"Применения компьютерных психотехнологий
для оптимизации учебно-воспитательного процесса
в средней школе и повышения уровня здоровья школьников
Компьютерные психотехнологии позволяют на инструментальном уровне подходить к решению задач по наблюдению, адаптации и оптимизации поведения, коррекции дезадаптации и девиантного поведения учащегося.
Комплекс инструментальных компьютерных средств для психосе-мантического анализа и коррекции в применении к задачам педагогики и технологии применения таких средств дают новый подход в решении традиционных задач педагогики инструментальным путем, соответственно этому такой подход можно назвать инструментальной или интенсивной педагогикой.
Инструментальная интенсивная педагогика позволяет гармонизировать развитие личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, выявление которых недоступно при применении традиционных методов, оптимизировать состояние здоровья учащихся и преподавателей (в том числе во вспомогательных школах, школах-интернатах, детских домах).
Для решения этих задач с использованием психотехнологий предлагается организация двухуровневой системы.
1) Оснащение IBM- совместимых компьютеров или компьютерных клас-сов в школах программными продуктами для массового психосемантического анализа - "Школьный аналитик", с целью проведения скрининговых обследований на массиве учащихся для привентивного выявления скрытых тенденций к дезадаптации и девиантному поведению, выявления межличностных конфликтов, наркоманий, токсикоманий, злоупотребления алкоголем и т.п. у отдельных учащихся.
2) Создание региональных центров, обслуживающих несколько школ с применением специализированных комплексов психосемантического анализа и психокоррекции с использованием электроэнцефалографического оборудования и компьютерной системы акустической психокоррекции, на базе которых будет производиться углубленное обследования и необходимая коррекция учащихся из групп риска, выявленных на местах с применением
"Школьного аналитика", а также учащихся с выраженными признаками дезадаптации или девиантного поведения.
Таким образом обеспечивается замкнутый технологический процесс постоянного контроля за особенностями адаптации и поведения учащихся на массиве всей школы и индивидуального психосемантического анализа и коррекции с последующим контролем результатов во времени.
Задачи, решаемые системой "Школьный аналитик":
1. Выявление у учащегося первичных признаков дезадаптации к существующему учебно-воспитательному процессу и социальной среде обитания. Определение основных компонентов таких нарушений.
2. Определение уровня адаптации учащегося к различным методикам, в т.ч. к новым экспериментальным, а также к информационным технологиям, применяемым в учебном процессе.
3. Выявление скрытых тенденций к девиантному и делинквентному поведению учащегося.
4. Выявление склонности к наркомании, токсикомании, алкоголизму, суициду, половым извращениям.
5. Выявление криминальных наклонностей и криминального окружения учащегося.
6. Определение отношения учащегося к учебным методикам, программам, преподаваиелям и т.д.
7. Индивидуальная профориентация учащихся средних и старших классов.
8. Построение социометрической матрицы в коллективе учащихся и педагогов.
9. Ведение и оценка рейтинга популярности предметов,методик, педагогов на двух уровнях : на уровне неосознаваемого отношения учащихся и на уровне опроса учащихся.
Школьный аналитик является информационной системой, включающей в себя :
- подсистему психосемантического анализа, реализующую типовые алгоритмы и использующую стандартные компьютерные устройства (например, клавиатуру компьютера для оценки неосознаваемых реакций);
- семантическую базу данных, включающую в себя наборы кластеров тестирующих вербальных стимулов;
- экспертную подсистему для интерпретации результатов и выдачи заключений по результатам психосемантического анализа (по каждому из видов тестирования);
- базу данных результатов ( по каждому из видов тестирования) с возможностью накопления результатов тестирования каждого учащегося в отдельности, получения статистических результатов на массиве учащихся или его разбиениях, ведения динамики результатов и их интерпритации.
Программная среда "Школьный аналитик" может применяться как на отдельных школьных компьютерах, так и в школьных сетях и компьютерных классах во время процесса обучения как в фоновом режиме, так и в режиме
cмостоятельного теста (отдельного игрового задания, например). Продолжительностьстандартной текстовой процедуры 10 - 15 минут.
Среда "Школьный аналитик" может быть модифицирована в продукт того же свойства, с набором задач, ориентированных для семейного круга (например, снабженная игровой оболочкой),
Центр диагностики и реабилитации детей и школьников на основе типовых комплексов для психосемантического анализа и коррекции.
Задачи Центров:
1) Работа с социально и педагогически запущенными детьми по нап-равлениям из школ :
а) определение с помощью комплекса для психосемантического анализа скрытых причин (неосознаваемого конфликта) дезадаптации и девиантного поведения учащегося;
б) составление плана индивидуальных коррекционных мероприятий на основе результатов психосемантического анализа учащегося;
в) подготовка индивидуальных средств коррекции, в т.ч. на магнитофонных аудиокассетах;
г) проведение коррекции и контроля.
2) Работа с детьми из группы риска, выявленными в результате скрининга массива учащихся путем применения в школах программного продукта для массового психосемантического анализа "Школьный аналитик":
а) психокартирование с целью уточнения личных особенностей учащегося, обнаруженных в результате первичного скрининга в системе "Школьный аналитик", выявление причин, установленных в результате скрининга девиаций;
б) определение с помощью психосемантического анализа адекватных лич-ности учащегося условий адаптации и выработка рекомендаций по обеспечению таких условий;
в) повышение адаптационных возможностей учащегося с применением средств компьютерной психокоррекции;
г) коррекция дезадаптации и девиантного поведения учащегося с использованием аппаратных средств (например, акустической компьютерной психокоррекции).
3) Помощь преподавательскому составу : устранение последствий нервно-психических перегрузок, психологическая разгрузка, определение причин дезадаптации, ее коррекция.
Центры могут быть размещены на базе окружных управлений образования и обеспечены персоналом из 2-3х человек (психолог, врач-психотерапевт, программист), прошедших специальное обучение применению методов и аппаратных средств психосемантического анализа и коррекции.
Центр должен быть оснащен аппаратно-программным комплексом для психосемантического анализа и коррекции (минимальная комплектация):
- энцефалограф 6-ти канальный;
- энцефалографические электроды с фиксатором;
- электроэнцефалографический монитор;
- оптронная развязка;
- аналогово-цифровой преобразователь;
- цифро-аналоговый преобразователь;
- компьютер класса РС АТ 386/387 (486/487) 33-60 МН 4/180;
- специализированный пакет программного обеспечения."
......
"Проблемы психосоматики, психопрофилактики и
психоэкологии"
В последние годы в нашей стране и за рубежом разработаны подходы к изучению индивидуальных особенностей организма и личности здорового и больного человека, основанные на новых представлениях о бессознательном. Эти подходы позволяют исследовать "ядро" личности и выделить факторы, которые оказали влияние на её формирование и определили её реагирование на стрессы и патогенные факторы.
Избавить человека от страданий и болезней за счет раскрытия его собственных резервных возможностей позволяют компьютерные технологии психокоррекции - технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путём прямого доступа в подсознание.
В общем виде задачей психокоррекции является искуственное изменение внутренней картины мира, необходимое для повышения адаптивности человека, купирования девиантного (отклоняющегося) или делинквентного поведения, восстановление поведения, адекватного среде и ситуации.
Психотехнологии являются качественно новым этапом развития науки и техники и позволяют определять причины многих нарушений психики и тела и производить нелекарственную коррекцию здоровья. Все имеющиеся резервные возможности, способности любого человека начинают развиваться, совершенствоваться в желаемом для него направлении. Современные компьютерные психотехнологии - это уникальные, совершенно безопасные, прецизиозно точные, экологически чистые технологии профилактики и улучшения здоровья и совершенствования человека. Они позволяют эффективно и быстро решать задачи, связанные со здоровьем человека , ускорять интенсифицировать и усиливать прочность усвоения информации в процессе обучения детей и взрослых, решать задачи профессионального отбора, профориентации и профпригодности, проводить постоянную текущую профилактику стрессов и переутомления и снимать утомление, т.е. снижать вероятность опасных ошибок в ответственной работе, интенсифицировать работоспособность человека , предупреждать и устранять конфликты в коллективе.
. Кроме того, неосознаваемое внушение, как известно, является мощным модулирующим фактором, который может быть прямо использован с целью обучения человека произвольно изменять собственное функциональное состояние (аналогично программированию в гипнозе и т.п.).
Ясно, что помимо медицинского назначения, указанные методы могут быть использованы при решении задач психологического характера. Так, средства акустической психокоррекции могут оказаться полезными при их использовании во время стихийных бедствий или при ликвидации их последствий (например, массовой паники и др.).
В процессе психокоррекции модификация памяти возможна не только в ее доступных сознанию зонах, но и в тех, которые содержат поведенческие программы и программы вегетативного обеспечения.
Исходя из всего вышенаписаного, можно утверждать, что существуют ситуации, когда любая наличная информация, в т.ч. выполняемая в данный момент программа поведения или жизнеобеспечения, может быть импринтирована в различные зоны памяти, включая те, где она уже не будет подлежать коррекции (что особенно важно для понимания патогенеза психосоматических заболеваний) в естественных условиях. В целом все эти ситуации можно рассматривать как варианты диссоциированного состояния (в широком смысле), которое среди своих ключей, инициирующих соответствующую энграмму, может иметь не только специфическое изменение состояния индивидуума, но и сенсорный сигнал, в т.ч. контекстовый, и даже какую-либо поведенческую или вегетативную реакцию.В прагматическом смысле это означает, что существует возможность разработки методов модификации памяти как на уровне осознаваемых воспоминаний, так и на уровне неосознаваемых мотиваций и программ."
С медицинского сайта rudocs.exdat.com