О ТАИНСТВАХ «НЕДОСТОЙНЫХ» ПАСТЫРЕЙ
В советское время людям вбивали в голову атеизм, пытаясь опорочить Церковь в глазах народа. При этом использовались довольно примитивные методы, которые, тем не менее, успешно работали.
Одним из таких методов было опорочивание священства. Священнослужителей представляли жадными, в агитплакатах рисовали толстыми и уродливыми, детей воспитывали на небылицах вроде «Сказки о попе и работнике его Балде».
Примерно такие же приемы используют враги Церкви и в наше время. Атеисты, либералы, неоязычники, раскольники без конца смакуют, какая дорогая машина у такого-то священника, какой священник ведет себя неприглядно и т.д. И, как и раньше, люди уловляются на эту пропаганду и уходят из Церкви.
Действительно печально, что многие батюшки ведут себя совсем не так, как подобает вести себя доброму пастырю овец Христовых. Но это вовсе не значит, что надо уходить из Церкви. Вот что пишет по этому поводу преп. Иосиф Волоцкий в своем знаменитом труде «Просветитель» (Слово седьмое):
«Пусть никто не думает, что плоть перешла в Божие естество, но плоть едина с Божеством таким же образом, как железо – с огнем; до освящения это хлеб, вода и вино, но по священническим молитвам, освященные и обоженные пришествием Святого Духа, хлеб, вода и вино претворяются в Плоть и Кровь Христову.
И мы приемлем их от священника не как от простого человека, но как от самого Серафима и со лжицы той огненной, со страхом и трепетом. Если нам и кажется, что священники живут неправедною жизнью, все же не подобает осуждать их: Иной есть у них Судия, видящий сокровенное. Для тебя же пусть будет достойным всякий, только бы он не был открыто отлучен от Церкви. Хотя в жизни и превосходит один другого, но печать и дар Святого Духа дается одинаково.
Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого – железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр: какой отпечаток от железа и какой – от золота? – ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит, но через всех действует.
Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный, а тот – не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели».