Святые отцы о молитве
Преподобный Силуан Афонский
- «…кто познал Господа Духом Святым, тот молится день и ночь, потому что благодать Святого Духа влечет его любить Господа, и от сладости Божией он легко несет все скорби земли, и душа его непрестанно скучает только о Господе и всегда ищет благодати Святого Духа»
- «Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Кто любит Бога, тот может помышлять о Нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают».
- «… в храмах Божиих службы совершаются Духом Святым, и если будем хранить Его, то будем свободны от всякой тьмы, и Жизнь Вечная будет в душах наших».
- «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа»
- «Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатию, которую познала в молитве»
- «Некоторые говорят, что от молитвы приходит прелесть. Это ошибка. прелесть приходит от самочиния, а не от молитвы. Все святые много молились и других призывают к молитве. Молитва есть лучшее дело для души»
- «Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хояется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа как Отца и СОздателя, и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе, потому что Господь; в любви, потому что знает душа Его, как Отца; Он зело милостив и благолать Его сладка паче всего»
- «Нет сил описать, как много любит нас Господь; Духом Святым познается сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святаго»
«Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».
«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
- «Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение…»
- «Ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним»
- «Чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство - терпеть скорби и презрение»
- «Во время молитвы окаявай себя, как недостойного произносить Имя, непрестанно славословимое на Небеси и на земли, ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, ибо это очень способствует Иисусовой молитве»
- «Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение, и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую»
- «Что касается тягости на душе, то я тебе уже говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой - это молитва Иисусова»
Преподобный Иосиф Оптинский
- «Кто больше и внимательней молится, у того душа более и силы имеет к пернесению скорбей»
- «От трудности и множества дел, а также от недостатков не приходи в смущение, но прибегай ко Господу с молитвою, и Он не оставит тебя»
- «Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать»
- «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет»
Святитель Григорий Палама
- «Чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух».
- «Премногое множество было таких, которые, живя в мире, всецело были преданы умной (Иисусовой) молитве… Почему умоляю вас и я, вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы».
- «… самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне».
- «…молитва … священнодействуя совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их, когда действо молитвы чрез теплое умиление и сокрушение превзыдет страсти и страстные помыслы».
Преподобный Марк Подвижник
- «Что сделаем без молитвы и упования на Бога, то оказывается впоследствии вредным и несовершенным…»
- «Молящийся разумно терпит находящие скорби; но тот, кто злопамятствует, еще не имеет чистой молитвы…»
- «Тот, кто хочет победить искушения без молитвы и терпения, не отразит их, но еще более запутается в них»
- «Ничего нет сильнее по действию молитвы и к благоугождению Богу нет ничего полезнее, чем молитва»
Святой праведный Иоанн Кронштадский
- «Надобно, чтобы в молитвы от нашей души к Богу непременно проходил прямой луч, соединяющий душу с Богом; ум и сердце должны быть непременно всегда направлены к Нему»
- «Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дает нам благодать – молиться с миром, неразвлекаемо».
- «Там, где нужно возвышаться мыслями и сердцем, враг силится запутать нас мелочами материальной жизни».
- «Молитва – сердечная – избавление от духовной смерти; враг часто не дает сердечно помолиться, отводит молитву от сердца, чтобы остаться нам в нашем безотрадном состоянии. Надо принудить себя помолиться сердечно, прочувствовать искренне те грехи, в которых запутался в тот день: и слезы сокрушения и умиления расплавят грехи и омоют грешное сердце и бесов, возгнездившихся в нем, прогонят, а Бога умилостивят».
- «Необходимо возбуждать сердце свое к молитве: иначе совсем заснет. Любовь к Богу, искренность, простота: вот свойства молитвы».
- «Гони прочь от себя небрежность в молитве, чтобы не оскорбить Духа благодати, живущего в тебе, а как оскорбишь, тяжело будет душе твоей от мучительной тоски ее».
- «Выговаривая слова молитвы, не спеши, дай им время отозваться в сердце, сделаться словами твоего сердца, твоею собственностию».
- «Напрасно будет питать надежду на усердную и теплую молитву тот, кто не будет трудиться в молитве…и не претерпит искушений, от Бога посылаемых для того, чтобы испытать искренность и твердость нашей молитвы».
- «Можно ли непрестанно молиться (Ср.:Фес.5,17)? – Можно, как можно непрестанно дышать. Молитва – дыхание души»
- «Молитва – потребность христианина, как пища и питие»
- «Молитва, с верою произносимая, выгоняет из души смущение и боязнь сатанинскую. При молитвах нужно исчерпывать умом и сердцем всю силу молитв, всю силу слов их».
- «Глубокий мир душевных сил, от искренней и усердной молитвы происходящий, показывает, что молитва есть необходимейшая потребность нашей души, жизнь ее».
- «Молитва, произносимая спокойно, с сердечным вниманием, имеет удивительную силу успокаивать возмущенную душу».
- «Молитва, как внешний воздух тело, освежает душу и оживляет ее – бодрее и веселее чувствуешь себя, как, прогулявшись на свежем воздухе, чувствуешь себя и физически и душевно бодрее и свежее»
- «Бог не принимает молитвы нашей, если мы сердимся на кого-нибудь… Поэтому непременно надо прежде молитвы помириться со всеми»
- «Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будем принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя».
- «Научиться истинно молиться – значит научиться быть истинно счастливым и блаженным».
- «Благоустроенная молитва вся должна идти от сердца, а не так, чтобы иные слова были от сердца а иные – нет: вся она должна быть непрерывным пламенем».
- «Во время молитвы должно иметь совершенное спокойствие и нимало не спешить мыслию и сердцем к концу молитвы».
- «Кого мы любим, с тем обыкновенно не можем досыта наговориться. Отсюда прямое заключение: кто любит Бога, тот любит беседовать с Ним в молитве…»
- «Не унывать ни в каких скорбных обстоятельствах, но всегда, не уклонясь взирая ко Господу, надеяться на Него».
- «Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни в какие помышления».
- «Когда молишься Господу Богу, да будет сердце твое с Богом и ни с кем и ни с чем другим, то есть, да не будет привязано страстно ни к чему».
Святитель Феофан Затворник
- «Молитва духовная … творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу, с верою и упованием воодушевляясь, обращать к Нему молитву просто, по-детски».
- «Внутренний достодолжный строй есть – при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием, возгревать чувства благоговения и страха Божия, ни в чем себе не поблажать, всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю жизнь свою – и внутреннюю и внешнюю, - предать в руки Божии».
- «… если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней».
- «Всякий раз, когда приступаете к молитве, восстанавливайте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам».
- «Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. – Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва … и есть прямой к сему путь».
- «Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь».
- «Именно два бдительных стража должен иметь воин Христов: трезвение и благорассмотрение. Первый обращен внутрь, а последний во вне..»
- «Спаситель заповедал – войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта … означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу».
- «Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни».
- «От чего грустно после долгого с кем-либо разговора? От того, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа».
- «Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела… Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой».
- «… не забывайте главного – того, чтобы вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтобы Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный».
- «Не забудьте, что сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно».
- «Не вступая в словесную прю со страстным помыслом, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговением, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа».
- «Внимай себе и старайся не выходить из сердца, ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно».
- «Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу, как учат св. отцы (в Добротолюбии)».
- «… страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным».
- «… больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием».
- «Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом.., и сторонним помыслам места не будет».
- «Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его».
- «…умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему… Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце».
- «Молитва выше чтения. Потому оставлять молитву ради чтения незаконно».
- «Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота».
- «Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом».
- «Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. … Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью».
- «Плод молитвы – главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение».
- «Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое».
- «В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с ним будете…»
- «Извольте … всячески беречься рассеянности и паче пленения сердца. Средство одно – не отступать вниманием от Господа и от сознания присутствия Его».
Святитель Филарет Московский
- "Надобно стараться, чтобы молитва совершалась в мире и с полным неразвлеченным вниманием".
- "Имя Иисуса Христа с Вами, а с Ним и все небо: чего еще? В Нем вся сокровища сокровенна…"
- "Укрепляйтесь верою и надеждою на Бога и покорностью воле Его, всегда благой; и в сем да поспешествует Вам сердечная молитва".
- "Молитва друг о друге есть лучшее из общений".
- "…дайте себе покой в тихой молитве и в уповании на Умершего за нас и Воскресшего".
- "Во время молитвы сердце да утверждается во Господе кротким вниманием любви и сокрушения, дабы мысли не бродили".
- "Господь повелевает молитися и не стужати, т.е. не скучать недостатком признаков услышания молитвы. Бог исполняет молитвы паче, их же просим или разумеем, потому иногда неисполнение молитвы есть истинный дар".
- "Думаю, что и в трудном состоянии болезненном можно помнить сердцем Господа Иисуса, Спасителя грешных, и мысленно смотреть на Его Крест. Сие уже есть молитва".
- "Кто вкусил во внутренней молитве, яко благ Господь, тот получил благое призвание к упражнению в сей молитве и да последует сему призванию".
- "Ум, отрешенный от страстей, найдет путь к созерцанию и к чистой молитве, при посильном и всегдашнем упражнении в молитве, какую можем совершать".
- "Иисус Христос для блага нашего, для истребления гордости и самолюбия, скрывается от нас; в таком случае терпи, не унывай, не теряй веры, но не переставая молиться, не переставай взывать к Нему".
- "Надобно утишать волнение души и шум мыслей призыванием имени Иисусова кротким и мирным".
- "Кто хранит сердечное уединение, тот среди самых внешних трудов и упражнений не перестает внутренно быть в молитве, а потому и в Боге".
- "Радуйтеся о Господе воскресшем, с мироносицами принося Ему вместо мира молитву, благоухающую именем Его".
- "Против развлечения в молитве непрестанно подвизаться надобно. Не стараясь побеждать, мы неприметно побеждаемся и затрудняем себе победу".
- "Старайтесь, как можно, помощью помышления о Боге и призывания Его приводить в порядок и тихое состояние Ваши чувствования".
Святитель Игнатий Кавказский
- «Отклоняй от себя все воспоминания,самые важнейшие, приходящие к тебе во время молитвы – пренебрегай ими»
- «Уединение человека в самом себе не может совершаться иначе, как при посредстве внимательной молитвы,преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой»
- «Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и освобождает от него».
- «А как страсти укрощаются молитвой, то и должно, когда они восстанут, творить умом неспешно и очень тихо молитву Иисусову, которая мало-помалу уймет восставшие страсти».
- «Желающий заниматься богоугодно молитвою должен заботиться только о том, чтоб во время молитвы ум его сохранял внимание, а сердце содействовало уму чувством покаяния».
- «Положись в молитвенном подвиге твоем вполне на Бога, без Которого невозможно и малейшее преуспеяние».
- «Кто не приучится к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва – дар Божий, даруемый Богом испытанному в верности рабу и служителю Его».
- «Займемся молитвою Иисусовою бескорыстно, с простотою и прямотою намерения, с целью покаяния, с верою в Бога, с совершенною преданностью воле Божией, с упованием на премудрость, благость, всемогущество этой святой воли…».
- «Моление молитвою Иисусовою – есть установление Божественное. Установлено оно … Самим Сыном Божиим и Богом».
- «Призываемый сердечною молитвою Христос ниспосылает в сердце духовную силу, называемую миром Христовым, непостижимую умом, невыразимую словом, непостижимо постигаемую одним блаженным опытом».
-- «Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Употреби его для упражнения молитвою Иисусовою».
Преподобные Варсонофий Великий
- «… имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается».
- «… Случается же, что и враги, с хитростию, дают сердцу на короткое время ощущать тишину, для того, чтобы прекратилось призывание имени Божия; ибо им не безызвестно, что от призывания Его, они обессиливаются. Зная сие, не переставай призывать в помощь имя Божие: ибо это есть молитва, а Писание говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:16). Непрестанное же не имеет конца».
Святитель Иоанн Златоуст
- «Нет ничего более сильного или равного по силе молитве».
- «Лишить себя молитвы, - все равно, что выбросить рыбу из моря. Потому что, как рыба жива благодаря воде, так и ты жив благодаря молитве».
- «Как и чем ты можешь восхвалить молитву, которая делает тебя храмом и жилищем Бога? Тот, Кого не вмещают небеса, приходит и ступает в душу того, кто живет молитвенно».
- «Как город, не обнесенный стенами, легко захватывается врагами, потом что им ничего не мешает, так и душа, не огражденная молитвами и молениями, легко входит в подчинение диаволу, который делает ее восприемницей всякого греха и зла»
Отредактировано Тугодум (08.07.2013 09:14)