23 июля
Поученіе. Положеніе честныя ризы Господней въ царствующемъ градѣ Москвѣ
О значеніи страданій Христовыхъ.
I. Нынѣ св. церковь воспоминаетъ принесеніе въ Москву и положеніе ризы Господней. Въ 1624 г. царь Михаилъ Ѳеодоровичъ, находясь въ добрыхъ отношеніяхъ съ Аббасомъ, шахомъ персидскимъ, отправилъ къ нему пословъ Воробьина и Кувшинова.
Шахъ, покорившій Иверскую землю, возвращался съ побѣдой. Принявъ пословъ, онъ сказалъ имъ о своемъ намѣреніи — послать русскому государю ризу Спасителя, найденную имъ въ ризницѣ одной церкви. Послы доносятъ объ этомъ царю и патріарху, а тѣ не знаютъ, что имъ и отвѣчать; но въ Москву пріѣхалъ посолъ шаха Ирусамбекъ, со многими дарами и грамотой. Прежде всего онъ поднесъ патріарху Филарету золотой ящикъ, украшенный дорогими камнями. Въ немъ находилась риза Господня. Патріархъ принялъ ее съ честью, но самъ недоумѣвалъ, какъ относитьсякъ полученному дару, и созвалъ соборъ, на которомъ Нектарій, архіепископъ вологодскій, сообщилъ слѣдующее: «во время его архидіаконства у патріарха цареградскаго, ему пришлось быть въ Иверской странѣ. Здѣсь, въ одной церкви, онъ увидѣлъ горящія свѣчи у столба на правой сторонѣ и спросилъ объ этомъ священниковъ. Тѣ отвѣтили, что тутъ — хитонъ Христовъ, и разсказали ему исторію его: послѣ распятія Спасителя, когда воины бросили жребій о Его одеждѣ, она досталась воину изъ Иверской земли. Тотъ отнесъ ее на родину и подарилъ сестрѣ, съ которой, согласно ея волѣ, и былъ похороненъ хитонъ. Скоро на могилѣ ея выросло дерево, изъ котораго текло благовонное мѵро. При Константинѣ Великомъ, въ 342 году, здѣсь была выстроена церковъ, и въ Иверской землѣ основано епископство. Но во время персидскаго владычества и дерево, и храмъ исчезли, и что стало съ хитономъ — неизвѣстно». Когда на соборѣ вопросъ о подлинности ризы рѣшенъ не былъ, то назначенъ былъ постъ, по истеченіи котораго митрополитъ Кипріанъ, по приказанію патріарха, возлагалъ принесенную ризу на больныхъ: всѣ больные получили исцѣленіе — и всѣ убѣдились въ святынѣ, которая и была перенесена въ Успенскій соборъ и положена въ нарочно устроенномъ для нея помѣщеніи, въ углу, на западной сторонѣ собора.
II. Въ день воспоминанія положенія честныя ризы Господа нашего І. Христа въ царствующемъ градѣ Москвѣ, невольно припоминаются искупительныя страданія за насъ Господа нашего І. Христа, когда воины раздѣлиша ризы Сына Божія, меташа жребій о одеждѣ Его и даша въ снѣдь желчь и для удовлетворенія Его жажды напоиша Его оцтомъ.
«Страданіе Христово, говоритъ св. Тихонъ задонскій, сильно и должно отвратить насъ отъ грѣха, представляя душевнымъ очамъ нашимъ непремѣняемую правду и милосердіе Божіе.
а) Видимъ, что правда Божія нарушиться не можетъ, но не отложно требуетъ своего удовлетворенія; видимъ, что грѣхъ безъ наказанія остаться не можетъ. Правда Божія требовала, чтобы намъ вѣчно быть наказуемыми, потому что вѣчнаго и безконечнаго Бога прогнѣвали... Кто могъ между безконечнымъ Богомъ прогнѣваннымъ и человѣкомъ прогнѣвавшимъ стать посредникомъ, ходатаемъ и примирителемъ? Никто!.. Ни ангелъ, ни иная какая тварь. Сталъ Іисусъ, Искупитель нашъ, Который глаголетъ: и воззрѣсхъ, и не бѣ помощника; и помыслихъ, и никто же заступи: и избави я мышца Моя (Ис. 6, 35). И учинися ходатаемъ Бога и человѣковъ. (1 Тим. 2. 5). И обратился праведный судъ Божій на Него: бысть по насъ клятва. Судъ претерпѣлъ Неповинный за насъ повинныхъ.
Размышленіе о правдѣ Божіей и о праведномъ Его гнѣвѣ противъ грѣха и о жесточайшемъ страданіи, которое І. Христосъ претерпѣлъ за грѣхи наши, да устрашитъ насъ и удалитъ отъ грѣха! Ежели Христосъ неповинный и единъ праведный за чужіе грѣхи такъ ужасно пострадалъ: какъ мучимы будутъ грѣшники въ гееннѣ за грѣхи свои? Христосъ за всякаго человѣка пострадалъ и умеръ; но когда человѣкъ не хощетъ страданіе Христово употребить во спасеніе свое, отстать отъ грѣха, покаяться: тогда сіе самое страданіе Христово будетъ въ обличеніе, что онъ столь великую Божію благодать отвергнулъ... Тогда почувствуетъ бѣдный грѣшникъ, что есть грѣхъ и какъ велика его горесть... Легко согрѣшить можно, но нелегко освободиться отъ грѣха; и безъ Христа слѣдуетъ тяжестію грѣха изринуться во дно адово, и правдѣ Божіей платить безконечною казнію. Берегись же грѣха, который праведнаго Бога раздражаетъ», увѣщеваетъ Тихонъ задонскій.
б) «Въ страданіи Христовомъ видимъ неизреченное къ намъ Отца небеснаго милосердіе. Онъ, видя насъ въ погибели и не хотя допустить намъ во вѣки гибнуть, Сына Своего, ради нашего спасенія, не пощадилъ, но за насъ предалъ Его (Рим. 8, 32). О чемъ Самъ Сынъ Божій, во утѣшеніе наше, говоритъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, по имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16)... О, дивное благоволеніе небеснаго Отца, Который, ради убогаго и погибшаго Своего созданія, не пощадилъ Сына Своего! О, чудное послушаніе Сына Божія, Который, насъ ради, враговъ Своихъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, — смерти же крестныя! восклицаетъ тотъ же святитель Христовъ, великій угодникъ Божій, св. Тихонъ задонскій. Итакъ какъ же ты восхощешь столь милосердаго Отца грѣхами оскорблять и послушаніе Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаяннымъ житіемъ пренебрегать? Какъ будешь любить грѣхъ, за который Отецъ Сына Своего предалъ, и — Сынъ Божій столь тяжкое и горькое мученіе претерпѣлъ?.. Любишь же грѣхъ, потому что не гнушаешься имъ; не гнушаешься, ибо не оставляешь его.
Размышленіе о правдѣ Божіей да отвратитъ тебя отъ грѣха; и разсужденіе о милости Божіей да не попуститъ тебѣ отчаяться по содѣяніи грѣха; поминай правду Божію во время искушенія ко грѣху; но милости Божіей не забывай во время искушенія за грѣхъ содѣянный. Такъ разсужденіе и памятованіе о страданіи Христовомъ учитъ насъ бояться грѣха, ненавидѣть его и удаляться отъ него; а за содѣянные грѣхи не отчаяваться, но возвратиться къ Отцу небесному, по примѣру блуднаго сына, и просить отъ Него прощенія, и получивши милость, впредь не отлучаться Него».
III. Братіе христіане, сохранимъ эти наставленія и увѣщанія богомудраго нашего святителя Тихона задонскаго въ глубинѣ нашихъ сердецъ и будемъ всегда помнить, что грѣхъ есть величайшее зло, отъ котораго нужно всѣми мѣрами стараться уклоняться, ибо для заглажденія его потребовалась столь великая жертва и столь тяжкія страданія, какъ страданія на крестѣ Голгоѳскомъ, Господа и Бога и Спаса нашего І. Христа, Которому купно со Отцемъ и Св. Духомъ слава и благодареніе во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. по твор. св. Тихона задонскаго).
Религіозно-воспитательное значеніе монастырей.
I. Преподобный Антоній Печерскій, основатель русскаго монашества, память коего совершается нынѣ, родился въ 983 году, въ городѣ Любечѣ, въ Черниговской губерніи, и названъ Антипою. Съ дѣтства возлюбивъ Господа, онъ пошелъ на святую Аѳонскую гору и принялъ монашество съ именемъ Антонія.
Въ тѣсной пещерѣ, изсѣченной въ скалѣ надъ моремъ, онъ началъ вести строгую жизнь. Но потомъ Богъ повелѣдъ игумену, постригшему Антонія, отпустить его въ Россію. Игуменъ исполнилъ это повелѣніе и, прощаясь, сказалъ Антонію: «благословеніе святой горы да будетъ надъ тобою». Въ Кіевѣ Антоній обходилъ монастыри, основанные греческими иноками, но не видя въ нихъ строгаго общежитія, водворился надъ берегомъ Днѣпра, близъ Берестова, загороднаго села великаго князя. Здѣсь онъ уединился въ пещеру, ископанную священникомъ Иларіономъ, впослѣдствіи митрополитомъ кіевскимъ. Стали приходить къ Антонію ревнители благочестія, кто за благословеніемъ, кто съ желаніемъ подвизаться вмѣстѣ съ нимъ. Пришедшій къ нему священникъ Никонъ постригалъ приходящихъ. Когда къ Антонію собралось до 12-ти братій, онъ поставилъ для нихъ игуменомъ Варлаама, сына княжескаго боярина, а самъ переселился въ другую пещеру, въ 100 саженяхъ отъ первой. Она послужила началомъ ближнихъ пещеръ. Когда Варлаамъ перешелъ, по приказанію великаго князя, въ другой монастырь, Антоній поставилъ въ игумены преподобнаго Ѳеодосія и благословилъ братію на построеніе малой деревянной церкви надъ пещерами. Потомъ, на уступленной великимъ княземъ горѣ, иноки построили новую церковь и, поставивъ келліи, оградили ихъ стѣною. Такъ основался монастырь Кіевопечерскій, привлекающій множество богомольцевъ со всѣхъ концовъ Россіи. Господь прославилъ Антонія даромъ чудесъ, и хотя онъ, по смиренію, хранилъ этотъ даръ въ тайнѣ, но слава его возрастала. Съ умноженіемъ иноковъ явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскорѣ чудеса показали имъ, что Господь благословляетъ построеніе церкви. Надъ мѣстомъ постройки видѣли, по ночамъ, необычайный свѣтъ. Изъ Царьграда пришли четыре зодчихъ, которыхъ прислала Сама Пресвятая Дѣва Марія. Она въ чудномъ видѣніи явились имъ во Влахернскомъ храмѣ и дала денегъ и мѣстночтимую икону Успенія. Мѣсто для постройки указалъ Антонію Самъ Богъ, и великій князь охотно уступилъ это мѣсто. Благословивъ основаніе каменнаго храма, Антоній скончался 90 лѣтъ отъ роду, въ 1073 году по Р. Хр. Онъ былъ погребенъ въ той же пещерѣ, въ которой скончался; но мощи его сокрыты отъ взора человѣческаго.
II. Нынѣ, въ день памяти преподобнаго Антонія печерскаго, основателя Кіево-печерскаго монастыря и вмѣстѣ съ тѣмъ первоначальника иночества на Руси, скажемъ вамъ, братія, нѣсколько словъ о высокомъ религіозно-воспитательномъ значеніи нашихъ монастырей.
а) Обыкновенно монастыри наши стоятъ уединенно, вдали отъ городовъ и обыкновенныхъ жилищъ мірскихъ, вдали отъ шума мірской, суетливой жизни; кромѣ того, они обыкновенно ограждаются еще и высокими стѣнами. Тутъ какъ будто иной міръ, иныя мѣста. Вступая въ ограду монастырскую, не замѣчаешь тутъ суетливой бѣготни стремящихся къ наживѣ, заботящихся о пріобрѣтеніяхъ; не слышишь тутъ шумнаго говора горячо спорящихъ изъ-за жизненныхъ интересовъ земныхъ; не слышишь тутъ ни празднаго смѣха, ни пустыхъ, обидныхъ и бранныхъ словъ; не замѣчаешь тутъ ни суетности, ни щегольства, ни заносчивости, ни высокомѣрія, ни споровъ, ни раздоровъ; словомъ, не замѣчаешь тутъ ничего такого, что-бы разсѣевало, или соблазняло тебя; а напротивъ, все тутъ напоминаетъ тебѣ объ иной, духовной жизни, о томъ, что нужно тебѣ болѣе всего, — объ единомъ на потребу. Объ этомъ напоминаютъ — и величественный видъ храмовъ монастырскихъ, и снаружи иногда украшенныхъ священными поучительными изображеніями, — и строго величавый гармоничный звонъ колоколовъ монастырскихъ, почти ежечасно призывающій иноковъ на молитву. А спокойный, смиренный видъ иноковъ съ ихъ взаимными братскими поклоненіями, съ ихъ изможденными отъ поста и бдѣній лицами, съ ихъ благочестивыми думами на челахъ, съ ихъ привѣтливостью ко всѣмъ, — все это сразу переноситъ васъ какъ бы въ иной міръ, — въ міръ какъ будто не земной. И мірскіе люди, пришедшіе сюда на богомолье, становятся болѣе скромными, сосредоточенными, болѣе набожными. Переступаете вы порогъ храма монастырскаго, тутъ все поражаетъ васъ и чистотою, и порядкомъ, и благоустройствомъ, и благолѣпіемъ. Лампады теплятся тутъ предъ сіяющими золотомъ образами во множествѣ. Тутъ найдешь строгое выполненіе богослужебнаго церковнаго чина; тутъ услышишь стройное пѣніе иночествующей братіи, въ духѣ вполнѣ церковномъ и молитвенномъ. Тутъ невольно пробудится и въ душѣ твоей благоговѣйно молитвенный духъ при благоговѣйныхъ священнодѣйствіяхъ иноковъ, всю жизнь свою посвятившихъ на служеніе Господу. Не тяготишься ты тутъ и продолжительностію церковнаго богослуженія; ибо оно совершается здѣсь чинно, стройно, благоговѣйно, благодатно. Душа тутъ невольно располагается къ молитвѣ, воодушевляется благоговѣйною молитвою и вступаетъ въ благодатное общеніе съ Господомъ. Умиленная душа готова бываетъ тутъ излить предъ Господомъ все, что только тяготитъ ее. Вообще, монастырскія обители наши и прежде были, и всегда будутъ выдающимися разсадниками, славными религіозно-воспитательными школами христіанской жизни. «Иди, учись у иноковъ, говорилъ еще въ свое время святый Іоаннъ Златоустъ въ одной изъ своихъ церковныхъ бесѣдъ; это свѣтильники, сіяющіе по всей землѣ, это стѣны, коими ограждаются и поддерживаются сами города. Они для того удалились въ пустыню, чтобъ научить и тебя презирать суету мірскую. Они, какъ мужи крѣпкіе, могутъ наслаждаться тишиною и среди бури; а тебѣ, обуреваемому со всѣхъ сторонъ, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть отъ непрестаннаго прилива волнъ. Итакъ, ходи къ нимъ чаще, дабы, очистившись ихъ молитвами и наставленіями отъ непрестанно приражающихсякъ тебѣ сквернъ, ты могъ и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущихъ благъ».
Въ другой бесѣдѣ тотъ же златословесный учитель говорилъ: «въ монастырѣ удовольствіе непрестанно возрастаетъ въ душахъ зрителей; ибо навсегда остается въ ихъ мысляхъ и образъ видѣнныхъ ими мужей, и пріятность мѣста, и чистота общества, и сладость прекраснаго духовнаго пѣнія... Кто послѣ сего посѣщенія возвращается домой, того жена встрѣчаетъ ласковымъ, кроткимъ, не пристрастнымъ ни къ какому постыдному удовольствію, — и въ обращеніи находитъ болѣе непринужденности, нежели прежде» и пр. (Бесѣда 68 на еванг. Матѳея).
б) Говоря о высокомъ религіозно-нравственномъ, воспитательномъ значеніи монастырей, мы, однако же, не думаемъ умалять этимъ значенія нашихъ обыкновенныхъ приходскихъ храмовъ, особенно во время ихъ молитвенныхъ собраній, — и нашихъ обыкновенныхъ приходскихъ храмовъ, какъ бы они ни были скромны и убоги. И тутъ христіанскія души всегда находили и будутъ находить для себя и благодатное утѣшеніе и вразумленіе. И всякая община христіанская, будь она въ городѣ, будь въ скромной деревнѣ, съ ея убогимъ храмомъ, съ ея скромною приходскою школою, съ ея пастыремъ, хотя и не особенно опытнымъ въ духовной жизни, и не особенно учительнымъ, достаточно представляетъ и добрыхъ примѣровъ, и благочестивыхъ назиданій, и вообще благодатныхъ средствъ для нашей духовной христіанской жизни. Но, воздавая каждому должное, мы все-таки должны сказать, что въ благоустроенныхъ монастыряхъ этихъ благодатныхъ средствъ больше.
III. Итакъ, если кто имѣетъ желаніе и возможность хотя разъ въ жизни пойти на богомолье въ ту или другую святую обитель, тогда да благословитъ Господь на доброе дѣло и да поможетъ тому осуществить свое благое намѣреніе — получить возможно большую для себя душевную пользу въ этихъ, какъ говорится, «святыхъ мѣстахъ» нашихъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для с. пастырей» за 1891 г. іюль).
Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.