумаги и чернил, крови, слёз, типографий, радио, телевидения, искусственных спутников, или посредством каких угодно других средств, до скончания веков будет проповедовать только одно: «Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие, самем же званным иудеем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). И тем, кто поступает по этому правилу, «мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6, 16).
Но что удивляться подобным заявлениям? «Ты есть то, что говоришь», ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Избалованные и изнеженные люди, останавливающиеся в фешенебельных отелях вместе с «крезами»7; люди, наслаждающиеся обильной пищей под сладкозвучную музыку, — такие люди естественно хотят «нового христианства». Христианство рыбаков, Евангелие нищеты, проповедь «безумства» Креста (см:Кор. 1, 23), Церковь подвига, слёз и мученичества, несомненно, «не укладываются в их меру». Но, «аще богатства (и мирские царства) возлюбили суть, почто ко Учащему о нищете (и Небесному Царству) пришли суть?»8 Что они ищут возле Иисуса?
Ваше Святейшество! К сожалению, с богословски неприемлемыми заявлениями выступают не только епископы Патриархии, но и Вы лично.
Вспомните своё высказывание о том, что все существующие сегодня Церкви, объединившись, «воссоздадут Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь и на Востоке и на Западе»9. Но что можно воссоздать? Конечно же, не существующее, а исчезнувшее, не действующее, но остановившееся, не имеющее силу, но упразднённое. Так, значит, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь исчезла и нуждается в воссоздании? Нотогда мы лжём, ежедневно исповедуя в Символе веры бытие Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви? Неужели тщетны слова Господни о том, что даже врата ада не одолеют Церкви? Да будет проклята хула! Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь не нуждается в воссоздании, потому что она никогда не упразднялась, никогда не исчезала, никогда не прекращала своего существования. Она была основана в святую Пятидесятницу и с тех пор непрерывно существует, живёт и движется, просвещающая, согревающая, питающая, освящающая, возводящая на Небеса. Благодатью Божией мы принадлежим к этой Церкви, и в неё мы должны призывать всех.
Ваше Святейшество!
Вы давно вступили на скользкий путь заискивания и заигрывания с католиками и продвинулись по нему уже очень далеко, а папизм всё так же непоколебимо стоит на своём основании. Видели ли Вы где-нибудь хотя бы самые слабые признаки угасания папистских заблуждений особенно относительно первенства папы и его непогрешимости? Не только в прежние, но и в последние годы — когда «диалог любви» достиг, при Вашем содействии, своей кульминации и «экуменический дух» принял вид урагана, сотрясающего «дом, идеже бяху седяще» (Деян. 2, 2), т. е. Православную Христову Церковь, — и в эти последние годы папство неупускало возможности повторить и подчеркнуть то, что составляет его основу.
На II Ватиканском соборе папа Павел VI заявил: «Мы, папа, тот, кто являет в своём лице и в своём святом достоинстве всю Церковь, объявляем этот собор Вселенским»10. А его предшественник Иоанн особой буллой от 05. 01. 1963 провозгласил: «а) как Ватиканский, так и любой другой собор своим существованием обязан папе; б) решения собора вступают в силу только после папского утверждения; в) римско-католическая Церковь следует своим древним путём и не нуждается ни в каком реформировании. (Послушал бы это Американский архиепископ Иаков, объявивший, что мы нуждаемся в «новом христианстве»! — авт.)
Есть только одно стадо — мир и только один пастырь — папа»11.
Тот же папа в своей энциклике «AETERNA DEI SAPIENTIA» выразил уверенность в том, что II Ватиканский собор «привлечёт взоры бесчисленных последователей Христа, привлечёт их к объединению вокруг «Пастыря овец Великого» (Евр. 13, 20),Который возложил вечное хранение Своего стада на Петра и на его преемников». А выступая перед руководителями «Католического дела», он провозгласил: «Покажем Церковь во всём её величии и скажем всем тем, кто отделён от нас: «Братья, Католическая Церковь — это Церковь Христа. Придите, придите! Это путь к возвращению. Вернитесь, чтобы стать на места, принадлежавшие вашим предкам»12. И этот же самый собор, расхваленный некоторыми нашими безумцами как «весьма свободолюбивый», без колебаний провозгласил: «Священный собор принимает и вновь предлагает всем верующим в качестве несомненной истины учение о структуре, непрерывности, значении и характере священного первенства Римского понтифика»13. И далее: папа является «местоблюстителем Христа и пастырем всей Церкви», «он имеет в Церкви полную, высочайшую и вселенскую власть, которой всегда может свободно пользоваться.». Папа, «посредством божественного права, обладает высочайшей и вселенской властью в том, что касается ответственности за души... Он является гарантом общего блага Вселенской Церкви и блага каждой Церкви. Он обладает первенством регулярной власти над всеми Церквами». Все верующие «обязаны исключительным образом высказывать религиозное послушание воли и ума истинному учительному достоинству Римского понтифика даже в том случае, если он говорит и не с кафедры»!14
Вместо отречения от заблуждений, мы движемся вперёд — к худшему! Воистину, «бездна бездну призывает.» (Пс. 41, 8). Этот собор не оставил ни малейшего сомнения (и в этом смысле, как проявивший последовательность, он достоин похвалы) в том, что он признаёт папство «Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью». Вот к какому выводу собор пришёл в своём «Декрете об экуменизме»: другие Церкви «не пользуются тем единством, которым Иисус Христос пожелал щедро наделить всех тех, кого Он возродил и оживотворил в одном теле и в новой жизни, как свидетельствует Священное Писание и Предание Церкви. В действительности для одной лишь Католической Церкви, которая является универсальным орудием спасения, возможно достижение всей полноты спасительных средств. Потому что только апостольскому собранию, в котором предстоятельствует Пётр, вверены, по нашей вере, все блага Нового Завета, чтобы на земле собралось единое тело Христа, в которое должны всецело вступить все те, кто так или иначе уже принадлежит к народу Божию».
Августин Беа без колебаний и с похвальной искренностью заявил: «На самом деле неправильно понимаемой любовью к несогласным братьям были бы попытки зародить в них надежду на то, что римско- католическая церковь добивается лишь признания ими «основополагающих догматов», не требуя от них принятия, например, догматических определений Тридентского Собора15 и догмата о первенстве и непогрешимости папы. То, что Церковь единожды провозгласила как определение веры, она провозгласила содействием Святого Духа как единую, Богом откровенную; истину, касательно которой она никаким образом не имеет права действовать иначе. Господь вверил ей хранение и изъяснительное развитие истины Откровения, но не дал ей власти что- либо изменять в этих истинах»16.
Можно ли удержаться от плача, сопоставляя эти, крайне прелестные, но вполне последовательные папистские утверждения с жалкими, вялыми, трусливыми, бездерзновенными, абсолютно продажными заявлениями некоторых вождей Православия, боящимися без колебаний защищать истину и исключительность нашей веры?
Ваше Святейшество!
Вы уже давно показали себя приверженцем самого мрачного синкретизма. Но понимаете ли Вы глубинное значение ненавистного экуменизма? Понимаете ли Вы суть этого явления? Под личиной. злосчастного экуменизма скрывается не просто некая ересь, но отрицание апокалипсического характера — отрицание самой христианской веры. Поэтому экуменизм хуже любой ереси. Ересь Ария, низводящая в разряд тварей Единосущное Слово, бледнеет перед чудовищем экуменизма. Поскольку ни одна, даже самая хульная, ересь в христианстве и не оспаривала единственность и исключительность христианства как истины Откровения. Что же касается экуменизма, то для него все религии содержат в себе элементы как истины, так и заблуждения. Христианство же является не чем иным, как одной из религий — среди прочих, возможно, более благородной, но, во всяком случае, не единственно истинной.
Жертва зловеще-отвратительного экуменизма, несчастный архиепископ Иаков имел похвальную смелость не скрывать своих убеждений. «Мы полагаем, — заявил он, — что экуменическое движение, хотя оно и христианского происхождения, должно стать движением всех религий на пути к сближению, чтобы мог произойти диалог, ибо все религии служат Богу и человеку. Нет ничего, кроме Единого Бога.»17. То есть «православный» архиепископ в своём обращении на XIX съезде клириков и мирян, проходившем в Афинах, спустя две тысячи лет после того, как в Вифлееме просиял и разлился до пределов земли Божественный свет истины, возвращается — ни много ни мало! — к синкретизму и «неведению Бога» древних культов и мистерий!
Со времён Христа и до сих пор возникали многие и разнообразные ереси. Однако какая христианская ересь, какой еретик утверждал когда-либо, что «все религии служат Богу и человеку»? И православные, и еретики верили и говорили, что Богу и человеку служит только одна религия, истинная религия, религия Христа; все же остальные служат не Богу, а дьяволу, поскольку заключают в себе прелесть и ложь и удерживают человека вдали от света и спасающей истины. Даже хилиастам18, превзошедшим всякое нечестие и хулу, было далеко до утверждений экуменизма. В наше время ад породил множество чудовищ, но ни одно из них не равно по своей величине экуменизму!
Ваше Святейшество!
В праздничном Рождественском обращении Вы пишете, что «сегодня всемирный кризис бушует как никогда и Церковь, двухтысячелетний ковчег, вмещающий в себя культуры Востока и Запада, опасно обуревается штормом.». Судя по всему,Вы считаете Церковь мирским учреждением! Но Церковь не заключает в себе культур и сама не ограничивается культурами. Церковь заключает в себе Небесную истину и Христову благодать, освящающую и спасающую. Конечно, она обуреваема, но — и в этом её величие — «кораблекрушения непретерпевает.».
В своём недавнем выступлении, посвящённом двадцатилетию Вашего восшествия на Вселенский престол, Вы отметили, что «для совершения последнего шага (приводящего к общей Святой Чаше — авт.) требуется молитва, трезвость и мужество, и сокрушатся последние преграды. И всё это мы обильно почерпаем как лично от Вас (обращение к папе Римскому), так и от всей полноты Церкви».
Ваше Святейшество, очнитесь! Полнота Церкви, верующая не по форме, а, по сути, едва терпит Ваши поступки. Не обманывайтесь и не обольщайтесь: ни народ церковный, ни пастыри Церкви не разделяют Ваших убеждений. Не знаю, как дело обстоит в других Поместных Церквах, но в Элладской Церкви едва ли найдётся более шести-семи Ваших последователей среди епископов. Остальные архиереи наблюдают за Вашими действиями с внутренней скорбью, но не высказываются публично, выжидая «до времени». Епископы Элладской Церкви, Ваше Святейшество, за незначительным исключением, молчат и терпят Ваши рискованные поступки и даже предательство в вопросах веры не по причине притупления православного сознания и не потому, что они согласны с призывом к «любви без пределов и границ», но только потому, что они щадят мир в Церкви и со страхом думают о том, что такое развитие событий несомненно приведёт к расколу.
Если Вы всё-таки пойдёте ещё дальше, если Вы займётесь «объединением», то увидите, какую позицию по отношению к Вам тогда займёт Элладская Церковь. Не делайте заключений о настроениях Элладской Церкви по некоторым проявлениям чрезмерной вежливости к предстоятелю Православия. Повторю: если Вы пойдёте дальше, то увидите, кто будет с Вами. С Вами останутся светские люди, считающие религию добрым и полезным общественным институтом, но среди них не будет ни одного сознательного члена Православной Церкви.
Спросите рукоплещущих и расточающих Вам похвалы журналистов, промышленников, бизнесменов, кинематографистов, судовладельцев и т. д. — их же несть числа — «архонтов великих депутатов», и «архонтов великих священноблюстителей», и «архонтов референдариев», и «архонтов канстрициев» (как видно, дух времени не может смириться только лишь с разделением среди христиан, тогда как спокойно мирится с другими!..), — итак, спросите их: «Верите ли вы в божество Иисуса Христа? Принимаете ли Его как Спасителя и Избавителя? Чаете ли воскресения мертвых? Обращён ли к Небесам взор вашей души? Регулярно ли вы ходите в храм? Молитесь ли? Исповедуетесь ли? Причащаетесь ли Пречистых Тайн? Поститесь ли когда-нибудь? Воздерживаетесь ли от плотских грехов?» Предложив такие вопросы тем, кто Вас окружает, Вы с большой скорбью убедитесь, что возле Вас собираются и исступлённо танцуют люди, бог которых — чрево и деньги.
Ваше Святейшество!
Семнадцать лет тому назад (31. 01. 1952) Вы разослали прекрасное окружное послание, в котором особо указывалось, что священнослужители Православной Церкви, принимающие участие в различных экуменических конференциях за границей, «должны быть, насколько это возможно, крайне осмотрительны в совместных богослужебных собраниях с инославными, поскольку подобные собрания противоречат, священным канонам и притупляют чувство исповедничества православных. Клирики, по возможности, должны стремиться совершать чисто православные службы и обряды, чтобы таким образом взору инославных было явлено сияние и величие православного богослужения». Ваше Святейшество, кто прельстил Вас? Кто так глубоко повлиял на Вас, что Вы стали неузнаваемы? Кто научил Вас не повиноваться истине и не следовать ей, но продавать её по самой низкой цене?
Ваше Святейшество!
Заканчивая своё слово, повторю слова из адресованного Вам ранее и опубликованного в известном богословском журнале обращения: «Вы зашли уже слишком далеко. Ваши стопы касаются потоков Рубикона. Терпение тысяч благочестивых душ: священнослужителей и мирян — непрерывно истощается. Ради Господней любви, поверните назад!
Не надо производить в Церкви расколы и разделения. Пытаясь не замечать разногласия, Вы добьётесь одного — разорвёте единое и вызовете появление трещин на почве, доныне твёрдой и монолитной. Осознайте это и опомнитесь! Но, увы! Вами проделан уже немалый путь. Уже «к вечеру есть, и приклонися есть день» (Лк. 24, 29). Как Вы разглядите зияющие бездны, в которые скоро заведёт Вас тропа, по которой Вы шествуете? О, если бы, если бы Тот, Кто некогда остановил солнце над Га- ваоном и луну над долиной Елонской, повторил чудо и ещё раз продлил бы протяженность дня, усилил бы его свет и отверз бы Ваши очи, чтобы Вы узрели, уразумели, возвратились. Аминь».
Написано в Афинах, 26 сентября 1969 года, в день празднования памяти святого евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви и проповедника нерушимой истины. (См. его слова, сохранённые святым Иринеем: «Бежим, ниже бани пасти, внутри сушу Киринфу, истины врагу»19).
Преклоняясь, с глубочайшим почтением,
«ОРТОДОКСОС ТИПОС», 10. 10. 1969.
http://svavva.ru/pravoslavie/svyatootec … ina.html/4
Материал предоставлен пользователем Yulia. Спаси Господи!