Форум - для православного общения. Изучение и обсуждение пророчеств о наших временах. Гвардия Святой Руси Группа ВКонтакте

Православная дружба и общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вне Церкви нет спасения

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Книга диакона Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения"

Тема будет обновляться.

Вся книга

0

2

Введение

«Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».

Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11-12).

Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».

Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!» То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа.

Несмотря на все это, к сожалению, в наше время среди некоторых православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, – не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» [Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471].

Неудивительно, что святитель Игнатий назвал мысль о том, что можно спастись без Христа, отречением от Христа. Ведь если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос – не Спаситель, хотя даже само имя «Иисус» переводится как «Бог спасающий», и дано именно потому, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21), и Сам Он сказал, что пришёл «спасать души человеческие» (Лк.9:56), и что «кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9).

Мы не случайно начали эту статью с цитаты одного из выдающихся православных святых миссионеров. Осознавая, что вопрос принятия или не принятия Христа это вопрос жизни и смерти, преподобный Макарий, а также другие святые миссионеры [Так же верил и святой Николай Японский: «Мы твердо уверены… в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное» (Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357)], не могли оставаться равнодушными и, жертвуя собой, отправлялись в далекие края, чтобы послужить спасению живущих там иноверцев. Напротив, убеждение в том, что «добрые иноверцы» спасутся даже без веры во Христа, помимо прочих губительных действий на души исповедующих его, парализует всякое желание стать проповедниками слова Божия, и поселяет в сердцах таких людей равнодушие к делу проповеди, потому что если можно спастись и без Церкви, то зачем кого-то приглашать в Церковь? К чему трудиться, рисковать, жертвовать собой? Плохие иноверцы все равно бы не послушали, а хорошие иноверцы итак спасутся ради своих добрых дел.

Но это ложь. Апостол Павел сказал: «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон, – даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.3:19). А если же вопреки истине признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна, ведь тогда всё, соделанное Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.

И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению «Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:20-21), что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор.10:20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).

Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

Но, поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено, то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту.

Источник. Продолжение следует.

+2

3

1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живем сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени миссионеров, – и Церковь там не появится. То есть, все определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остается лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов.34:13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк.12:24,27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк.12:24)

Мы знаем, что «Господь благ» (Пс.134:3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1; 35:11). Он знает все (Иер.15:15; Эсф.4:17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар.28:9), «Он знает тайны сердца» (Пс.43:22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян.1:24; 15:8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привел к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чье сердце открыто для истины и любви к Богу.

А если мы все-таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошел православный миссионер и рассказал бы о Христе, – тогда перед нами встает вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму:

Или Бог знает, что в неком неправославном народе есть человек, чье сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может – и тогда Он не всемогущ.

Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, – и тогда Он не всеведущ.

Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать – и тогда Он не всеблагой.

Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.

Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему-то либо не знает, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11-12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

В книге деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:6-7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.

Почему?

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь [»И когда Апостолы хотели было проповедовать асийским язычникам, тогда это возбранено им Духом (Деян.16:6); и однако же тот же самый Дух, Который прежде возбранил проповедание, после влил оное в сердца асийцев. Ибо давно уже вся Асия уверовала. Следовательно, что прежде возбранено, то после совершено потому, что прежде в ней не было таких, которые были бы способны ко спасению. – Тогда в ней были такие, которые еще не заслуживали быть восстановленными к жизни, но не заслуживали и подвергнуться строжайшему осуждению за презрение проповеди. Итак, по тонкому и сокровенному суду святая проповедь не допускается до слуха некоторых, потому что сии не заслуживают быть восстановленными благодатью» (Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. 4.1)].

А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк.10:10-12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своем выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47-48). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.13:2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога» [Прп. Силуан Афонский. О смирении / Писания Старца Силуана. Ивановское, 1997. С. 42]. И если какая-то душа откликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар.28:9). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть бы даже он жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивает для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Пётр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс.9:11).

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха-эфиопа (Деян.8:27-39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исайи, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

И если кто-то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Ефиопии или иных странах были и другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему-то не послал к ним апостола, и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что тогда можно сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему-то даёт возможность спастись, а другим не даёт.

Но Писание говорит: «нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия» (2 Пар.19:17) и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (Рим.2:11; Еф.6:9; Кол.3:25).

Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после этого уверовавшие, – нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная Церковь.

По словам святителя Афанасия, «к познанию и точному уразумению истины мы имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не далек от нас… он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем (Рим.10:8; Втор.30:14)… Пусть не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому якобы имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут» [Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников, 30].

Итак, никто не может оправдаться незнанием. Как свидетельствует преподобный Никон Оптинский, «возможность спасения везде дана Богом всем» [Прп. Никон Оптинский. Заметки и примечания к V тому сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). К Гл. Х]. Потому что обращение человека к Богу начинается не от каких-то внешних обстоятельств – не от того, что он увидел православный храм и зашел в него, или ему в руки попала православная книга, или он познакомился с православным христианином, встретился со святым человеком или увидел чудо, – а от внутреннего выбора его сердца. Да, не все рождаются в православной стране, не все знают о Православии и о Христе, есть народы, в культуре которых вообще отсутствует понятие о едином Боге. Но абсолютно каждый человек на земле знает такие понятия как «добро» и «зло», «истина» и «ложь», и каждый имеет совесть, помогающую различать одно от другого. И через это каждый человек делает выбор. По словам преподобного Иустина (Поповича), «человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано» [Прп. Иустин (Попович). Толкование на 1 соборное послание св. ап. Иоанна. М., 1999. С. 110-111].

Господь обещал: «ищите и найдете» (Мф.7:7), поэтому любой искренний поиск правды приводит человека ко Христу, ведь «правда – это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть «служение правды» (2 Кор.3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде» [Прп. Иустин (Попович). Указ. соч. С. 162]. Не находит истины и не оказывается в Православной Церкви только тот, кто не ищет истины. Но через это нежелание поиска, он тоже делает выбор своей жизни, и этот выбор, к сожалению, не в пользу истины.

А тот, кто выбирает любовь к истине, кто жаждет узнать истину [Разумеется, когда говорится о желании познать истину, то имеется в виду не досужее любопытство, а желание, сопряженное с готовностью изменить себя в соответствии с истиной, – только тот, кто имеет такую готовность, достоин узнать истину], вступает на путь к Богу, который, по слову святого Афанасия, находится в нас самих, и такому человеку Господь посылает возможность войти в Свою Церковь, приведя в правосланвый храм, послав нужную книгу, друга и прочие внешние вещи, помогающие придти в Церковь, а если кому-то для искреннего обращения нужно встретиться со святым или увидеть чудо, – Господь посылает ему святого и творит чудо, потому что Он дает всё необходимое, чтобы утолить жажду того, кто жаждет истины.

Господь призывает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). А кто не просит, тому и не даётся, кто не ищет, тот и не находит, кто не стучит, тому не отворяют. Если весь народ состоит из таких людей, то к этому народу не посылает Господь проповедников Евангелия. Блаженный Августин прямо пишет об этом: «Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мертвые… Что удивительного, если Христос, узнав за прошедшие века, сколь полна вся вселенная неверующими, заслуженно не пожелал проповедовать тем, о ком заранее знал, что они не поверят ни Его словам, ни Его чудесам?» [Блаженный Августин. О даре пребывания, 23 / Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. Сс. 400-401].

Точно так же и святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривает вопрос о том, почему, тогда как одни люди рождаются в православных семьях и сызмальства получают знания о спасении, «другие несчастные... рождаются как бы предназначенными на погибель... живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях... Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель... Нет, нет! Он всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:28-29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Предопределено быть подобными образу Сына Его тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 4 февраля 1951 г. / Проповеди, Т.1. Симферополь, 2003. С. 47].

Некоторые люди, не сведующие в богословии, называют это святоотеческое учение кальвинистским или сближают его с мусульманским взглядом на предопределение, думая, что в Православии вообще нет учения о предопределении. Но это не так, в Писании ясно сказано: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). Но Православие не принимает ошибочного, еретического понимания предопределения.

Согласно еретическому учению, Бог предопределяет поступки людей, а также их выбор и их участь, а согласно православному учению Господь не предопределяет ни выбора человека, ни его дел, ни его посмертной участи, но, зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, Господь для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны, а в итоге – достичь Царства Небесного.

В «Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. говорится: «поскольку Бог предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил». Далее патриархи говорят, что во всём человеческом мире действует «просвещающая благодать», которая «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех», и «желающие свободно покоряться ей (ибо она помогает ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимые для спасения, получают посему и особенную благодать», а уже эта вторая, «совершенствуя их в любви Божией… оправдывает их и делает предопределенными». Мнение же тех, кто, «уничтожая свободную волю человека», представляет причиной адских мук погибающих желание Самого Бога, патриархи называют «страшной клеветой на Бога», Который «непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, и у Которого нет места лицеприятию», и предают анафеме «тех, которые так говорят и думают».

0

4

2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине

Прежде всего, хотелось бы заметить, что тот же апостол, который записал слова «Бог есть любовь» (1 Ин.4:16), записал и слова: «боязливых же и неверных… и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8), причём записал тогда, когда идолослужителями являлось подавляющее большинство человечества.

В действительности как раз сторонники разбираемого лжеучения проповедуют жестокого Бога, когда допускают кощунственную мысль о том, что Бог, скованный «объективными обстоятельствами», равнодушно оставляет страдать и погибать людей, которые могли бы стать искренними православными, если бы им дали возможность узнать о Православии, но Бог им почему-то ее не дал.

В этом представлении вовсе нет никакой любви, в нем – идея безрассудно жестокого Бога. Ведь даже мы, будучи грешными людьми, если бы узнали, что где-то есть погибающий человек, нуждающийся в нашей помощи и открытый к тому, чтобы принять её, и если при этом для нас не составит никакого труда оказать ему помощь – разве не пошли бы и не спасли его? Разумеется, пошли бы и спасли. Неужели же Бог менее милосерден, чем мы? Даже в уголовном кодексе предусмотрено такое преступление как «неоказание помощи оказавшемуся в беде». Да и в Законе Бога сказано: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч.24:11). Неужели Сам Бог не оказывает помощи попавшему в беду, не спасает взятых на смерть, отказывается от обреченных на убиение?

Проповедники этого заблуждения могут ответить, что потому-то и верят они в то, что таких людей Бог спасет после смерти, и удостоит рая. Но почему же Он не спас их при жизни? Ведь грех не когда-то после смерти – а уже здесь и сейчас заражает человека, порабощает, разлагает его душу, разрушает его жизнь, наполняя её мучением и беспросветным страданием, превращая ее в ад уже на земле. Это реальность. И Христос через Церковь – не когда-то после смерти, а уже здесь и сейчас освобождает человека от рабства греху, научает бороться со страстями и побеждать их, достигать святости, становиться богоподобным.

Почему же Бог не спас от греха и его последствий этих, якобы существующих искателей истины? Если Бог может дать этим людям возможность узнать о Себе и принять Себя после смерти, то почему Он не дал им такую возможность при жизни? А если Он по какой-то непонятной прихоти не захотел им дать такую возможность при жизни, то почему захочет дать после смерти?

^ 2.1. Неверное понимание посмертного воздаяния

Вообще стоит отметить, что рассматриваемое лжеучение может возникать только при неверном понимании посмертного воздаяния. Люди, которые так думают, не признают сущностной связи между выбором нашей земной жизни и нашей посмертной участью, они рассуждают о рае и аде так, словно речь идёт о двух помещениях, – комфортном и некомфортном, и весь вопрос будто бы состоит в том, как тех, кто не сумел в течение своей жизни найти ключ от комфортного помещения, всё-таки ввести в него.

Но Царство Божие – это не место, а состояние, это «мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17), потому «и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Царство Божие – это Сам Господь, Его любовь, Его единство, вечное пребывание с Ним и в Нём. А истинная вера во Христа, соединение с Ним в таинствах, вхождение в Тело Его – Церковь, и жизнь по заповедям Его – это не просто внешняя формальность, необходимая для попадания в «хорошее место» после смерти, – это практический путь очищения от греха, соединения со Христом и обретения Царства Божия.

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола» [Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана. М., 1892. С. 176]. Прп. Григорий Синаит пишет: «Как зародыши адских мучений незримо таятся в душах грешников уже на земле, так и начатки небесных благ сообщаются в сердцах праведных через Святого Духа» [Прп. Григорий Синаит. Творения. М., 1999. – С. 19]. То есть, своей смертью мы рождаем для себя ту вечную участь, которую вынашивали в себе всю жизнь. В этом и есть глубочайшее значение настоящей временной жизни «здесь даются победителям, как залоги венцы победные; равно как и для побеждённых здесь полагается начало их посрамлению и мучению» [Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. T. II. С. 49].

По свидетельству прп. Симеона Нового Богослова, «те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни повелено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами... невозможно войти в Царствие Божие тому, кто еще в настоящей жизни не облечется во Христа как Бога, не взойдет к созерцанию Его и не достигнет того, чтобы Он обитал внутри его» [Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. T. I. Сс. 230, 475].

^ 2.2. Искажение в системе ценностей

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещёных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

»Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Или, говоря иначе, тот, кто не совершал вредных для человеческого общества поступков и совершал полезные. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.
Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:2-7).

И получается, что такой тягчайший грех как неверие в Бога, непочитание Христа, воспринимается как мелочь какая-то. Разве можно, говорят оппоненты, из-за такой «мелочи» лишать человека после смерти единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть продолжение того отлучения, которое человек избрал при этой жизни, и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам Истинного Бога – самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочёл Богу что-либо иное, и не соединился с Ним в Таинстве Евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть, в муке. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).

Неверие во Христа, неверие в единого Бога, тем более отрицание Его – это не «мелочь». Это нарушение самой главной и самой первой заповеди. По словам святого Беды Достопочтенного «ложь непризнания Христа настолько ужасна и омерзительна, что всё прочее по сравнению с ней маловажно… Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия» [Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. IX. Тверь, 2008. С. 217].

Первую заповедь нарушают не только атеисты и идолопоклонники, но и те, кто, говоря, что верит в единого Бога, не признает Христа как Бога, поскольку, как свидетельствует прп. Иустин (Попович), «не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник… Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней» [Прп. Иустин (Попович). Толкование на 1 соборное послание св. ап. Иоанна. М., 1999. С. 59].

Продолжение следует.

0

5

3. Но православных христиан в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много

Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24)

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24), и не называл бы Церковь «малым стадом» (Лк.12:32).

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Иисус Христос Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.

Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 22 июля 1957 г. / Проповеди. Т.2. Симферополь, 2003. С. 83].

Как-то раз автору этих строк довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времен. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них – ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами – это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных ученых и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путем. Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой – вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует свое неприятие христианской веры. Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то что спасающихся – а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама, говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных, приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота. В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота – и тогда Господь не послылает туда золотодобытчиков.

0

6

3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?

На вопрос о том, для чего же существуют народы, не желающие познать истины, исчерпывающий ответ даёт преподобный Амвросий Оптинский: «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится» [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].

Некоторые спрашивают и о том, зачем вообще Бог сотворил тех, про кого знал, что они отвергнут Его и окажутся в аду. На этот вопрос тоже отвечали святые отцы, в частности, ему посвятил одну из своих бесед свт. Григорий Палама. Он указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154-155].

Действительно, если бы Бог создал только тех, кто будет добрым и благодарным Ему, то где и в чём была бы свобода? Существование тех, кто становятся чадами вечного ада, яснее всего доказывает подлинность божественного дара свободы. Это напоминает нам о реальности и серьёзности нашего выбора, и о нашей ответственности за него.

Святой отец также замечает, что если бы Бог при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.

Другие отцы говорили, что Бог сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46-47). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.

Рассуждение о том, что Богу не выгодно и не практично создавать тех, кто отвернётся от Него, – это взгляд «мытарей и язычников». Это суетная человеческая логика, но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис.55:8). Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, – для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156-157].

По тем же причинам Бог, создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его.

+3

7

4. Ошибочное утверждение:  Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог

Повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину о том, что спасение только во Христе, и в Его Теле – Православной Церкви, православные христиане вовсе тем самым не «опережают Суд Божий», а рассказывают об этом Суде то, что уже о нём открыл Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин.2:23; 5:10, 12).

Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нём никакой лжи. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

+1

8

5. Если нехристиане не могут спастись, поскольку не верят во Христа и не приняли крещения, то разве не спасутся католики, протестанты и так называемые «нехалкидониты»? Ведь все они крещены и верят во Христа как в Бога

Священное Писание прямо говорит, что предающиеся «ереси… Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:20-21). «Ересь» – это не ругательство, это слово, обозначающее повреждение догматов веры. Ересь – это ложь о Боге или о совершаемом Им деле спасения, и поскольку Бог есть истина (см. Ин.14:6, 3:33), а спасение есть соединение с Богом, то невозможно спастись еретику, как невозможно лжи соединиться с истиной.

Еще ученик апостола Иоанна священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие домы Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» [Св. Игнатий Богоносец. Послание к эфесянам, 16 // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 108].

Преподобный Антоний Великий говорит: «Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной» [Цит. по: свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М., 1993. Сс. 1-2]. А, по словам святого аввы Агафона: «ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» [Цит. по: Указ. соч. С. 43].

То же мы видим и у святителя Иоанна Златоуста: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом» [Свт. Иоанн Златоуст. 1-е слово на Пасху // Творения. Т. 8. СПб., 1902].

Собственно, непримиримая и самоотверженная борьба святых отцов с ересями, которую мы видим на всем протяжении истории Церкви, объясняется тем фактом, что для отцов вопрос православия или ереси был вопросом жизни и смерти – вечной жизни и вечной смерти. Поэтому они не боялись того, что их борьба с ересью может вызвать смуту в Церкви и в обществе, и ради спасения людей от душепагубных ересей они не жалели ни здоровья, ни самой жизни, – отправлялись в ссылки, на мучения и издевательства, иные были за эту борьбу лишены телесных членов, а иные даже самой жизни.

В церковном предании есть свидетельства о погибельности ересей, полученные по прямому откровению от Бога. Например, в житии преподобного Кириака Отшельника рассказывается, как однажды к святому старцу «пришел инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси (несторианской). Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: «Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру». Старец с радостью согласился на эту просьбу: «Останься в моей келье, – сказал он, – я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину». После этого Св. Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося. На другой день в десятом часу Феофан увидел перед собой прекрасного, но грозного видом юношу, который сказал ему: «Пойди и познай истину». Взяв еретика за руку, он привел его в некоторое мрачное, смрадное и жаркое место и показал ему в огне Нестория, Евтихия, Аполлинария, Диоскора и других еретиков. «Вот место тех, – указывая на ад, сказал юноша, – которые нечестиво умствуют, и тех, которые следуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к которой принадлежит наставляющий тебя старец. Я говорю тебе истину. Не забудь ее: если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, придет на это место». После этого юноша стал невидим, а Феофан поспешил обратиться к Православной Церкви» [Так записано в житии преподобного. Этот эпизод упоминает также св. Иоанн Мосх в 26 главе «Луга Духовного», но при этом приводит более полный список еретиков, увиденных монахом в аду: «Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлипария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других»].

Подобное свидетельство есть и в житии преподобного Иоанникия Великого. Он был воспитан в иконоборческой ереси и ревностно подвизался в исполнении евангельских заповедей, но однажды увидел ангела, который сказал: «Чадо Иоанникие! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правой веры» [Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Ноябрь, 4 число. Преп. Иоанникия Великого. С. 55], после чего Иоанникий стал православным.

Также в житии преподобного Василия Нового рассказывается, что его ученице блаженной Феодоре Цареградской ангел при прохождении мытарств сказал: «Знай также, что таким путем испытываются только души тех, кто просвещен святым крещением. Неверующие же во Христа, идолослужители и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть» [Цит. по: Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. С. 124. Рассказ прп. Феодоры признавали как авторитетный источник вероучения Церкви свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник и свт. Иоанн (Максимович), и она находится вполне в русле святоотеческого учения о мытарствах. Подробнее об этом см.: http://pravoslavie.ru/jurnal/29780.htm].

+3

9

5.3. Но ведь некоторые из русских святых последнего времени не отвечали определенно на вопрос о спасении или погибели еретиков?

При объективном рассмотрении вопроса нельзя ограничиваться только теми свидетельствами, которые служат к подтверждению нашей мысли. Нужно признать, что некоторые из русских святых XIX столетия на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов отвечали уклончиво. В частности, очень любят цитировать слова, сказанные святителем Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну» [Эти слова сообщает архиепикоп Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?» Нужно сказать, что данную фразу предпочитают цитировать в виде «Я не знаю, спасутся ли католики»… и нередко приписывают ее разным авторам, – то свт. Филарету, то прп. Серафиму].

Можно привести и ответ на аналогичный вопрос о спасении католиков и протестантов свт. Николая Японского: «Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу» [Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357. Типологически близким является и высказывание священноисповедника Афанасия (Сахарова) в одном частном письме, где он пишет, что «не дерзает» говорить об этом вопросе определенно].

Относительно данных фраз нужно сделать несколько замечаний.

Во-первых, некорректно рассматривать отказ святителя Феофана входить в суждение о вопросе спасения католиков как доказательство суждения о том, что католики спасутся, равно как и «не знаю, спасутся ли» свт. Николая рассматривать как доказательство позиции «знаю, что спасутся». То есть, по своему содержанию эти фразы не подтверждают мнение сторонников лжеучения о возможности спасения вне Церкви.

Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее... и его участь та же» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 389], «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 415].

Что касается свт. Феофана Затворника, то он вполне определенно учил, что только Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, и вне ее нет Христа, нет истины, нет спасения: «нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины… Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. Апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и… вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем... И это есть наша Православная Церковь» [Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М., 1997. С. 7]. «Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь» [Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 25]. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения. – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ… Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет» [Свт. Феофан Затворник. «3-е и 5-ое.. письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней»].

Известны и слова святителя, в которых он сравнивает неправославные «церкви» с различными стадиями смертельной болезни: «У папистов все Таинства повреждены и искажены многие спасительные священнодействия. Папство – легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее – наши раскольники... Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь» [Свт. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М., 1991, с. 18]. Как ни странно, даже эти слова некоторые сторонники разбираемого лжеучения иногда выставляют как якобы подтверждение их точки зрения, хотя словосочетание «тлеющий труп» совсем не синоним слова «спасающийся». В другом месте святитель говорит прямо: «раскольникам и всем отщепенцам от Святой Церкви нет спасения» [Св. Феофан Затворник. Изложение спасительной веры Христовой в кратких положениях, 7].

Наконец, в-третьих, для прослеживаемой у некоторых русских духовных авторов ??? века тенденции уклончиво отвечать на вопрос о возможности спасения католиков и протестанов, есть исчерпывающее объяснение преподобного Амвросия Оптинского. Объяснив невозможность спасения последователей других вероисповеданий, святой старец пишет: «почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности… Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий» [Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви].

+1

10

Спасение возможно всем. Иноверцам тоже, но лишь в случае их обращения к православной вере. Поэтому не стоит торопиться говорить, что они непременно погибнут. Однако правда в том, что не послушав Евангелия Христова и не вверив себя Его учению, непременно останется вне спасения, как упрямый и глупый лентяй, не жhttp://i030.radikal.ru/0803/ef/627fc0a488d1.gifалеющий собственной души.

0

11

Михаил ЗМ написал(а):

Поэтому не стоит торопиться говорить, что они непременно погибнут

Вера написал(а):

5. Если нехристиане не могут спастись, поскольку не верят во Христа и не приняли крещения,

с чего Вы взяли, что кто-то думает иначе?

0

12

Михаил ЗМ написал(а):

Спасение возможно всем. Иноверцам тоже, но лишь в случае их обращения к православной вере. Поэтому не стоит торопиться говорить, что они непременно погибнут. Однако правда в том, что не послушав Евангелия Христова и не вверив себя Его учению, непременно останется вне спасения, как упрямый и глупый лентяй, не жалеющий собственной души.

Кто из нас следует слову Божию? Едва ли один из ста миллионов. Находясь в открытом море, зная, что спасение ждет нас на востоке, а мы гребем, имея малые силы в другом направлении, как можем достигнуть желаемого? Даже на  православном сайте внимая слову о прощении мы искривляем путь свой:
Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Матф.18:21)
Тогда как же мы можем быть праведными в миру, не имея малой любви.

0

13

Не знаю в тему или нет. сегодня посетил свое место. Очень много людей. Мы долго ехали семьей, видел, что есть столовая, кормят паломников. Зашел спросить можно ли купить булочек, мне отвечаю у нас не продают, вопрос ко мне: а вы кто. Я ответил мы долго-долго ехали и заехали, на меня пристально посмотрели. Я ушел. Интересно, почему не спросили голоден ли я, тем более я заходил со своей дочерью семи лет. Мы православные? Можем ли считаться таковыми? Так как же мы отличаемся от язычников? Я не в обиде, не худенький, но со мной был ребенок. Как же так вне Церкви нет спасения...

0

14

Sevl написал(а):

Не знаю в тему или нет. сегодня посетил свое место. Очень много людей. Мы долго ехали семьей, видел, что есть столовая, кормят паломников. Зашел спросить можно ли купить булочек, мне отвечаю у нас не продают, вопрос ко мне: а вы кто. Я ответил мы долго-долго ехали и заехали, на меня пристально посмотрели. Я ушел. Интересно, почему не спросили голоден ли я, тем более я заходил со своей дочерью семи лет. Мы православные? Можем ли считаться таковыми? Так как же мы отличаемся от язычников? Я не в обиде, не худенький, но со мной был ребенок. Как же так вне Церкви нет спасения...

Вы посетили своё место или всё таки святое место?
Каков вопрос таков и ответ. Заходя в пункт раздачи пищевых продуктов с вопросом можно ли купить еды это равносильно тому как в банк зайти и сказать можно ли мне денег. Вы заранее создали неудобную ситуацию - в паломнических трапезных (где как) в определённое время кормят страждущих по послушанию, реализация продуктов монастыря происходит в соответствующих лавках, ваша же просьба к распорядителю искушает его торговать из под полы, вот на вас и посмотрели как на некоторого туриста за сувенирами, вы же не сказали стражду - накормите, а потребовали дайте - продайте, а на счёт голодны ли вы - вы же не у каждого прохожего или бомжа спрашиваете, люди не телепаты, кто знает что вам надо и зачем ввалились...
Православный, не православный - на небе разберутся, а вот грешники все точно и то что с вами общались такие же грешники как и вы - нет ничего удивительного, в нуждах и тяготах стяжите дух мирен, да и вообще может это и наболевшее, а может и ... на винт вентилятора... http://o53xo.nnxwy33cn5vs45lt.cmle.ru/smiles/standart/dirol.gif
Одно не понятно, как вы это увязали с вне Церкви нет спасения, если бы вам в буддийском храме дали жертвенного хлеба и напоили маковым молочком, вам бы это помогло спастись? Нет чрево бы конечно насытили, вроде и дело то доброе, но вы то сам как к этому отнесётесь, если учесть и то, что Сам Бог посылает нам в жизни не только печатные пряники, но и пуды соли, вы надеюсь себя за черту православных не вывели?

+1

15

Sevl написал(а):

Зашел спросить можно ли купить булочек

Так пост сейчас. Какие булочки?!!!

0

16

Макс, так дело не в булочках, как таковых. Тем более они могут быть постными

0

17

maxcom110 написал(а):

Так пост сейчас. Какие булочки?!!!

Я не осудил и правильно, понял, что Господь через эту ситуацию показал меня самого, когда просят у меня милостыню, задаю ли я вопрос "а что я кому то должен?" или же немедленно приношу просящему. Вот так. Разве не самого себя  я увидел?

0

18

К вопросу о спасении иноверных и неверующих

http://www.pkrest.ru/138/138-15.html

http://www.pkrest.ru/138/i/138-24.jpg
Роспись на стене греческой церкви Собора Двенадцати апостолов

Мы уже неоднократно размещали статьи, посвященные опровержению догматических ошибок профессора Московской духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова: критический анализ его книги «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» (№ 16 (64)), богословский анализ его ответа на обвинения в ереси (№ 2 (74)), апологетический материал о проблеме спасения некрещеных младенцев (№ 4 (124)) и др. В продолжение темы предлагаем вниманию читателей фрагмент из брошюры игумена Нестора (Кумыша) «О вечности. Заметки о последней книге А.И. Осипова» (СПб., 2013).

В предисловии автор указывает: «Не так давно вышла в свет книга известного богослова современности Алексея Ильича Осипова „Из времени в вечность: посмертная жизнь души“. Она произвела широкий резонанс в нашей Церкви и вызвала разноречивые суждения и волнения умов. Многие отвергли эту книгу как противоречащую учению Православной Церкви, но были и такие, кто безоговорочно принял, отдавая должное яркому таланту ее автора. <…> Мы не ставили перед собой задачу разбора всех до одной глав книги Осипова, но обратились только к тем, которые, на наш взгляд, являются наиболее спорными и отличаются той новизной, которая многим кажется неприемлемой для православного христианина».

Глава, в которой Осиповым решается вопрос о спасении иноверных, – «Христос – Спаситель всех человеков» – начинается с цитирования преподобного Исаака Сирина. На этот раз Алексей Ильич прибегает к подлинному и несомненному преподобному Исааку, чьи слова подтверждены многовековым опытом прославленных аскетов-подвижников. Он делает выписку из широко известных «Слов подвижнических». Однако при цитировании профессор допускает сознательное искажение текста, которое существенно меняет смысл приводимой им фразы. Осипов пишет: «Св. Исаак Сирин с полной уверенностью писал: „Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего“» (Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. М., 2011. С. 108).

Зная склонность Осипова к неточному использованию святоотеческих текстов, мы проверили настоящую цитату по тому самому изданию, на которое ссылается богослов, т. е. изданию 1858 года. И обнаружилось, что вместо слов «грешник не в состоянии представить себе благодать воскресения своего» в подлиннике стоит другая фраза, а именно: «грешник не в состоянии представить себе благодать Воскресения Его» (т. е. Христа, – примеч. иг. Н.(К.)) (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. С. 615).

Конечно, представить себе благодать Воскресения Христа ни один грешник не в состоянии. Но ни о каком удивлении грешника перед благодатью собственного воскресения у преподобного Исаака нет и намека. Можно было бы предположить, что эта досадная ошибка, в корне меняющая смысл слов подвижника, лежит на совести издателей книги, а не ее автора. Однако сделать такое предположение мешает тот факт, что Осипов дважды прибегает к этим словам преподобного Исаака Сирина и столько же раз «ошибается» в одном и том же месте. Причем, во второй раз он не просто цитирует фразу в искаженном виде. Он выделяет ее как подтверждающую мысль не только о приобщении грешника благодати собственного воскресения, но и доказывающую идею об упразднении геенны. Как бы удивляясь дерзновенности мысли преподобного, Осипов пишет: «Эти слова <...>, конечно же, поражают. Еще бы: не праведник, а грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего» (Осипов А.И. Указ. соч. С. 106–107).

С легкостью решив вопрос об участи грешника, созерцающего благодать воскресения «своего», Осипов сразу же обращается к вопросу и о всеобщем воскресении, приписывая преподобному Исааку и в этой области свои мнения. Он утверждает: «Всеобщее воскресение, убежден святой Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников? – восклицает он» (Там же. С. 108). Но в данном случае речь у преподобного Исаака идет не о всех грешниках вообще, как раскаявшихся при жизни, так и оставшихся чуждыми покаянию. В конце 90-го слова преподобного, из которого Осипов цитирует нужные ему строки, говорится о милосердии Божием к тем, кто, как и сам автор книги, проходит подвижническую жизнь, кто в опыте борения со своими страстями не перестает ощущать себя грешником. «Где геенна, которая могла бы опечалить нас?» – пишет он (слова «грешников» в тексте нет, оно добавлено Осиповым). «Нас» – не всех вообще грешников без разбора, а только тех, к кому обращено слово святого, кто объединен друг с другом родом духовной деятельности. Чуть выше, в этом же слове, святой Исаак, поражаясь безмерной щедрости Господа, в священном восторге восклицает: «О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая безмерная благость, по которой Он естество наше в нас, грешных, снова возводит к воссозданию!» (Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 520). «В нас» – т. е. во всех тех, кто по-христиански, в непрерывном духовном труде над собой стремится к воссозданию своего естества.

Что же касается самой геенны, то, конечно, преподобный Исаак, в отличие от Осипова, никогда не подвергал сомнению истинность евангельских слов и был уверен в ее нескончаемости. Вот что он пишет в 58-м слове своей книги, на которую ссылается Осипов: «Что несмысленнее или неразумнее такой речи: „Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь“? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство; равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? „Егда приидет Сын человеческий в славе Своей <...> и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю“ (Мф. 25, 31, 33) (Там же. С. 377–378). Не три наименовал сонма, но два – один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: „И идут сии“, т. е. грешники, „в муку вечную, праведницы же в живот вечный“ (Мф. 25, 46)».

После «цитирования» преподобного Исаака Сирина Осипов ставит вопрос о спасении иноверных и неверующих. В качестве отправного пункта своих рассуждений Алексей Ильич задается вопросом нравственного характера: если Бог есть Любовь, то как Он допускает вечную погибель тех, кто не является православными? «Так что же, – вопрошает Алексей Ильич от лица не познавших Христа, – спасаются одни православные? А из православных – только праведные, т. е. тысячная или миллионная доля процента человечества? А все пойдут в муку вечную? Неужели Бог, когда творил человека, не знал этого? А вы еще говорите, что Он – Любовь. Какая же это любовь – хуже не придумаешь!» (Осипов А.И. Указ. соч. С. 109).

Вопрос этот, который Осипов называет «больным», на самом деле носит спекулятивный характер (Само употребление словосочетания «больной вопрос» в отношении вероучения Церкви наводит на мысль о том, что автор этих слов признает наличие в нем тех или иных изъянов, – примеч. иг. Н.(К.)). Люди, чуждые Христа, любят прибегать к подобным недоумениям, чтобы оправдать свою безответственную и нравственно безпорядочную жизнь. «Бог не может отсылать всех в муку», – говорят они себе и продолжают спокойно жить по своим прихотям, нисколько не сверяя свою жизнь с Откровением Божиим. Зачем? Бог – Любовь, все и всех простит и помилует. Как говорит Христос в Евангелии от Иоанна: Люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19), потому и обставляют свою жизнь проблемами подобного рода, ограждая ими свою совесть. Им так удобнее. О таких людях Спаситель в беседе с Никодимом говорил: Всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Там же, 20).

Для тех же, кто приняли Христа и получали от Него власть быть чадами Божиими (Там же. 1, 12), рожденными от Бога, тут нет никаких затруднений. Из Священного Писания и из сокровенного опыта своей духовной жизни они хорошо знают, что Любовь Божия к роду человеческому проявила себя вовсе не в упразднении ада или в предоставлении каждому права решать свою загробную участь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал... (Ин. 3, 16). Безусловно, знал Бог наперед судьбу человечества, которое сотворил. Знал и то, каким безпрецедентным путем избавит мир сей от греха, проклятия и смерти. Безконечный и все превосходящий Бог стал Человеком и претерпел от Своего создания уничижение, отвержение и страшную смерть. Христос не только принял муки ради тех, кто Его не принял. Идя на Голгофу, Он предвидел все будущее глумление человечества над Крестом Своим и все-таки взошел на него, проявляя величайшую, божественную заботу о душе человеческой. Пригвождаясь добровольно ко Кресту, Он слышал не только вопли собравшейся черни: «Распни Его!», но и будущих ругателей Своих: «Отмени для нас ад, тогда мы уверуем в то, что Ты действительно Любовь». Но все эти издевательства грядущего человечества, все эти циничные плевки в сторону Креста не остановили Его. Невзирая ни на что, Он молчаливо распялся, открывая человеку возможность вхождения в область новой, благодатной жизни. Что же еще должен был совершить человеколюбивый Бог для спасения грехолюбивого человечества?!

+1

19

Вера написал(а):

«Так что же, – вопрошает Алексей Ильич от лица не познавших Христа, – спасаются одни православные? А из православных – только праведные, т. е. тысячная или миллионная доля процента человечества? А все пойдут в муку вечную? Неужели Бог, когда творил человека, не знал этого? А вы еще говорите, что Он – Любовь. Какая же это любовь – хуже не придумаешь!» (Осипов А.И. Указ. соч. С. 109).

В сети можно найти видео-интервью с Осиповым, где интервьюер стоит заметить, честно выдает многие вопросы, указывающие на догматические заблуждения профессора. И надо сказать, по меньшей мере по моим впечатлениям Осипов не кокетничает, как это иногда бывает, но пытается отвечать рассудительно. Так вот основное преткновение его богословской мысли именно в цитате приведенной выше. Но на что я бы  хотел обратить богословское внимание профессора: надеюсь каждый воцерковленный знает, что происходит с ним на пути ко Христу - те изменения личности, которые делают его практически другим человеком. Иначе говоря, рожденные свыше обретают в том же теле новую христианскую личность, пусть еще слабую, не устойчивую, но ищущую Христа, готовящуюся к встрече с Ним. Эта нвая личность видит мiр уже другим (лежащем во зле), а интересы мiра сего, его ценности становятся для христианина уже предметом соблазна и искушения. Вот и возникает вопрос - те, кто служит мiру, его суетным и тленным ценностям, что они знают о горнем мире? Ответ - ничего не знают и не ищут и не стучатся. Это означает следующее - если таковые будут спасены, то непременно для мира горнего они должны претерпеть изменения удобоприемлемые для новых отношений, но в таком случае они себя не узнают, ибо в Царствие Небесном служат ценностям, к которым они не стремились и не знали. Следовательно понятие СПАСЕНИЕ может быть приемлемо лишь к тем, кто понимает от чего себя нужно спасать, что соответствует христианскому мировоззрению уже здесь. Эту мысль и хотелось бы до нести до Осипова, что не ищущего спасения если "спасти" - значит изменить до неузнаваемости, но это уже будет другой не известный самому себе человек. В таком случае его земная история терят всякий смысл, а на Небе как бы вместо него будет совсем другой но как бы он. Вот такая получается логка.

+1

20

5.4. Аргумент от эмоций — «инославные мученики»

   Иногда сторонники убеждения о том, что еретики могут спастись, приводят в пример католических или протестантских миссионеров, убитых иноверцами, и спрашивают: неужели вы даже про них, пострадавших за Христа до смерти, посмеете сказать, что в будущем веке они будут отлучены от Христа?

   Этот аргумент в сущности ничего не способен противопоставить ясным словам апостола и святых отцов о погибельности ереси, он просто бьет на эмоции, уводя дискуссию из сферы ума в сферу личных чувствований и сентиментов7.

   Отвечая на этот аргумент, нет необходимости придумывать что-то новое, достаточно напомнить знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником» [Цит. по: свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 428]. А также 34 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «христианину не подобает… отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою».

   Можно привести и слова прп. Амвросия Оптинского: «стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе» [Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви]. Действительно, хотя среди западных миссионеров порой можно встретить яркие примеры самоотверженности, в целом миссии еретиков имели немало того, что не отвечает Евангелию или прямо противно ему. Святитель Николай Сербский говорил, что в Индии эти миссионеры во многом дискредитировали христианство вообще. «Вера без искренности – не вера, а холера. Холера духовная. Это мы видим здесь на римокатолических и протестантских миссионерах» [Свт. Николай Сербский. Индийские письма, 22]. Прп. Амвросий Оптинский напоминает, что в мусульманских странах католические и протестантские миссионеры в основном проповедуют не среди мусульман, а среди живущих там православных, стремясь увести их от истинной веры. Подобные примеры приводит для Японии и свт. Николай Японский.

   Насильственная смерть некоторых католических и протестантских миссионеров может дать повод к искреннему сожалению об их страданиях и кончине, но не может заставить нас забыть о пропасти между истиной и ложью, признав, что при каких-то обстоятельствах мы можем счесть ересь несущественной мелочью, не влияющей на спасение человека.

   Тот, кто неправильно записал адрес и отправился в путь, не достигнет места назначения, даже если в пути ему придется пострадать. Также и тот, кто руководствовался ложными представлениями о Боге, не достигнет Бога, поскольку ложь не приводит к истине, а напротив, уводит от нее. Да, очень жалко тех, кто, доверившись ложному описанию, вместо отчего дома забрел в болото, но если мы, поддавшись сентиментальным чувствам, скажем: «давайте считать утопших в болоте достигшими отчего дома», то тем самым лишь повредим себе этой ложью и нисколько не поможем погибшим.

   Свидетелями принципиальной разницы между Православием и ересью являются наши мученики, пострадавшие от рук еретиков, как, например, Зографские мученики, сожженные заживо за отказ подчиниться папе Римскому, Кантарские мученики, погибшие по той же причине на Кипре, Подляшские новомученики, убитые католиками в Польше, и многие, многие другие.

   Помнится, священномученик Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь в Рим, в одном из своих посланий, порицая еретиков-докетов, несколько раз вопрошал: «Если они правы, то за что тогда я терплю эти страдания?» Вспоминая мучеников, погибших от рук еретиков, хочется спросить: если ересь не препятствует спасению, то за что и зачем пострадали все эти мученики и за что прославила их Церковь?

+3

21

Удалено.

0