"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн


Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Прот. Григорій Дьяченко

Въ чемъ мы можемъ подражать св. Іоанну Предтечѣ?

I. Какъ преславенъ въ церкви нашей празднуемый нынѣ пророкъ Божій, Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ, это видно изъ многократныхъ празднованій въ честь его, въ продолженіе года, — и еще больше изъ словъ Самого І. Христа, свидѣтельствовавшаго нѣкогда объ Іоаннѣ Предтечѣ. Аминь, глаголю вамъ, не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна Крестителя (Матѳ. 11, 7—12).

Послѣ этого, намъ грѣшно было бы не знать жизни такого святого мужа, такого великаго пророка Божія.

1896 съ лишнимъ лѣтъ тому назадъ, въ св. землѣ, въ двухъ часахъ пути отъ св. града Іерусалима, въ горномъ городѣ Хевронѣ, жили благочестивые родители св. Іоанна Предтечи — Захарія, священникъ іерусалимскаго храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны предъ Богомъ, поступая во всемъ по заповѣдямъ и уставамъ Господнимъ безпорочно. У нихъ не было дѣтей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже въ лѣтахъ преклонныхъ (Лук. 1, 5—26)... Однажды Захарія, въ порядкѣ своей чреды, по жребію, служилъ предъ Богомъ и, какъ слѣдовало священникамъ, взошелъ въ храмъ Господень для воскуренія ѳиміама; а все множество народа молилось внѣ въ это время. Тогда явился ему ангелъ Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильнаго. Захарія, увидѣвъ его, смутился, и напалъ на него страхъ. Ангелъ же сказалъ ему: «не бойся, Захарія; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родитъ тебѣ сына и наречешь ему имя: Іоаннъ. И будетъ тебѣ радость и веселіе, и многіе о рожденіи его возрадуются. И многихъ отъ сыновъ израилевыхъ обратитъ онъ ко Господу Богу ихъ». И сказалъ Захарія ангелу: «почему я узнаю это? ибо я старъ, и жена моя въ преклонныхъ лѣтахъ». Ангелъ сказалъ ему въ отвѣтъ: «я Гавріилъ, предстоящій предъ Богомъ, и посланъ благовѣстить тебѣ сіе. И вотъ ты будешь нѣмъ до того дня, какъ это сбудется, за то, что ты не повѣрилъ словамъ моимъ, которыя исполнятся въ свое время». Между тѣмъ, народъ ожидалъ Захарію и дивился, что онъ медлитъ въ храмѣ. Онъ же, вышедши, не могъ говорить къ нимъ; и они поняли, что онъ видѣлъ видѣніе во храмѣ; и Захарія объяснялся съ ними знаками и оставался нѣмъ. А когда окончились дни службы его, возвратился въ домъ свой. Послѣ сихъ дней, зачала Елисавета, жена его, и таилась пять мѣсяцевъ и говорила: «такъ сотворилъ мнѣ Господь во дни Свои, въ которые призрѣлъ на меня, чтобы снять съ меня поношеніе между людьми (Лук. 1, 5—26)». И вотъ Елисаветѣ настало время родить, — и она родила сына. И услышали сосѣди и родственники ея, что возвеличилъ Господь милость Свою надъ ней и радовались съ нею. Въ восьмой день пришли обрѣзать младенца и хотѣли назвать его, по имени отца его, Захаріею; но на это мать младенца сказала: «нѣтъ; нужно назвать его Іоанномъ». И сказали ей: «никого нѣтъ въ родствѣ твоемъ, кто бы назывался этимъ именемъ». И спрашивали знаками у отца его, какъ бы онъ хотѣлъ назвать его. Захарія потребовалъ дощечку и написалъ: Іоаннъ имя ему (Іоаннъ значитъ благодать Господня). И всѣ удивились. И тотчасъ разрѣшились уста Захаріи и языкъ его; и онъ сталъ говорить, благословляя Бога. И былъ страхъ на всѣхъ, живущихъ въ окрестности, — и разсказывали о всемъ этомъ по всей нагорной странѣ іудейской. Всѣ сльшіавшіе положили это на сердцѣ своемъ и говорили: что будетъ младенецъ сей? И рука Господня была съ нимъ (Лук. 1, 56—67). И Захарія, отецъ его, исполнился Святаго Духа и пророчествовалъ о благодатныхъ временахъ Мессіи и вслѣдъ затѣмъ изрекъ пророческое слово и о своемъ сынѣ: «и ты, младенецъ, наречешься пророкомъ Всевышняго; ибо предъидешь предъ лицемъ Господа, приготовить путь Ему, дать уразумѣть народу его спасеніе въ прощеніи грѣховъ, по благоутробному милосердію Бога нашего». Младенецъ же возрасталъ и укрѣплялся духомъ, — и былъ въ пустынѣ до дня явленія своего Израилю (Лук. 1, 76—80). Въ 15-й же годъ владычества Тиверія кесаря, былъ глаголъ Божій къ Іоанну, сыну Захаріину, въ пустынѣ. И онъ пошелъ по всей окрестности іорданской проповѣдывать крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 2, 3). И приходили къ нему — вся іудейская страна и іерусалимляне и крестились отъ него всѣ въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя грѣхи свои. Іоаннъ же носилъ одежду изъ верблюжьяго волоса и кожаный поясъ на чреслахъ своихъ, а питался акридами и дикимъ медомъ. И проповѣдывалъ, говоря: «идетъ за мною сильнѣйшій меня, у Котораго я недостоинъ, наклонясь, развязать ремень сапоговъ Его, ибо я крестилъ васъ водою, а Тотъ креститъ васъ Духомъ Святымъ (Мар. 1, 5—9). Лопата Его въ рукѣ Его, и очиститъ Онъ гумно свое и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, а солому сожжетъ огнемъ неугасающимъ» (Матѳ. 3, 12). Въ тѣ дни пришелъ Іисусъ изъ Назарета галилейскаго и крестился отъ Іоанна въ Іорданѣ. Послѣ того, Іоаннъ торжественно проповѣдывалъ всѣмъ о Христѣ, что Онъ — Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра, — что вѣрующій въ Сына имѣетъ жизнь вѣчную, а невѣрующій въ Сына не увидитъ жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36).

Какъ же окончилъ жизнь свою этотъ великій пророкъ Божій, Предтеча Господень и проповѣдникъ покаянія?

Иродъ, правитель Іудеи, взялъ Іоанна, связалъ его и посадилъ въ темницу за то, что Іоаннъ обличалъ Ирода за преступную связь его съ женою своего брата — Иродіадою. Іоаннъ говорилъ Ироду: «не должно тебѣ имѣть жену Филиппа, брата своего». Иродъ за то хотѣлъ убить Іоанна, но боялся народа, потому что Іоанна почитали за пророка. Въ день же рожденія Иродова, плясала дочь Иродіадина предъ собраніемъ и угодила Ироду. Посему онъ съ клятвою обѣщалъ ей дать, чего ни попроситъ. Она же, по наущенію матери своей, сказала: «дай мнѣ сейчасъ же на блюдѣ голову Іоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причинѣ клятвы и пировавшихъ съ нимъ, велѣлъ дать ей. И послалъ въ темницу отсѣчь Іоанну голову. И принесли голову его на блюдѣ и подали дѣвицѣ, а она отнесла къ матери своей (Матѳ. 14, 3—12).

Вотъ, друзья мои, что повѣствуется въ св. евангелія о жизни св. Іоанна Крестителя.

II. Въ настоящій разъ остановите ваше вниманіе на нѣкоторыхъ чертахъ жизни св. Іоанна Крестителя, подражаніе которымъ можетъ быть самой лучшей похвалой съ нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу.

а) Посмотрите, гдѣ приготовляется св. Іоаннъ Предтеча къ своему высокому служенію? Въ пустынѣ! И бѣ, сказано въ пустынѣ до дне явленія своего Израилю. Когда Иродъ далъ безчеловѣчное приказаніе умерщвлять всѣхъ младенцевъ мужескаго пола въ Виѳлеемѣ и его окрестностяхъ, тогда праведная Елисавета удалилась вмѣстѣ съ своимъ благодатнымъ сыномъ въ пустыню; а св. Захарія, еще прежде ея кончины, былъ убитъ между жертвенникомъ и алтаремъ. Такимъ образомъ св. Іоаннъ остался одинъ, подъ кровомъ Бога, и здѣсь возрасталъ и укрѣплялся, пока не раздался грозный голосъ его въ пустынѣ: «покайтеся».

Отъ насъ, братія, никто не требуетъ, чтобы мы непремѣнно прервали связь съ міромъ. Но что намъ мѣшаетъ удаляться, наприм., шумныхъ н суетныхъ собраній, гдѣ забываютъ о Богѣ и предаются только объяденію и пьянству, осужденію и злословію, чтобы невредимой сохранить душу свою отъ прираженій грѣховнаго міра? Христіанинъ! внимательно всматривайся въ свои сношенія съ другими, и если замѣтишь, что эти сношенія не что иное, какъ сѣть паука, коварно уловляющаго свою жертву, то не медли разорвать такія связи, удались отъ сообщества съ порочными людьми, — это твоя обязанность, отъ исполненія которой зависитъ благо души твоей, истинное счастіе твоей жизни и временной и вѣчной. Съ безумнымъ тогда не множи словесъ, и къ неразумному не ходи. Уклонися отъ него, и обрящеши покой, скажу словами Премудраго (Іис. Сирах. 22, 12, 14). Тлятъ бо обычаи благи бесѣды злы (1 Коринѳ. 15, 33). Посему бѣги, далеко бѣги, отъ мѣста такихъ собраній, гдѣ ты можешь совсѣмъ заглушить голосъ своей совѣсти, по причинѣ грѣховныхъ влеченій.

б) Живя въ пустынѣ, св. Іоаннъ вкушалъ только акриды и медъ дикій, — хранилъ, слѣдовательно, самый строгій и продолжительный постъ; одежда его была изъ верблюжьяго волоса, и ременный поясъ на чреслахъ. А мы, христіане, неужели не можемъ хранить твердо по крайней мѣрѣ тѣ посты, которые временами налагаются на насъ св. церковію? Отъ насъ не станутъ требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непремѣнно употребляли тотъ родъ пищи, которымъ онъ удовлетворялъ свой голодъ. Хорошо сдѣлаемъ, если будемъ ѣсть и пить не для удовлетворенія изнѣженной плоти нашей, а для пріобрѣтенія и поддержанія силъ, необходимыхъ въ трудовой жизни нашей. Такъ же и относительно одежды. Вы помните объ одеждѣ Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрезъ мѣру объ ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытія нашего стыда и безобразія, а не для того, чтобы ею обращать на себя вниманіе и употреблять на нее излишнія попеченія. Одеждою вѣдь нельзя заслужить славы, любви и уваженія. Предтеча ходилъ въ верблюжьей одеждѣ, опоясанной кожанымъ поясомъ, а между тѣмъ былъ въ большомъ уваженіи и почтеніи. Онъ и въ рубищѣ былъ великъ предъ Богомъ, ангелами и людьми.

в) Проповѣдь св. Іоанна Предтечи, какъ извѣетно, имѣла предметомъ своимъ покаяніе. Призывая всѣхъ къ покаянію, св. Іоаннъ, ревнуя о славѣ Божіей и о благѣ людей, сильно обличалъ современные ему пороки, требуя непремѣннаго со стороны всѣхъ исправленія своей жизни, чтобы сдѣлаться готовыми къ принятію Искупителя. Коснѣющимъ во грѣхахъ онъ грозилъ гнѣвомъ Божіимъ за ослушаніе. Ничто не страшило грознаго обличителя нравовъ на пути достиженія своихъ цѣлей; онъ говорилъ слова обличенія даже книжникамъ и фарисеямъ, которые, какъ почивающіе на законѣ, пользовались великою славою въ народѣ. Усердіе его въ этомъ дѣлѣ было такъ велико, что не могло бытъ ничѣмъ ослаблено, и только одна мученическая смерть могла заградить уста его.

Обличители нравовъ современнаго человѣчества не пользуются и нынѣ, слушат., должною любовію и уваженіемъ. Да и естественно: «правда всегда глаза колетъ». Тѣмъ не менѣе всѣмъ намъ съ христіанскою мудростью и благоразуміемъ, въ духѣ христіанской любви, слѣдуетъ при всякомъ удобномъ случаѣ обличать дѣла темныя. Привести или приблизить человѣка ко Христу, къ вѣрѣ въ Него, къ любви и преданности Ему, обратить чью-либо душу къ Тому, Кто ищетъ насъ, зоветъ, любитъ насъ, Кто есть жизнь и радость наша, — это величайшая заслуга предъ Богомъ. Кто сотворитъ и научитъ, говоритъ Господь, тотъ великимъ назовется въ царствіи небесномъ. Кто обратитъ грѣшника отъ ложнаго пути его, тотъ спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ, говоритъ апостолъ (Іак. 5, 20). Спасеніе ближнихъ должно быть выше всякой любви человѣческой.

Если замѣтишь, что твой знакомый пересталъ ходить въ церковь, молиться Богу, мало или совсѣмъ нерадитъ о храмѣ Божіемъ, зазорной жизнію своею нарушаетъ миръ и любовь семейныя, буйнымъ, несговорчивымъ, самолюбивымъ характеромъ начинаетъ сбивать другихъ и препятствовать осуществленію добрыхъ намѣреній общества, насмѣхается надъ вѣрой православной и дозволяетъ себѣ осуждать служителей алтаря Господня, впадаетъ въ пьянство и другіе пороки, — нисколько не стѣсняйся говорить ему правду. Скажи откровенно, что онъ уклонился съ истиннаго пути, попалъ на ложный путь, который можетъ привести его къ погибели. Старайся убѣдить, чтобы онъ оставилъ неправый образъ жизни и покаяніемъ очистилъ себя отъ грѣховъ, ставъ такимъ образомъ на путь Богу любезной добродѣтели. Это важнѣйшая христіанская обязанность, исполненія которой требуетъ отъ тебя и Богъ и чистая совѣсть.

III. Будемъ молиться св. Крестителю, чтобы онъ отвратилъ отъ насъ бездны золъ, нами самими на себя навлекаемыхъ, и помогъ бы съ пользою для своего душевнаго спасенія провести намъ земную жизнь и достигнуть блаженныхъ обителей, гдѣ онъ со Христомъ пребываетъ во вѣки. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. и съ дополненіемъ изъ проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» за 1882 г. іюнь).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г

+1

2

АНГЕЛ, И АПОСТОЛ, И МУЧЕНИК, И ПРОРОК, И СВЕЧНИК, И ДРУГ ХРИСТОВ
http://rusfront.ru/uploads/posts/2013-07/1373136407_ib132.jpg

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

+2


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн