"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Пасхальные проповеди


Пасхальные проповеди

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

      Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

      Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует: и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.
     
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Мы прощены, мы спасены и искуплены — Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!
Но все ли мы понимаем истинное значение этих двух слов: Христос воскресе! Что значит: Христос воскресе? Ведь Христос воскрес не сегодня, не вчера, а много, много веков тому назад. Кто же в наше время может сомневаться, что Христос действительно воскрес на третий день по смерти? Никто! А потому, что же мы свидетельствуем, отвечая на привет «Христос воскресе!» словами «Воистину воскресе»? Свидетельствуем ли мы только нашу веру или еще другое?
Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа. «Аще же Христос не воста, суетна вера наша» (1 Кор. 15,17), — говорит святой апостол, и, следовательно, мы празднуем величайший христианский праздник — всех праздников праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством покаяния и причащения Святаго Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!»

Воскресение Христа в нас, в наших сердцах доказывается также не одним ответом «Воистину воскресе!» Оно подтверждается радостью о Господе и доказывается любовию ко Христу. Кто любит, тот понимает любовь Божию и не сомневается в ней. Но вспомните, возлюбленные братья и сестры, нашу недавнюю исповедь, как вы каялись в том, что иногда ропщете на Бога, сомневаясь в Его милосердии, как вы обвиняли Господа в своих незаслуженных скорбях и непосильных страданиях, даже в нежелании услышать ваши молитвы! Вспомните, как, живя в грехе, вы были склонны считать Господа немилосердным, глухим и слепым к вашим горю и нуждам! Но теперь, воссоединившись со Христом, сознали ли вы, что Он — Бог Любви, Бог милующий, а не наказующий? Если вы действительно сознали эту истину, то, несомненно, поняли Бога в Его помышлении, полюбили Господа от чистого сердца, Христос воскрес в вас, и можете теперь сознательно ответить на радостный привет христианский «Христос воскресе!» — словами «Воистину воскресе!» Аминь.

Сщмч. Серафим (Чичагов)

+1

2

ПРАЗДНИК ВОДЫ БЕЗСМЕРТИЯ

http://spbhram.ru/wp-content/uploads/2013/01/osvjashhenije_vody.jpg

Слово на преполовение пятидесятницы. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем праздник Преполовения Пятидесятницы. Казалось бы, что тут праздновать? Если есть какой-то длинный период в 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей, то понятно, что когда-то наступит середина, что этот день придется на среду, и само по себе это никакого праздничного содержания не имеет.

Но оказывается иначе. Оказывается, что с этим периодом, который наступает в середине пятидесятидневного праздника, еще в Ветхом Завете были связаны разные праздничные события. И, прежде всего, в Ветхом Завете прямо в Законе Моисеевом был установлен второй праздник Пасхи. Он совершался ровно через месяц после первого. Потому что по правилам Закона Моисеева необходимо было, чтобы все иудеи в праздник Пасхи и в два других великих праздника, т.е. всего трижды в год, собирались в Иерусалим, – и отсюда еврейское название праздника «хаг», что точно соответствует арабскому «хадж», т.е. именно чтобы все приходили в то место, где совершается праздник (а потом для мусульман местом хаджа стала Мекка).

Но даже уже тогда, когда эти законы принимались, было понятно, что все одновременно не смогут придти в Иерусалим, потому что людям просто нельзя было оставить свои жилища и территории, потому что их захватили бы неприятели, не говоря о том, что и физически не все могли так вот приходить. Поэтому через месяц после большого праздника было назначено его повторение, чтобы в Иерусалим пришли в это время те, кто раньше не смог этого сделать. И естественно, что в этот праздник повторялись события, связанные с Пасхой. Однако они повторяются не в точности так, как это было в сам праздник Пасхи. И отличие здесь не только в том, что торжественность несколько меньшая, но и в содержании тоже.

Есть очень вероятная гипотеза (скорее всего, так и было), что в ветхозаветные времена постепенно в этот день стали особенно праздновать избавление от потопа, который был при Ное. И видимо, этот обычай унаследовало раннее христианство. И действительно, если сама Пасха – это избавление от вод Чермного моря, переход (еврейское слово «песах» и означает «переход») через Красное море, как мы его теперь называем, когда евреи прошли и были спасены, а гнавшиеся за ними войска фараона утонули, то подобные этому события произошли и во время всемирного потопа, когда погрязшее в грехах человечество все утонуло, и только небольшое семейство праведника Ноя было спасено.

Но не только к этому сводится христианский праздник Преполовения Пятидесятницы. Несмотря на то, что мы ничего не находим об этом в Евангелии, богослужение и даже сам тропарь праздника нам постоянно сегодня говорит о воде безсмертия, которую нам дает Христос. То есть не просто нас Господь избавляет от воды погибельной, о которой говорит Псалмопевец: «Углебоша воды до души моея», – но дает нам воду безсмертия, о которой тоже говорилось в Ветхом Завете: «Приидите, почерпите воду безсмертия». И Господь Сам говорит в Евангелии: «У верующего в Мя из чрева потекут реки воды живы». Действительно, вода – это символ, который сам по себе означает жизнь вечную. Недаром во время освящения воды мы молимся, чтобы эта вода стала «скачущей в жизнь вечную», и недаром сама вечная жизнь называется неким безсмертным источником – вот мы даже и перед причастием поем: «Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите». Это источник безсмертия понимается в том числе и как водный источник.

Ну, а чтобы уже завершить перечисление этих образов, надо вспомнить, что в Ветхом Завете Царство Небесное уподобляется храму, который видел пророк Иезекииль, и в этом храме вместо Святого Святых был источник воды, который напоял всю вселенную. Я говорю: «был», потому что его когда-то видел пророк Иезекииль – а на самом деле можно сказать, что он будет, потому что речь идет о будущем, а можно сказать «есть», – потому что речь идет о Церкви, которая уже сейчас являет нам вечность.

Вот какой глубокий по содержанию праздник мы празднуем сегодня, но, к великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся придти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника. И это, конечно, очень плохо, потому что вот так, постепенно отрываясь от глубокого содержания и праздников, и постных дней, и вообще всего того, чему нас учит Церковь, прежде всего, в своем богослужении, отрываясь от всего этого, мы сначала впадаем в такую рутину, когда мы вроде бы и не грешим, но занимаемся какими-то своими мелкими делами, которые в любом случае ничтожны и для нашей жизни часто мало что значат, отвлекаемся сначала на эти сами по себе безгрешные и, может быть, даже необходимые для нас дела, и перестаем думать о божественном. А потом постепенно – причем иногда нам на это нескольких дней хватает – привыкаем к тому, что наша жизнь измеряется какими-то совершенно бытовыми вещами; мы перестаем себя равнять на то, на что нас ориентирует богослужение, и вот тут уже удержаться от какого-то прямого греха становится практически невозможно, потому что здравые критерии полезного и вредного у нас постепенно стираются и вовсе исчезают. Поэтому, может быть, первый и главный вывод, который нужно сделать в результате празднования такого вот несколько забытого в народе, но до сих пор, по церковному уставу, очень важного праздника Преполовения Пятидесятницы, заключается в том, что нельзя отпадать от Церкви даже не только физически, не дай Бог, в ересь какую-нибудь, или отпадать от причастия, но нельзя отпадать от нее и в жизненных ориентирах. То есть мы постоянно должны знать, что сейчас совершается в Церкви, что празднуется, какие святые празднуются, кто они такие были. И тем более это относится к периоду великопостному или к таким праздничным периодам, как Пятидесятница. Аминь.

Иеромонах Григорий (Лурье)

+1


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Пасхальные проповеди