"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Прот. Григорій Дьяченко.Полный годичный кругъ кратких поучений.


Прот. Григорій Дьяченко.Полный годичный кругъ кратких поучений.

Сообщений 61 страница 63 из 63

61

Поученіе. Соборъ св. седьмидесяти апостоловъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки, извлекаемые изъ жизни св. апостоловъ для христіанъ: мы должны а) учить другихъ добрымъ примѣромъ, б) великодушно прощать обиды и в) терпѣливо переносить скорби.

I. Четвертаго января св. церковь чествуетъ память всѣхъ семидесяти апостоловъ вмѣстѣ. Этотъ праздникъ называется Соборомъ семидесяти апостоловъ, т. -е. собраніемъ вѣрующихъ для прославленія семидесяти апостоловъ.

Св. евангелистъ Лука повѣствуетъ, что I. Христосъ, кромѣ двѣнадцати апостоловъ, которые слѣдовали за Нимъ, избралъ еще семьдесятъ апостоловъ и послалъ ихъ въ города и села проповѣдывать слово Его. Онъ далъ имъ силу творить чудеса, не велѣлъ имъ заботиться о потребностяхъ житейскихъ, но призывать дюдей къ вѣчной жизни. Когда эти семьдесятъ апостоловъ возвратились къ Господу и съ радостію сказали Ему: Господи, и бѣсы повинуются намъ именемъ Твоимъ, Іисусъ отвѣчалъ: не о семъ радуйтесь, но о томъ, что имена ваши написаны на небесахъ.

Послѣ вознесенія Іисуса Христа святые апостолы, укрѣпленные благодатію Духа Святаго. усердно продолжали дѣло, завѣщанное имъ Господомъ. Они неутомимо обходили города и села, вездѣ проповѣдуя слово Божіе, служа образцами св. жизни и крестя увѣровавшихъ во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Много они терпѣли бѣдствій и гоненій; язычники вооружались противъ нихъ, заключали ихъ въ темницы, предавали мученіямъ, но они все переносили съ терпѣніемъ и твердостію. Мы терпимъ голодъ и жажду, и наготу, и побои, пишетъ св. апостолъ Павелъ, и скитаемся и трудимся, работая своими руками. Злословятъ насъ, а мы благословляемъ; насъ гонятъ, мы терпимъ; насъ хулятъ, мы молимся. Вотъ какова была жизнь святыхъ апостоловъ, жизнь, исполненная трудовъ и лишеній, но осѣненная благодатію Божіей, ибо они исполняли волю Божію. Сила Господня видимо помогала имъ въ дѣлахъ ихъ. Изгнанные изъ одной страны, они шли въ другую и, такимъ образомъ, самое гоненіе способствовало къ распространенію слова Божія.

Апостолы проповѣдывали смиреніе и презрѣніе богатства людямъ, привязаннымъ къ земнымъ благамъ, славѣ и величію, они въ жизни сей обѣщали только страданія. Увѣровавшіе подвергались страшнымъ гоненіямъ; а между тѣмъ вѣра христіанская быстро распространялась и утверждалась въ сердцахъ. Проповѣдь апостоловъ состояла, какъ говоритъ апостолъ Павелъ: не въ убѣдительныхъ словахъ человѣческой мудрости, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. II. 4). Они поучали не одними словами, но и примѣромъ добродѣтельной жизни, терпѣнія, кротости и дѣлами любви. Многіе изъ апостоловъ скончались мученическою смертію.

II. а) По примѣру св. апостоловъ и мы должны не только словомъ, но главнымъ образомъ добрымъ примѣромъ жизни содѣйствовать распространенію христіанской вѣры и славы Божіей: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ, говоритъ Господь.

б) Подражая св. апостоламъ, для прославленія коихъ мы собрались, и мы будемъ великодушно прощать обиды нашимъ врагамъ, молиться за злословящихъ насъ и добро творить притѣсняющимъ и ненавидящимъ насъ, дабы уподобиться Господу, простившему Своихъ враговъ и молившемуся за нихъ Отцу Своему небесному, и получить отъ Него милость и прощеніе нашихъ безчисленныхъ грѣховъ предъ Нимъ.

в) По примѣру нынѣ прославляемыхъ св. апостоловъ и мы должны съ великимъ терпѣніемъ переносить всѣ скорби за благочестивую христіанскую жизнь и за имя Христово: блажени есте, егда поносятъ васъ и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради: возрадуйтеся и возвеселитесь: яко мзда ваша многа на небесѣхъ, сказалъ Господь Своимъ ученикамъ и всѣмъ вѣрнымъ Своимъ послѣдователямъ.

III. Всяку радость имѣйте, братія моя, егда во искушенія впадаете различна, вѣдяще, яко искушеніе вашея вѣры содѣловаетъ терпѣніе, терпѣніе же дѣло совершенно да имать, яко да будете совершени и всецѣли, ни въ чемъ же лишени, учитъ св. апостолъ Павелъ, показывая великую пользу терпѣливаго перенесенія скорбей, постигающихъ какъ и св. апостоловъ всякаго христіанина. (Священникъ Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

+1

62

Поученіе. Праздникъ Богоявленія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?

I. Господь нашъ I. Христосъ, какъ святѣйшій Богъ, Самъ не имѣлъ нужды въ крещеніи, а крестился ради насъ грѣшниковъ.

а) Онъ крестился, во-первыхъ, для того, чтобы показать намъ примѣръ св. крещенія, чтобы, какъ Самъ Онъ крестился, такъ и мы всѣ, послѣдователи Его, крестились бы. По этому примѣру Христову всѣ мы и крещены, и безъ крещенія спастись нельзя, какъ Господь сказалъ въ евангеліи: аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити вь царствіе Божіе (Іоан. III. 5).

б) Во-вторыхъ, I. Христосъ крестился для того, чтобы освятить воды, очистить ихъ отъ злыхъ демоновъ, и такимъ образомъ приготовить воды въ спасительную купель для нашего крещенія, какъ говоритъ святая церковь: Ты іорданскія струи освятилъ еси и главы тамо гнѣздящихся сокрушилъ еси зміевъ. (Чинъ освящ. воды богоявл. стр. 206).

в) Господь I. Христосъ, въ-третьихъ, крестился для того, чтобы явить людямъ св. Троицу, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, какъ, дѣйствительно, на рѣкѣ Іорданѣ при крещеніи Христовомъ и открылась св. Троица: Сынъ Божій крестился въ водѣ, Богъ Отецъ Своимъ гласомъ свидѣтельствовалъ о Христѣ, какъ о Своемъ возлюбленномъ Сынѣ, и Духъ Святый сошелъ на Христа въ видѣ голубя, какъ святая церковь и прославляетъ на праздникъ Крещенія Святую Троицу: Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, Тройческое явися поклоненіе: Родителевъ бо гласъ свидѣтельствоваше Тебѣ, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Духъ, въ видѣ голубинѣ извѣствоваше словесе утвержденіе (Тропарь св. Богоявленія). По сему и праздникъ святого крещенія называется Богоявленіемъ.

II. А мы, христіане, для чего крестимся въ водѣ?

а) Для того, чтобы, видимымъ образомъ омываясь въ купели водою, въ то же самое время невидимо омылись, очистились Святымъ Духомъ отъ грѣховъ, отъ прародительскаго грѣха, или первороднаго, переходящаго отъ прародителей Адама и Евы на всѣхъ ихъ потомковъ путемъ рожденія, и отъ своихъ грѣховъ, когда крестятся не въ младенчествѣ, а въ возрастѣ.

б) Для того, далѣе, крестимся, чтобы чрезъ святое крещеніе приготовиться ко принятію въ себя Святаго Духа, сдѣлаться Его храмомъ, чего и удостоиваемся вслѣдъ за крещеніемъ въ святомъ мνропомазаніи.

в) Наконецъ, еще для того крестимся, чтобы сдѣлаться способными, расположенными и охотными къ добру, и достойными вѣчнаго спасенія, вѣчнаго блаженства: да крестится кійждо васъ, учитъ слово Божіе, и пріимите даръ Святаго Духа (Дѣян. II. 38): иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будеть (Лук. ХѴІ. 16).

III. Возблагодаримъ же нашего Спасителя, что Онъ Своимъ крещеніемъ даровалъ намъ столько благъ чрезъ наше собственное крещеніе, и свою благодарность станемъ выражать достойнымъ хожденіемъ въ званіи христіанскомъ, въ которое мы призваны чрезъ святое крещеніе, чистыми и свѣтлыми мыслями, здравыми словами и добродѣтельными поступками; да всесовершенъ нашъ духъ и душа, и тѣло непорочно въ пришествіе Господа нашего Іисуса сохранится (1 Сол. 5, 23). Аминь. (Сост. по проповѣд. прилож. къ «Руководству для сельскихъ пастырей». Январь, 1886 г., стр. 32—34).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

0

63

Истинное правило веры

Касательно веры люди подвергаются большею частию двум недостаткам. Одни, будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие, почитая чистоту веры совершенством или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно.

Заблуждения различные, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера снизошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества – вот цель ее! И что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры – значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многие предания человеческие; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось. Как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? Совершенство нашей любви к Богу требует, чтобы мы в простоте сердца пользовались светом Божественного Откровения. Но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений.

Святитель Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры, ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна.

О, если бы все, исповедующие имя Христово, неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители Православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святой Николай! Тогда Церковь не была бы терзаема собственными ее чадами, пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости, святая вера являлась бы в собственном своем виде, и давно исполнилось бы моление Церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви!

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО Из Поучения в праздник святителя Николая Чудотворца

Полный годичный круг
кратких поучений. М., 1897.

http://www.pkrest.ru/120/120-1.html

0


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Прот. Григорій Дьяченко.Полный годичный кругъ кратких поучений.