Протоиерей Владислав Озеров: Мы можем и должны противостоять антихристианским силам»
– Отец Владислав, хотелось бы услышать Ваше мнение о происходящем в Сербии, Греции, Румынии, странах, уже успевших так или иначе ощутить на себе все «прелести» европейского «рая»…
– Примечательно, что в основном военной или финансовой (носящей скрытый характер) агрессии подвергаются именно православные страны – даже несмотря на то, что их правительства в той или иной степени придерживаются прозападного мировоззрения и политики. Вот, к примеру, Сербия; геноцид сербского народа, в том числе и при содействии сербских же предателей в лице отдельных продажных политиков! Греция – то же самое, понятно, что ее сознательно опустили до нынешнего уровня. Я интересовался этой темой и полностью разделяю мнение, что удар направлен в первую очередь против православного греческого народа. В Румынии – тоже развал экономики. В Болгарии – фактически все распродано, экономика рушится, и эта удивительная, красиво и удачно расположенная страна идет в никуда…
– Очень показательны недавние события в Греции. Вы, наверное, знаете об этом: в связи с экономическим кризисом и огромными долгами государство попало в полную зависимость от европейских кредиторов, которые принуждают греков к фактическому отказу от их христианских законов и традиций. По требованию Европейского Союза воскресенье в Греции уже установили рабочим днем, требуют принять закон, запрещающий чтение в православных храмах «нетолерантных» отрывков из Евангелия, требуют легализовать «однополые браки»…
– Казалось бы, что общего между экономическими проблемами и Евангелием? Но это действительно пример, подтверждающий, что политика глобалистов направлена против Православия. Потому что греки, хоть это и своеобразный народ, но, как бы там ни было, они чтут свою многовековую православную историю. Они непокоримы: на протяжении веков их не раз пытались сломить, но все-таки греки всегда исповедовали Православие, даже при своих немощах и ошибках. И вот налицо откровенный шантаж – дескать, если вы не согласитесь, то мы вас поставим на колени, сокрушим.
– Получается, что в данной ситуации греческое правительство, идущее на поводу у европейских глобалистов, показало свою сущность...
– Да, там очень сильны позиции масонства. Об этом говорилось давно, но раньше, видимо, масоны не решались открыто пойти против народа, против его веры. А сейчас и под давлением Запада, и из-за своих личных амбиций, они проявили себя. Уже слышны речи о позволении женщинам посещать Афон, о том, чтобы превратить Святую Гору в туристический центр, тем самым в духовном смысле ее уничтожив. Вот это, вероятно, и есть их главная цель: добраться до Афона, духовного центра Греции и всего православного мира.
– Отец Владислав, касаясь ситуации на Украине, мы говорили о том, что среди либерально настроенных иерархов и священнослужителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата есть сторонники евроинтеграции. Вы, в частности, отметили, что такие люди или пребывают в пагубном духовном ослеплении или же намеренно служат силам зла. Хотелось бы подробнее остановиться на втором варианте, т. е. услышать Ваше мнение о деятельности глобалистов в церковной ограде.
– Прежде надо сказать, что многие священнослужители и епископы УПЦ МП понимают суть происходящего и выступают против ассоциации с Европейским Союзом. Но есть и те, кто лоббирует идеи отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и сближения с Западом. Происходящее в нашей Православной Церкви можно назвать одним словом – апостасия, отступление, предсказанное Святыми Отцами, которое совершается на наших глазах. И я не исключаю, что, когда началось отпадение отдельных украинских священнослужителей от единства с Московским Патриархатом, появился так называемый «Киевский Патриархат» и иные раскольнические группы, лишь часть отступников ушла в раскол, а другие намеренно остались в лоне УПЦ МП – для реализации своих целей, для проведения внутренней работы по разрыву единства Москвы и Киева. И они, видимо, этим на протяжении многих лет занимались и продолжают заниматься, способствуя воплощению глобалистских планов. Т. е. то, что мы сейчас наблюдаем, – это духовная борьба, противостояние Царства Христова и царства антихриста.
– Значит, глобалисты, проникшие в Церковь, изнутри пытаются перенаправить церковный корабль от заповеданного Господом курса верности Ему и Его учению на путь построения царства антихриста?
– Безусловно, и сейчас все настолько явно, что не видит этого только тот, кто не хочет видеть. В Русской Православной Церкви на территории России тоже появилось много людей разного иерархического уровня, призывающих к сближению с Римом, с Европой, благословляющих и восхваляющих всевозможную экуменическую деятельность и модернистские новшества. Поэтому в общем-то нет ничего удивительного в происходящем на Украине.
– Я читала исследование одного аналитика, в котором он сопоставил некоторые экуменические контакты в Церкви с политическими событиями в государстве и пришел к выводу, что между ними существует чуть ли не прямая связь, последовательность. Что Вы думаете по этому поводу?
– Сложно сказать... Я бы не стал проводить прямую параллель, потому что можно и ошибиться. Но в общем, конечно, все экуменические процессы имеют глобализационную сущность. Потому что идея объединения всех религий – масонская. Я где-то читал, что масоны даже хвалились тем, что они стояли у истоков самой известной экуменической организации – «Всемирного совета церквей». То есть идет объединение и религий, и государств. На государственном уровне – последовательное объединение стран под единым правлением: создание ВТО (Всемирной торговой организации, – примеч. ред.) и прочих всемирных организаций, которые берут на себя часть внутренних функций государств. А на религиозном уровне – объединение церквей: проводятся всевозможные всемирные саммиты, на которых говорят о якобы «едином всевышнем», т. е. фактически занимаются созданием единой мировой религии, единой «церкви», во главе которой в конце концов встанет антихрист. Об этом предсказывали Святые Отцы, говоря о последних временах.
Некоторые высказывания деятелей экуменического движения просто обезкураживают. Например, недавнее заявление митрополита Илариона о том, что мы отказались от того, чтобы называть папизм ересью, а католиков – еретиками. Не знаю, кто «вы», но мы читаем святителей Игнатия (Брянчанинова), Григория Паламу, Марка Ефесского, преподобного Максима Грека (этот список можно долго продолжать), – и у них четко и ясно написано, что католики – это еретики и так называемый католицизм, правильнее – папизм, – это еретическое учение. Так что не знаю, кто там и от чего отказался, но как говорили Святые Отцы, что папизм – это ересь, так я и буду его характеризовать.
– Глобализация навязывается человечеству как нечто необходимое, естественное и неизбежное. Как Вы считаете, батюшка, нужно ли ей активно противостоять или это в принципе невозможно и остается только самому уклониться от участия в этом процессе?
– Да, с одной стороны, у нас есть слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что в последние времена хотя бы сохрани сам себя, не покусись своей немощной рукой что-то изменить. Все их знают, и, кстати, многие из лагеря симпатизирующих экуменизму и глобализму используют это изречение против нас: дескать, что вы там пытаетесь противостоять, сказано же: «Не покусись…» Но все-таки, я думаю, здесь каждый должен определиться сам. Для кого-то, может быть, действительно будет правильным «не покуситься», просто постараться уберечь себя, свою семью, своих близких от участия в этих процессах, стремиться жить духовно – исповедоваться, причащаться, бороться со своими страстями, не принимать никаких номеров, глобалистских документов с цифровыми идентификаторами…
А другому человеку это кажется недостаточным, он считает, что у него есть силы, ему хочется побороться каким-то образом. И я считаю, что это тоже верно, потому что сейчас возможность борьбы у нас еще не отнята, мы можем и должны противостоять антихристианским силам. И в принципе шанс как-то изменить ситуацию к лучшему не утрачен. Сказано же: По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).
Да, рано или поздно наступит это время, как предсказано в Священном Писании; и никто не сможет этого изменить: история закончится именно так – воцарением антихриста, вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и Страшным Судом. Это понятно, но, с другой стороны, на личном уровне в наше время люди должны противостоять злу. Очень часто почему-то путают смирение перед волей Божией, перед жизненными обстоятельствами, со смирением перед злом. Мы должны смиряться перед Богом, Его всесвятой волей, теми условиями, в которые Он нас поставил и которые мы изменить не можем. Но это не значит, что мы должны мириться со злом. Против зла человек должен в меру своих сил бороться. И в этом контексте, мне кажется, нам нельзя опускать руки, осознанная борьба против глобализации, цифровой идентификации, внедрения антихристианских, сатанинских законов о разрушении семьи, «правах» извращенцев и т. п. просто необходима. Против всего этого мы должны восставать – на уровне общественных протестов, конференций, где люди будут собираться и обсуждать наболевшие проблемы, составлять обращения, в том числе и к властям. Хотя нам трудно надеяться на то, что нас кто-то послушает, но, когда мы это делаем, мы выражаем свою христианскую духовную и гражданскую позицию. Когда люди пишут протесты, проводят крестные ходы, молитвенные стояния, они свидетельствуют перед Богом и ближними о своей вере, которая без дел мертва. И в таком случае, мне кажется, есть надежда, что Господь, видя наше искреннее желание служить правде и решимость бороться со злом, поможет нам. И может быть антихрист, уже готовый ворваться в этот мир, по милости Божией на какое-то время будет удержан.
– Т. е. могут быть некие временные отсрочки?
– Вполне возможно. И поэтому мы должны противостоять и до последнего бороться против зла и за каждого человека, который может оказаться в сетях этого зла. А когда уже не будет сил для борьбы, когда Господь попустит воцарение князя тьмы, тогда, вероятно, и наступит время прятаться, уходить в леса и горы, как предсказывали святые люди, говоря о временах антихриста. А сейчас мы должны противостоять. Иначе получается так, что когда в государстве принимаются антихристианские законы, а мы этому не противимся, – то значит, мы с ними соглашаемся и становимся соучастниками беззаконий! Я называю себя гражданином России, а в России узаконивается зло, но я молчу – выходит, согласен с этим? Нет! Выражая протест, свидетельствуя о своей позиции перед Богом и властью, я уже не буду разделять ответственности с властями за принятие этих законов. Поэтому сейчас, когда проводятся какие-то активные действия по противостоянию глобализации на любом уровне, на мой взгляд, – это правильно.
– И последний вопрос: как Вы считаете, можно ли сказать, что человечество само себя загоняет в тупик, что своим молчаливым согласием и принятием навязываемого нам глобалистами пути мы сами творим апокалипсис?
– Наверное, здесь я не соглашусь. Ведут нас к апокалипсису, готовят его определенные силы. Но печально, что вот эта часть людей – слепотствующая – не хочет слышать истины и следует лжи, и в этом смысле люди идут, как бараны на бойню. Нельзя сказать, что они абсолютно во всем виноваты, они просто бездумно доверились тому, кто их повел на заклание, идут и думают, что все нормально. Но, конечно, и совсем снимать вину с них за то, что происходит, тоже нельзя, потому что они добровольно сделали свой выбор.
Возьмем, к примеру, ту же Украину. Я имею в виду тех православных, которые стремятся присоединиться к Европе. Сейчас у этих людей есть выбор: русский мир, наша общая православная история, или антихристианский объюродивший Запад. И вы хотите туда – ради чего?! Потому что вам кажется, что жить там будет лучше. Вы отказываетесь, отрекаетесь от своих духовных корней, от духовного пути Святой Руси ради призрачных материальных благ... Действительно, разве про такого человека можно сказать, что он не виноват в том, что с ним будет происходить? Он сам сделал выбор. Но, с другой стороны, он все-таки был оболванен служителями зла и темными силами!
– Спаси Вас Господи, батюшка, за интересную беседу! Скажите еще, пожалуйста, в заключение какое-нибудь напутствие или пожелание нашим читателям!
– Сейчас ни в коем случае не надо предаваться унынию! Но в то же время и в безпечность впадать нельзя, потому что времена наступают скорбные, тяжкие. Поэтому дай Бог нам всем укрепляться в вере. Дай Бог нам всем духовной мудрости, чтобы видеть и понимать, что происходит, оценивать это правильно, духовно, чтобы не заблудиться, не заплутать, а последовать за Христом. Потому что если мы будем следовать за Христом, то что бы ни случилось в мире, Господь нас не оставит и, может быть, сподобит спасения души и Царствия Небесного.
– Аминь!
Беседовала Анастасия Державина
http://www.christian-spirit.ru/958-my-m … rovym.html
«Не поминать сейчас Патриарха – значит разрушать нашу Церковь»
Протоиерей Владислав Озеров – один из наших постоянных собеседников, с которым мы уже обсуждали многие наболевшие вопросы современной церковной жизни: планы модернистов по русификации Богослужений, участие Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей, подготовку так называемого Всеправославного собора, опасность глобализации и цифровой идентификации людей. На этот раз мы обратились к батюшке Владиславу с просьбой высказать свое мнение о вызывающей смущения и разногласия среди верующих практике непоминовения за Богослужениями имени Патриарха, а также по поводу прещений со стороны священноначалия, которым подвергаются некоторые священники-антиэкуменисты и антиглобалисты.
– Отец Владислав, как Вы считаете, если церковная власть запретила священнослужителя в служении или лишила сана, имеет ли он право продолжать совершать Богослужения? Как быть, если решение о прещении несправедливо, например, священник подвергся ему за противостояние экуменизму, глобализации и т. п., т. е. терпит гонения за правду Божию? Может ли он в таком случае проигнорировать данное решение?
– Эта тема очень актуальна сегодня, и одновременно она очень сложная. Прежде всего, хочу сказать, что я не претендую на то, что мое мнение является истиной в последней инстанции. Я и сам нахожусь в процессе размышления и молитвенного обращения к Богу о вразумлении, как правильно поступать в той или иной ситуации. Поэтому мне трудно судить сразу и однозначно. Каждый случай, на мой взгляд, нужно рассматривать отдельно, обращаться к Богу, искать Его волю, потому что иногда у Господа бывают исключения из Им же Самим установленных правил. Например, в Ветхом Завете мы видим, как Царь и пророк Давид вкушал хлебы предложения, хотя не имел такого права. Но это было благословлено Богом, и он ел сам и накормил других.
Что же касается нашего времени и перечисленных в Вашем вопросе ситуаций, в отношении себя… Именно в отношении себя – я не хотел бы судить или обличать кого-то в чем-то, потому что, честно говоря, не чувствую духовной силы и права кого-то судить, сам – слабый, немощный и грешный человек. Но что касается меня, я склоняюсь к той мысли, что нужно подчиниться церковной иерархии, церковной власти. Ведь здесь вопрос заключается в том, как мы относимся к нашей Церкви, Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Верим ли мы, что наша Церковь благодатна в своих Таинствах, что через ее иерархию они совершаются, действует благодать Святаго Духа. Если мы в это верим, то в таком случае должны оказывать послушание нашей Матери-Церкви. И в церковной истории есть масса примеров на эту тему. Множество святых, святителей были несправедливо на какое-то время лишены сана, запрещены в служении, но они не игнорировали запрета, не уходили в раскол. Они смирялись, терпели, а Господь потом Сам восстанавливал их, выправлял все, ставил на свои места, и правда в конце концов торжествовала.
– А как Вы относитесь к принятой в настоящее время некоторыми священниками практике непоминовения, т. е. невозношения за Богослужениями имени правящего архиерея и Патриарха? Можно ли сегодня в Русской Православной Церкви применять вторую часть 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора, где говорится о допустимости прекращения евхаристического общения с Предстоятелем, открыто проповедующим ересь, осужденную Святыми Отцами или Соборами Православной Церкви?
– Если Вы читали Правила Православной Церкви и их толкования, то знаете, что 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора не обязывает прерывать общение, но допускает непоминовение епископов-еретиков. Поэтому его неправильно представлять обязательным, действующим автоматически указанием на необходимость не поминать Патриарха или какого-то епископа. Я много размышлял на эту тему, молился Богу и решил лично для себя, что в настоящее время применять это правило преждевременно и ошибочно. Мы должны исходить из того, угодно ли это Богу и идет ли на благо Церкви. Мне видится, что при всех существующих сегодня сложностях, немощах, противоречиях, проблемах, непонимании, к сожалению, многих вещей на самом высоком церковном уровне, не поминать сейчас Патриарха – значит разрушать нашу Церковь, образно говоря, лить воду на мельницу наших врагов.
Я обратил внимание на то, что те, кто начинает не поминать Патриарха, почему-то чаще всего в итоге скатываются до отрицания благодатности всей Церкви. Этот момент, на мой взгляд, показательный, он обнаруживает, как минимум, опасность, а, скорее, даже ошибочность данного шага. Поначалу многие говорят, что мы, мол, только Патриарха не поминаем, но на самом деле являемся частью Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а потом, через некоторое время, уже начинают хулить и Церковь, утверждают, что она безблагодатна, в ней не совершаются Таинства. То есть от возможно допустимого действия – непоминовения, они доходят до греха хулы на Святую Церковь, нашу Мать. Да, мы, ее члены, в большинстве своем больны, немощны, грешны и духовно слепы. Но она сама, как мы ежедневно исповедуем в Символе веры, Святая и непорочная.
Есть такая очень интересная и полезная, на мой взгляд, книга – «Духовные беседы и наставления старца Антония», где приведены его рассуждения (как известно, имя старца изменено, но, раз так надо, мы и называем его Антонием) о раскольниках. У меня под рукой сейчас есть эта книга, и хотелось бы привести оттуда цитату. Отвечая на вопросы священника Александра Краснова, отец Антоний говорит: «Они [раскольники], неправедно пользуясь свободной волей, покусились на Тело Христово, пытаются внести раздор и человеческие суемудрия в Божие установление. Да, мил человек, были в церковной истории прославленные во святых Максим Исповедник, папа Мартин, Ипполит Римский, Максим Грек, да и великого Паламу туда же можно причислить, и не только его, которые едва ли не в одиночку оставались хранителями истины. Но они не покушались на единство Церкви, обличая недостойных служителей, сами были при этом истовыми ревнителями подвижничества, чистоты веры и церковного единства».
И вот еще интересные слова, касающиеся чистоты и непорочности Церкви: «Раскольники берут на себя самый страшный грех – они пытаются своими суждениями заменить суд Божий, определять, что право, а что криво. А как, скажи, слепой может говорить о красоте луговых цветов?! Может ли погрязший во грехах оценить праведность? Если человек в чистый ручей выливает грязь, вода замутится, конечно. Только будет она отравлена от того места, в котором он в нее вылил свои отходы. Но разве источник при этом не останется по-прежнему чист, также хладен и прозрачен? Весь ужас раскольничества не столько в том, что они постоянно оскверняют чистую воду, сколько в том, что посягают на сам источник, его пытаются опорочить».
Слова отца Антония весьма поучительны и полезны для нашего времени, потому что сейчас именно это и происходит. Люди, отступая от Церкви, сначала даже пользуясь какими-то церковными канонами и находя в них некое оправдание своему непоминовению, в итоге начинают поносить и сам источник и таким образом становятся на путь раскольничества и хулы на Духа Святаго. Таким людям хочется задать один вопрос: а с какого момента, по вашему мнению, наша Церковь стала безблагодатной? С того момента, как вы ее покинули? Тогда что, получается, вы считаете себя такими важными фигурами, критерием, по которому оценивается благодатность Церкви? Получается, пока Вы были в ней, она была Святой и благодатной, а когда вы ушли, она утратила благодать? А если вы считаете, что она безблагодатная уже давным-давно, тогда, извините меня, вы себя не называйте отцами – ни отцами, ни владыками, ни вообще рабами Божиими, потому что в таком случае вы даже и не крещены, если она безблагодатная. Вот этот момент для меня удивительный: как люди, бывшие в Церкви, бывшие ее служителями, но вышедшие из нее, начинают говорить о ее безблагодатности, хулить, но при этом себя считают священниками. Удивительно! Почему ты себя называешь священником, если Церковь безблагодатная? Если ты духовно рожден в безблагодатной церкви, ты тогда и не священник вовсе, и крещение можно подвергнуть сомнению: а совершилось ли оно?
Повторюсь, я никого не хочу судить, потому что я, с одной стороны, солидарен с этими людьми, многими из них, с их болью за Церковь, с любовью к России, исканием истины, ревностью о Боге, которая, может быть, их и побудила к этому шагу… Солидарен в том, что сегодня творится много беззаконий, о чем мы с Вами уже говорили, – глобализм, цифровая идентификация, экуменизм, поразивший часть нашего священства и епископата. Конечно, все это вызывает скорбь, но в то же время хочется сказать таким людям: одумайтесь, посмотрите, куда вы идете, ведь вы шагаете в бездну, в пропасть адову, отрываясь от Церкви и хуля ее, нашу Мать, многострадальную, пронесшую свою веру через годы страшных гонений, множество искушений, скорбей и препятствий. Дай Бог, конечно, этим людям вразумления!
И еще хотелось бы затронуть один момент. Сегодня говорят, что не нужно поминать Патриарха. Но одно дело, когда это касается России, а если взять Украину? Там непоминовение Патриарха однозначно будет сопряжено с расколом, с отделением от нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Потому что Патриарх, кто бы им ни был – Алексий, Кирилл, еще кто-то будет, – это символ единства нашей Церкви. Для меня, когда я поминаю его на Богослужениях, важна не его личность, не «Кирилл», а «Патриарх Московский и всея Руси». И мы знаем, что многие старцы на Украине, например, Лаврентий Черниговский, и современные подвижники говорили и говорят людям: держитесь Московского Патриархата, держитесь всегда единства с Русской Церковью. А призыв не поминать Патриарха – он только на руку всевозможным украинским раскольникам и униатам, потому что единственное, что связывает Украинскую Церковь с Московским Патриархатом, с Москвой, с нами – это именно возношение за Богослужениями имени Московского Патриарха.
-Отец Владислав, как, на Ваш взгляд, православные верующие должны относиться к священнику, проигнорировавшему наложенные на него прещения под предлогом, что они несправедливы или неканоничны? Можно ли участвовать в службах и Таинствах, которые совершает такой батюшка?
– Лично я бы относился с осторожностью. Если епископ несправедливо запретил в служении или лишил сана какого-то священника, он потом, безусловно, ответит за это перед Богом. Но если мы все-таки признаем, что епископ – канонически поставленное лицо, то получается, с этой точки зрения, что запрещенный священник не имеет духовной власти, благодати совершать Таинства. Поэтому я считаю, что доверяться священнику, проигнорировавшему наложенные на него прещения, очень опасно. Конечно, наше время непростое, и порой трудно судить, что на самом деле угодно Богу. Но, на мой взгляд, ревнующим о чистоте веры мирянам лучше всего причащаться и исповедоваться у священника, близкого по духу и в то же время законно совершающего свое служение, не находящегося под запретом.
Да, мы имеем предсказания старцев о том, что придет такое время, когда нельзя будет ходить в храмы, потому что произойдет действительное отступление от Православия. Но, на мой взгляд, это время еще не наступило, потому что Святая Церковь только тогда может утратить благодать, когда в своем вероучении, в своем Богослужении она (именно Церковь!) станет исповедовать ересь. Старцы в своих пророчествах связывали это отступление в первую очередь с Богослужением: с извращением Символа веры, Литургийных молитв и действий, например, Евхаристического канона и т. д., потому что именно в Богослужении выражается наше православное исповедание веры. Отдельные священники и епископы могут уклоняться от истины, падать, иметь какие-то еретические мысли и взгляды, но Церковь при этом остается Святой и непорочной, благодатной в своих Таинствах и обрядах, пока она исповедует истину Православия. Поэтому, что бы там ни говорили, сегодня в нашей Церкви совершаются благодатные Богослужения по православному чину.
А возвращаясь к проблеме ревностных священников, подпавших под прещения, мне думается, что если они, неправедно гонимые за истину, потерпят эту скорбь какое-то время, как свт. Иоанн Златоуст, то явятся настоящими исповедниками, и потом Господь все управит и, возможно, опять дарует им священническое служение и награду на Небесах. А если они пойдут противным путем, то есть не подчинятся решению епископа, вот здесь появляется реальная опасность раскольничества. Хотя еще раз подчеркиваю, что это очень сложный вопрос, и я не берусь никого судить, но просто высказываю свое мнение, а правильное оно или нет – это уж пусть каждый сам рассудит.
– Батюшка, а как законным образом, в соответствии с канонами Православной Церкви, священник может опротестовать наложенные на него прещения, если он считает их несправедливыми?
– Существует Церковный суд, и в случае несогласия с решением правящего архиерея священник может туда обратиться. Конечно, я понимаю, что в наше время многие не верят в успех этого предприятия, говорят, что, мол, они там (среди священноначалия) все связаны, единомысленны и потому нет никакой надежды, не будет толка... Но, с другой стороны, ведь это же путь, установленный правилами церковными, и мы должны идти именно им, а не заниматься самочинством. Поэтому, если я не согласен с прещениями и при этом не верю, что меня поймет и оправдает священноначалие, я все равно должен обратиться в высший Церковный суд с прошением разобраться в моем деле. И есть регламентирующие данную процедуру правила, каноны, потому что этот путь – традиционный для Церкви.
– Отец Владислав, как, по-Вашему, верующие должны относиться к тиражируемой так называемыми «желтыми» СМИ негативной информации о Патриархе и некоторых епископах Русской Православной Церкви, в частности, к скандальным сведениям об их личной жизни, а не о проступках против Православной веры и Церкви?
– Распространение такой информации неполезно и греховно, и дух, который этим движет, – дух нечистый. Помню, в начале 90-х годов (XX в., – примеч. ред.) начали поливать грязью генералов нашей Армии, говорить о каких-то дачах, которые якобы строили им солдаты, еще о чем-то… Тогда я рассуждал так: разве генерал не может себе позволить иметь дачу? К нему претензии могут быть только по одному вопросу: в нормальном ли состоянии он содержал Армию? Радел ли о своих солдатах, об их боевой подготовке? Если да, то он – хороший генерал, и пусть у него хоть десять дач будет, мне это абсолютно безразлично. А если он – плохой генерал, так за это его и обвиняйте – за то, что он Армию развалил.
Меня глубоко печалит происходящее. Люди, соблазняясь сплетнями о священноначалии, не учитывают, что враждебные нам, нашей Церкви, СМИ примешивают в свои сообщения много лжи. Распространяющие эту информацию далее, льют воду на мельницу нашим врагам, разводящим всю эту муть, – и то, что было, и еще больше – чего не было на самом деле, с одной целью – дискредитировать Церковь. Но если в очернении Церкви участвуют православные верующие, мне их просто жаль. Духовное состояние этих людей плачевно, потому что смакование чужих грехов свидетельствует прежде всего о нечистоте их собственных душ.
Я, честно говоря, даже не в курсе, по какому конкретно поводу идет шум, я что-то краем уха слышал про какую-то квартиру, но вникать не захотел. Мне приносили распечатки статей из интернета – одна наша прихожанка соблазнилась. Но я не стал смотреть и посоветовал ей: «Порви и не засоряй свой ум, душу и сердце этой грязью».
– Батюшка, что Вы думаете о различных так называемых «истинно-православных юрисдикциях», не имеющих общения с каноническими Православными Церквами?
– На мой взгляд, эти организации духовно опасны. Русская Православная Церковь Московского Патриархата – это законная, каноническая, признанная всеми другими Поместными Церквами и всеми Патриархами Церковь. И потому при всех существующих в ней сложностях, она, тем не менее, имеет законную, каноническую иерархию, т. е. у нас действительно правильный, чистый источник, мы – благодатная Церковь Христова. А вот источники всех этих «церквей» непонятны. В нашей Церкви совершаются истинные рукоположения, преемственность которых можно проследить вплоть до первых веков Христианства, до апостолов. А у них? Зачастую просто не ясно, когда они появились, от кого духовно родились, кто рукополагал их «священников». Поэтому лично я никогда бы не стал доверяться представителям этих «юрисдикций».
Много лет назад мне давали почитать книгу про некую «катакомбную церковь», рассказывали, что где-то на Соловках совершается служение, есть «истинный священник»… Но я, в первую очередь, был в полном недоумении от фотографии этого «пастыря». Я ожидал увидеть этакого русского батюшку с длинной бородой, усами… А на фото был запечатлен какой-то подстриженный, побритый, как католический ксендз, человек с непонятным шарфиком на шее.
Вот наглядный пример, во что могут вырождаться эти «истинно-православные юрисдикции». Но, с другой стороны, известно, что в последние времена волки будут расхищать овец Христовых, обольщая их внешним благообразием. И чаще всего раскольники имеют как раз таки весьма приятную наружность, внушающую доверие, особенно на фоне неподобающего поведения и облика некоторых священников канонической Церкви. Они пытаются прельстить верующих своих внешним, показным благочестием, но суть их от этого не меняется – они остаются раскольниками, не имеющими никакой благодати, у которых невозможно спасение.
– Еще один вопрос. Я несколько раз сталкивалась с людьми, отстаивающими и активно распространяющими весьма странную точку зрения – что Русская Православная Церковь в начале XX века раскололась, распалась на различные так называемые «юрисдикции» и в настоящее время существует в раздробленном виде. Приверженцы этого мнения считают, что во всех «юрисдикциях» присутствует Божественная благодать и совершаются спасительные Таинства. Кроме того, они полагают, что для того, чтобы Церковь стала сильнее, всем «юрисдикциям» необходимо объединиться, как только наступит благоприятное для этого время. У меня данная теория вызывает прямую ассоциацию с учением о Церкви деятелей экуменического движения, которые также утверждают, что Церковь Христова некогда «согрешила», разделившись на православных, католиков и протестантов, и теперь нуждается в восстановлении своего единства. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Дело в том, что неискушенному человеку непросто разобраться во всех этих многочисленных «церквах». Если в отношении одних совершенно ясно, что они – откровенные раскольники, по человеческой гордыне, по самочинству отделившиеся от Церкви, то другие говорят о себе и доказывают, что они имеют некоторое якобы законное основание в прошлом. Но что касается последних, например, тех же «катакомбников», существующих со времени гонения богоборцев на Русскую Православную Церковь, то я рассуждаю следующим образом. В определенных случаях тайное, «катакомбное» служение было допустимо. У того же старца Антония (см.: Краснов А. Духовные беседы и наставления старца Антония. М., 2011) рассказывается о том, что в годы гонений были такие священники, которых за их судимость Владыки боялись брать в свои епархии, но они не находились под запретом и, имея антиминсы, служили по домам. И сам старец, по его словам, какое-то время так служил, прежде чем стал совершать Богослужения открыто. То есть если говорить вообще о «катакомбном» служении, мы не можем отрицать его как таковое. Тем более, возможно, скоро вновь наступят такие времена, когда эта практика возобновится. Те самые предсказанные старцами времена, о которых мы с Вами говорили, когда будет извращено учение церковное и начнутся гонения на истинных христиан и пастырей, и верующие будут вынуждены вновь уходить в «катакомбы». И, похоже, эти времена уже очень близки, вот многие сегодня, к сожалению, и дают фальстарт, опережая, как мне кажется, события.
С другой стороны, столкнувшись в свое время с разговорами о различных «катакомбных церквах», я для себя решил так: может быть, они ведомы каким-то особым неведомым мне промыслом Божиим, может быть… Но лично я к ним не пойду и сослужить с ними не буду – чтобы не ошибиться. Потому что опасность оказаться в сослужении с раскольниками и отпасть от Церкви очень велика, а грех раскола не смывается даже мученической кровью. У меня есть благодатная Церковь Христова – Русская Православная Церковь Московского Патриархата, ее и нужно держаться.
А относительно какого-то механического соединения всех существующих «юрисдикций» – взять и собрать всех в одну «церковь», мне думается, что это и невозможно, потому что в большинстве своем члены этих организаций не признают и хулят нашу Церковь. Однако у меня есть надежда, что Господь, в свое время, все управит и исправит, вразумит многих из тех ревнителей, которые в своей ревности не по разуму отделились от Церкви. Я читал у Паисия Святогорца, что в последние, антихристовы времена Господь соберет и сплотит истинных Своих рабов, но не на основе исповедания ереси экуменизма, а на основании верности истине. Поэтому я верю и надеюсь, что Он соберет нас всех – тех, кто искренне стремится ко спасению, у кого болит душа за Церковь, за Родину. Многие из нас, может быть, допустили какие-то ошибки, мы их допускаем и сейчас и еще, наверное, будем допускать. Но я надеюсь, что Господь, видя нашу искренность, наставит нас на путь истинный и объединит. Только дай нам Бог в этот момент – момент отделения рабов Христовых от рабов антихриста – оказаться среди Божией пшеницы, а не среди плевел.
Беседовала Анна САМСОНОВА
http://www.pkrest.ru/n-58/58-4.html