Поученіе. Усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи
Кто нынѣ подражаетъ врагамъ Іоанна Крестителя и есть ли нынѣ терпящіе участь Іоанна?
I. Іоаннъ Предтеча, проповѣдникъ покаянія, обличалъ царя Ирода за то, что онъ, убивъ своего брата Филиппа, взялъ себѣ его жену Иродіаду. Иродъ заключилъ Іоанна въ темницу.
Иродіада, обличаемая пророкомъ, жестоко ненавидѣла его и желала убить, но не могла, потому что Иродъ боялся убить его, зная, что онъ мужъ праведный и святой, и что народъ почитаетъ его за пророка. Однажды Иродъ, въ день своего рожденья, давалъ пиръ вельможамъ галилейскимъ. На пиръ вошла дочь Иродіады и своею пляскою такъ угодила Ироду и гостямъ, что Иродъ обѣщалъ дать ей, чего она ни попроситъ; онъ поклялся даже отдать ей половину своего царства. Дѣвица пошла къ матери и сказала: «чего просить?» Мать отвѣчала: «головы Іоанна Крестителя». Дѣвица вошла на пиршество и сказала: «хочу, чтобы ты далъ мнѣ, теперь же, голову Іоанна Крестителя». Царь опечалился, но не хотѣлъ нарушить клятвы, и послалъ въ темницу приказаніе отсѣчь голову Іоанну. Отсѣченную голову принесли на блюдѣ и отдали дѣвицѣ, а дѣвица отнесла ее матери своей. Тѣло Іоанна похоронили ученики его, а главу Иродіада скрыла во дворцѣ Ирода. Потомъ одна благочестивая женщина, Іоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, взяла голову Іоанна и похоронила ее на горѣ Елеонской. Впослѣдствіи глава Предтечи была нѣсколько разъ обрѣтаема и опять скрывалась, какъ объ этомъ повѣствуется въ дни обрѣтенія главы Предтечи.
II. Скорбное событіе воспоминаетъ нынѣ св. церковь. Величайшій изъ праведниковъ умерщвляется нынѣ Иродомъ въ угоду плясальщицы, по волѣ нечестивой женщины Иродіады. Скорбимъ со св. церковію и мы. Скорбь истиннаго христіанина увеличивается еще болѣе отъ мысли, что и въ нынѣшнее время, и между именующими себя христіанами, есть люди, подобные Ироду, Иродіадѣ и Саломіи, есть и невинные страдальцы, подобные Іоанну.
а) Кто забываетъ Бога, совѣсть, все святое на свѣтѣ, не внимаетъ никакому доброму внушенію, безъ мѣры предается грубымъ, чувственнымъ наслажденіямъ, ихъ поставляетъ цѣлію всей своей жизни, тотъ подобенъ Ироду, который жилъ для плоти, для чувствъ, для грѣховныхъ наслажденій.
Кто, поправши совѣсть, потерявши страхъ Божій, стыдъ предъ людъми, бросаетъ жену законную, отнимаетъ жену у другого и живетъ съ нею открыто съ спокойною совѣстію, отравляя такимъ образомъ чужую жизнь, губя себя, соблазняя другихъ, унижая званіе свое христіанское, тотъ дѣлаетъ то же, что дѣлалъ Иродъ, незаконно жившій съ женою брата своего Филиппа, Иродіадою.
Кто, зная за собою тѣ или другіе недостатки, пороки, вмѣсто того, чтобы раскаяваться въ нихъ, считать себя хуже всѣхъ, чернитъ людей достойныхъ, высокихъ по жизни, пользующихся уваженіемъ въ обществѣ, клевещетъ, вредитъ, — что таковой дѣлаетъ, какъ не подобное Ироду, который, будучи самъ великій беззаконникъ, тѣснилъ и наконецъ умертвилъ величайшаго праведника Предтечу?
б) Когда жена бросаетъ мужа для того, чтобы отдаться другому, когда мать въ глазахъ дѣтей ведетъ жизнь легкомысленную, разсѣянную, и своимъ примѣромъ развращаетъ и губитъ ихъ, скажите, кто онѣ таковыя, какъ не единомысленницы Иродіадѣ, которая именно такъ и поступала?
в) Когда дѣвица поставляетъ цѣлію своей жизни быть предметомъ соблазна мужчинъ, когда она доходитъ до такого безстыдства, что совершенно теряетъ чувство скромности, цѣломудрія, стыдливости и чистоту дѣвственную, когда она ожесточается сердцемъ настолько, что не хочетъ обращать вниманія на внушеніе закона Божія и своей совѣсти, кому всѣ таковыя подражаютъ какъ не Саломіи, которая дошла до такого безстыдства, что безстыдно рѣшилась плясать въ обществѣ мужчинъ, настолько ожесточилась сердцемъ, что не испугалась просить крови великаго праведника? Да, и нынѣ есть подобныя Иродіадѣ и Саломіи. Не допусти, Господи, разлиться злу, да утверждается напротивъ всюду царство Твое — царство истины, чистоты, святости и любви.
г) Но вотъ предъ нами возстаетъ еще образъ, но уже образъ высокій, святой — это Іоаннъ Креститель, невинный страдалецъ. Есть ли ему подражатели? Есть. Это всѣ, подобно Іоанну, любящіе правду, это всѣ живущіе по совѣсти, по Божьему, суда Божія боящіеся болѣе суда человѣческаго, Богу угождающіе болѣе, чѣмъ людямъ. Не милы такіе люди и въ нынѣшнее время, какъ и всегда, ненавистны они людямъ, любящимъ ложь, коварство, человѣкоугодничество, дѣйствующимъ по духу времени, чуждымъ духа Христова. И много приходится терпѣть отъ такихъ людей любителямъ правды за свое слово правды; она и нынѣ часто бываетъ въ гоненіи, ее и нынѣ не любятъ, преслѣдуютъ, тѣснятъ, могутъ и до смерти довести правдиваго человѣка.
Не здѣсь, возлюбленные мои братія и сестры, время и мѣсто торжества для правды. Она восторжествуетъ въ томъ вѣкѣ, тогда наступитъ ея царство. А здѣсь, пока живемъ на землѣ, должны быть готовыми за правду, за добродѣтель претерпѣть все, и не должны удивляться этому, потому что Самъ Спаситель сказалъ: аще Мене изгнаша, и васъ ижденутъ. И Онъ безгрѣшный пострадалъ и Своимъ примѣромъ и намъ показалъ неизбѣжность скорбей и страданій отъ злыхъ людей. Только не несчастными, а счастливыми и блаженными Онъ назвалъ подобныхъ страдальцевъ и обѣщалъ имъ великую награду — царство небесное. Блажени изгнани правды ради: яко тѣхъ есть царство небесное. Будемъ утѣшаться этою наградою и, не смотря на всѣ преслѣдованія за правду, будемъ ее любить больше всего и не людямъ будемъ угождать, но Богу. (См. Душ. чт. за 1890 г., авг.).
III. Святый великій Іоанне Предтече! помоги намъ своими молитвами быть подражателями тебѣ въ любви къ правдѣ и быть готовыми претерпѣть за правду всякую скорбь, а особенно помолись о томъ, чтобы въ мірѣ христіанскомъ не было тѣхъ пороковъ, которые были во врагахъ твоихъ, а чтобы процвѣтала одна добродѣтель, любовь, чистота, цѣломудріе, которыя такъ любезны Богу. (Сост. по указ. ист. свящ. Г. Д—ко).
Кто нынѣ подражаетъ врагамъ Іоанна Крестителя и есть ли нынѣ терпящіе участь Іоанна?
I. Іоаннъ Предтеча, проповѣдникъ покаянія, обличалъ царя Ирода за то, что онъ, убивъ своего брата Филиппа, взялъ себѣ его жену Иродіаду. Иродъ заключилъ Іоанна въ темницу.
Иродіада, обличаемая пророкомъ, жестоко ненавидѣла его и желала убить, но не могла, потому что Иродъ боялся убить его, зная, что онъ мужъ праведный и святой, и что народъ почитаетъ его за пророка. Однажды Иродъ, въ день своего рожденья, давалъ пиръ вельможамъ галилейскимъ. На пиръ вошла дочь Иродіады и своею пляскою такъ угодила Ироду и гостямъ, что Иродъ обѣщалъ дать ей, чего она ни попроситъ; онъ поклялся даже отдать ей половину своего царства. Дѣвица пошла къ матери и сказала: «чего просить?» Мать отвѣчала: «головы Іоанна Крестителя». Дѣвица вошла на пиршество и сказала: «хочу, чтобы ты далъ мнѣ, теперь же, голову Іоанна Крестителя». Царь опечалился, но не хотѣлъ нарушить клятвы, и послалъ въ темницу приказаніе отсѣчь голову Іоанну. Отсѣченную голову принесли на блюдѣ и отдали дѣвицѣ, а дѣвица отнесла ее матери своей. Тѣло Іоанна похоронили ученики его, а главу Иродіада скрыла во дворцѣ Ирода. Потомъ одна благочестивая женщина, Іоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, взяла голову Іоанна и похоронила ее на горѣ Елеонской. Впослѣдствіи глава Предтечи была нѣсколько разъ обрѣтаема и опять скрывалась, какъ объ этомъ повѣствуется въ дни обрѣтенія главы Предтечи.
II. Скорбное событіе воспоминаетъ нынѣ св. церковь. Величайшій изъ праведниковъ умерщвляется нынѣ Иродомъ въ угоду плясальщицы, по волѣ нечестивой женщины Иродіады. Скорбимъ со св. церковію и мы. Скорбь истиннаго христіанина увеличивается еще болѣе отъ мысли, что и въ нынѣшнее время, и между именующими себя христіанами, есть люди, подобные Ироду, Иродіадѣ и Саломіи, есть и невинные страдальцы, подобные Іоанну.
а) Кто забываетъ Бога, совѣсть, все святое на свѣтѣ, не внимаетъ никакому доброму внушенію, безъ мѣры предается грубымъ, чувственнымъ наслажденіямъ, ихъ поставляетъ цѣлію всей своей жизни, тотъ подобенъ Ироду, который жилъ для плоти, для чувствъ, для грѣховныхъ наслажденій.
Кто, поправши совѣсть, потерявши страхъ Божій, стыдъ предъ людъми, бросаетъ жену законную, отнимаетъ жену у другого и живетъ съ нею открыто съ спокойною совѣстію, отравляя такимъ образомъ чужую жизнь, губя себя, соблазняя другихъ, унижая званіе свое христіанское, тотъ дѣлаетъ то же, что дѣлалъ Иродъ, незаконно жившій съ женою брата своего Филиппа, Иродіадою.
Кто, зная за собою тѣ или другіе недостатки, пороки, вмѣсто того, чтобы раскаяваться въ нихъ, считать себя хуже всѣхъ, чернитъ людей достойныхъ, высокихъ по жизни, пользующихся уваженіемъ въ обществѣ, клевещетъ, вредитъ, — что таковой дѣлаетъ, какъ не подобное Ироду, который, будучи самъ великій беззаконникъ, тѣснилъ и наконецъ умертвилъ величайшаго праведника Предтечу?
б) Когда жена бросаетъ мужа для того, чтобы отдаться другому, когда мать въ глазахъ дѣтей ведетъ жизнь легкомысленную, разсѣянную, и своимъ примѣромъ развращаетъ и губитъ ихъ, скажите, кто онѣ таковыя, какъ не единомысленницы Иродіадѣ, которая именно такъ и поступала?
в) Когда дѣвица поставляетъ цѣлію своей жизни быть предметомъ соблазна мужчинъ, когда она доходитъ до такого безстыдства, что совершенно теряетъ чувство скромности, цѣломудрія, стыдливости и чистоту дѣвственную, когда она ожесточается сердцемъ настолько, что не хочетъ обращать вниманія на внушеніе закона Божія и своей совѣсти, кому всѣ таковыя подражаютъ какъ не Саломіи, которая дошла до такого безстыдства, что безстыдно рѣшилась плясать въ обществѣ мужчинъ, настолько ожесточилась сердцемъ, что не испугалась просить крови великаго праведника? Да, и нынѣ есть подобныя Иродіадѣ и Саломіи. Не допусти, Господи, разлиться злу, да утверждается напротивъ всюду царство Твое — царство истины, чистоты, святости и любви.
г) Но вотъ предъ нами возстаетъ еще образъ, но уже образъ высокій, святой — это Іоаннъ Креститель, невинный страдалецъ. Есть ли ему подражатели? Есть. Это всѣ, подобно Іоанну, любящіе правду, это всѣ живущіе по совѣсти, по Божьему, суда Божія боящіеся болѣе суда человѣческаго, Богу угождающіе болѣе, чѣмъ людямъ. Не милы такіе люди и въ нынѣшнее время, какъ и всегда, ненавистны они людямъ, любящимъ ложь, коварство, человѣкоугодничество, дѣйствующимъ по духу времени, чуждымъ духа Христова. И много приходится терпѣть отъ такихъ людей любителямъ правды за свое слово правды; она и нынѣ часто бываетъ въ гоненіи, ее и нынѣ не любятъ, преслѣдуютъ, тѣснятъ, могутъ и до смерти довести правдиваго человѣка.
Не здѣсь, возлюбленные мои братія и сестры, время и мѣсто торжества для правды. Она восторжествуетъ въ томъ вѣкѣ, тогда наступитъ ея царство. А здѣсь, пока живемъ на землѣ, должны быть готовыми за правду, за добродѣтель претерпѣть все, и не должны удивляться этому, потому что Самъ Спаситель сказалъ: аще Мене изгнаша, и васъ ижденутъ. И Онъ безгрѣшный пострадалъ и Своимъ примѣромъ и намъ показалъ неизбѣжность скорбей и страданій отъ злыхъ людей. Только не несчастными, а счастливыми и блаженными Онъ назвалъ подобныхъ страдальцевъ и обѣщалъ имъ великую награду — царство небесное. Блажени изгнани правды ради: яко тѣхъ есть царство небесное. Будемъ утѣшаться этою наградою и, не смотря на всѣ преслѣдованія за правду, будемъ ее любить больше всего и не людямъ будемъ угождать, но Богу. (См. Душ. чт. за 1890 г., авг.).
III. Святый великій Іоанне Предтече! помоги намъ своими молитвами быть подражателями тебѣ въ любви къ правдѣ и быть готовыми претерпѣть за правду всякую скорбь, а особенно помолись о томъ, чтобы въ мірѣ христіанскомъ не было тѣхъ пороковъ, которые были во врагахъ твоихъ, а чтобы процвѣтала одна добродѣтель, любовь, чистота, цѣломудріе, которыя такъ любезны Богу. (Сост. по указ. ист. свящ. Г. Д—ко).
Почему такъ почтенно воспоминается усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи?
I. Предтечѣ Господа нашего І. Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертію, дабы какъ на землѣ проповѣдывалъ онъ пришествіе Господа, возвѣщая: грядетъ крѣплій мене въ слѣдъ мене (Марк. 1, 7), такъ и во адѣ содержимымъ тамъ душамъ возвѣстить, что уже явился въ мірѣ ожиданный Мессія.
Вотъ какъ исполнилось это: Иродъ, называемый Антипа, сынъ старшаго Ирода, избившаго дѣтей виѳлеемскихъ, былъ женатъ на дочери Ареты, царя аравійскаго; но прельстясь красотой Иродіады, жены Филиппа, брата своего, по согласію съ нею, прогналъ отъ себя первую законную жену, и взялъ Иродіаду. Такого беззаконія не могъ сносить ревнитель закона Божія, обличитель грѣховъ и проповѣдникъ покаянія, св. Креститель Іоаннъ: онъ сталъ обличать Ирода предъ всѣми, говоря: не должно тебѣ имѣть жены брата твоего. Но Иродъ, не терпя обличенія, повелѣлъ ввергнуть Іоанна въ оковахъ въ темницу. Всего же болѣе воспылала яростію противъ святого обличителя Иродіада. Она хотѣла тотчасъ убить его, но не могла, потому что Иродъ, знавшій Іоанна, какъ мужа праведнаго и святого, не хотѣлъ отдать его на убіеніе, боясь, впрочемъ, не столько Бога, сколько того, чтобъ народъ, почитавшій Іоанна, какъ пророка, изъ-за его убіенія не произвелъ возмущенія. Вслѣдствіе этого св. Іоаннъ пребывалъ въ темницѣ не малое время. Насталъ день рожденія Иродова. Въ этотъ день Иродъ угощалъ великимъ пиромъ князей своихъ, военачальниковъ и старѣйшихъ всей Галилеи, а дочь Иродіады увеселяла ихъ притомъ своею пляскою. Угодивъ тѣмъ Ироду и гостямъ его, плясальщица, по наставленію злобной матери своей, потребовала въ награду себѣ главы св. Іоанна Крестителя; и Иродъ, поклявшійся предъ тѣмъ дать ей все, чего она ни попроситъ, даже до половины царства своего, забылъ и святость Іоанна, и свое уваженіе къ нему, — велѣлъ стражу отсѣчь главу св. Іоанна и принесть на блюдѣ. Повѣствуютъ, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то къ ужасу всѣхъ присутствующихъ на пирѣ, она произнесла прежнія обличительныя слова свои: «не должно тебѣ имѣть жену брата твоего!» Но плясальщица небоязненно приняла св. главу и отнесла ее къ матери своей, а Иродіада не устыдилась еще поругаться главѣ Предтечи: колола языкъ ея иглою, и боясь, чтобъ обличитель ея не воскресъ, когда бы приложили главу его къ трупу, закопала ее во дворцѣ, на нѣкоторомъ безчестномъ мѣстѣ. Обезглавленное тѣло въ ту же ночь взято было учениками изъ темницы и погребено въ Севастіи.
За это беззаконное убійство, къ которому послѣ приложилъ Иродъ и поруганіе Самому Господу во время страданій Его, — когда, укоривь Его съ вои своими и поругався, оболкъ Его въ ризу свѣтлу, возврати Его къ Пилату (Лук. 23, 11), — наказаніе Божіе не умедлило постигнуть беззаконниковъ. Царь аравійскій Арета, мстя за безчестіе, нанесенное его дочери, возсталъ войною на Ирода, побѣдилъ его и поразилъ войско его такъ, что самъ Иродъ едва спасся. Потомъ императоръ римскій лишилъ Ирода всей власти и всѣхъ богатствъ и вмѣстѣ съ прелюбодѣйцею и ея дочерью послалъ въ заточеніе, сперва въ Ліонъ галльскій, потомъ въ Илерду, городъ испанскій, гдѣ они бѣдственно кончили жизнь свою. Прежде всѣхъ погибла плясальщица. При переходѣ ея въ зимнее время по льду чрезъ рѣку Сикорисъ, проломился подъ нею ледъ и она погрузилась въ воду по шею такъ, что ледъ стиснулъ ее и она повисла въ водѣ, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала нѣкогда на землѣ, не досягая дна рѣки, должна была какъ бы плясать въ водѣ. Наконецъ острымъ льдомъ совсѣмъ перерѣзало ей шею: обезглавленный трупъ занесенъ былъ водою, а къ Ироду и Иродіадѣ принесена была одна голова погибшей. Объ Иродѣ же и Иродіадѣ повѣствуютъ, что оба они пожерты были землею живые.
Св. Іоаннъ былъ Предтечею Христовымъ какъ въ жизни своей, такъ и по смерти «благовѣстилъ сущимъ въ адѣ Бога, явльшагося плотію». Послѣ, когда разоренъ былъ адъ въ воскресеніе Христово, онъ вмѣстѣ со всѣми другими праведниками изведенъ былъ Христомъ оттуда и сподобился многихъ вѣнцевъ на небѣ, какъ дѣвственникъ, какъ пустынножитель, какъ учитель и проповѣдникъ покаянія, какъ пророкъ, Предтеча, Креститель, и наконецъ какъ мученикъ.
II. Мы нынѣ съ почтеніемъ и благоговѣніемъ торжественно вспоминаемъ усѣкновеніе честныя главы честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Іоанна. Почему такъ почтенно, такъ важно и дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна?
Потому что изъ-за истины онъ пострадалъ, изъ-за истины отсѣчена ему глава; а истина для всѣхъ дорога, потому что въ ней спасеніе всѣхъ.
Что было бы на землѣ, если бы между людьми правды не наблюдалось, если бы истина не быда такъ хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на землѣ. Общество людей неправедныхъ и лживыхъ долго существовать не можетъ: истребятся они сами собою, или другъ друга истребятъ. Гдѣ правда не соблюдается, тамъ близокъ всему конецъ, и неправедное пріобрѣтеніе — всегда прахъ. Гдѣ истина не хранится, тамъ скоро все погибаетъ, — и беззаконная жизнь — близкая смерть. Что была бы земля безъ солнца? Мрачная, холодная, мертвая пустыня. А безъ правды еще хуже было бы на землѣ. Правда нужнѣе солнца для людей. И потому величайшее благодѣяніе дѣлаетъ роду человѣческому тотъ, кто правду на землѣ водворяетъ.
Вотъ почему почтенно, важно, дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи: онъ, уча людей правдѣ, уча истинѣ, доказалъ своею главою, что истина достойна всякаго уваженія, и правда должна быть всего дороже для всѣхъ; своими страданіями заставилъ другихъ любить правду и почитать истину. Если бы онъ пересталъ говорить Ироду, что недостоитъ ему имѣть женою жену брата своего: то могли многіе подумать, что и имъ можно подобнымъ образомъ жить. Мученическою смертію его всѣ убѣдились, что беззаконная жизнь Ирода есть дѣйствительно беззаконіе; такимъ образомъ, правда и тогда торжествуетъ, когда праведникъ умираетъ изъ-за правды. Она тогда то особенно и торжествуетъ, когда за нее праведникъ умретъ: кровь, пролитая за истину, самая краснорѣчивая проповѣдь о истинѣ.
Святые страдаютъ, умираютъ, лишь бы научить всѣхъ правду любить и истину хранить; а мы, братія, по крайней мѣрѣ жить будемъ правдою и истиною, чтобы тѣмъ заставить другихъ правду любить и истину почитать.
III. Будемъ, братія, и для себя и для другихъ любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконіе для всѣхъ пагубно. Почитая усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи, почтимъ истину, которую онъ такъ желалъ водворить. (Сост. по Синаксарю и проповѣд. прот. Р. Путятина).
Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.