Параллельные миры или разговор по душам.
Часть 2. Об Израиле или воцерковление.
Глава IV Дом престарелых.
В июле, в дом престарелых, где работал Николай, поступила Мария, 82-х лет. Она не могла ни сидеть, ни есть, ни разговаривать; с пролежнями на пояснице. Сотрудники отделения предполагали, что проживет она месяц-два.
Николай, когда узнал, что новая больная - русскоговорящая, постоянно разговаривал с ней.
У него сформировалось интересное убеждение. Чтобы на работе отвлекаться от мрачных мыслей, которые ежеминутно стремились завладеть его сознанием, необходимо действовать по принципу: «клин клином вышибать». Поэтому он старался разговаривать со своими пациентами как можно больше, на иврите иль на русском, все равно, пел песни вслух, читал стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Высоцкого и молитвы. Но молитвы, только, когда его не могли понять по-русски. Но, чаще всего, молитва звучала беззвучно. Это не только отгоняло помыслы жалости к самому себе, обиды на бывшую жену, но и помогало возрастать нравственно, духовно. Он отчетливо понимал, что навязчивые, унылые думы, подобно сильнодействующим кислотам, разъедают изнутри; что единственное его спасение - быть выше собственных проблем. Но, как этого достигнуть? - Менять мышление! Бороться с помыслами Уныния с помощью молитвы.
И по утрам, во время купания тяжелобольных, то в одной комнате, то в другой, раздавались русские народные песни:
«Вьюн над водой, вьюн над водой.
Вьюн над водой распускается.
Парень молодой, парень молодой,
Парень молодой собирается»...
Или:
«Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так»....
Но, чаще других песен, он трепетно выводил:
«В лунном сиянье снег серебрится.
Вдоль по дороженьке троечка мчится»...
Его пение скорее напоминало пионерскую распевку - разминку, когда пелись лишь отдельные куплеты, а не целые песни. Пел, то тихо, то громко. Но ему было все равно, как он поет. Главное - выжить. Убить все то мрачное, что накопилось в его сознании. Песни о любви и молитвы настраивали его сердце на любовь, на сострадание и понимание… Так он лечил и себя и своих пациентов.
Однажды, Николай кормил Марию из шприца, (это было в августе). Бабушка сидела в инвалидном кресле, за столом. С закрытыми глазами. Она по-прежнему не могла говорить, и глотала молча. Но вдруг она ударила рукой по руке Николая, открыла глаза и произнесла:
- Прекратите кормить меня как беспомощную. Дайте мне ложку. Я сама в состоянии ее держать.
- Ма-ри-я, вы-ы-ы го-во-ри-те? - от неожиданности протянул санитар.
Проглотив ком, радостно добавил:
- Слава Богу! Вы заговорили!
Он взял ложку и поднес ко рту... Но глаза Марии были закрыты... Николай пытался с ней говорить, но...
На удивление всем сотрудникам отделения тяжелобольных, уже через неделю после первого произнесенного слова, Мария не только не умерла, но разговаривала и ела самостоятельно. А еще через четыре месяца стала ходить и читать книги. А весной, после еврейской пасхи, родственники забрали Марию домой. И, как призналась потом Шушана (заведующая отделением), что она не помнит подобного случая, за все время ее работы в доме престарелых.
Через несколько дней после выписки София исповедалась и причастилась…
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Автобус медленно спускался по дороге-серпантину. За окном, то появлялись, то пропадали за жилыми домами, горные склоны, поросшие эвкалиптами, можжевельниками, соснами и туями. Несмотря на июльскую жару, в автобусе было прохладно – работал кондиционер. И Николай выбрал солнечную сторону. Он достал книгу, надел солнцезащитные очки и прочитал: «Пауло Куэлье. Алхимик». Затем стал читать анатацию.
- Коля, здравствуйте, - услышал он.
Поднял голову и заулыбался. Перед ним стояла Тоня, дочь Марии. Она села рядом, на соседнее сиденье. У Николая, почему-то, пронеслось в голове: «вы так много делаете для мамы. Мы все вам так благодарны. Возьмите образок святого Николая Чудотворца, освещенный на гробе Господнем. Он - ваш покровитель. Он поможет вам».
Разговорились. Выяснилось, что оба ехали в Иерусалим, в храм гроба Господня, что службы там проводятся каждую пятницу и субботу поздно вечером, почти в полночь; а в Горненском женском монастыре Русской Православной церкви - каждый день: утром и вечером, (о нем Николай слышал впервые)...
Перед расставанием Тоня удивила Николая своим рассуждением:
- Коля, я видела у вас книгу Пауло Куэлье «Алхимик». Интересный сюжет, призыв к вере, добру, терпению… Но, караван – образ экуменизма. Книга вредна для православных тем, что в ней стираются духовные грани между всеми религиями. Автор – масон, и он очень тонко выводит читателя на порог магии и оккультизма. Красивая фантазия, романтизм, мистицизм завораживают, гипнотизируют, погружают в некую сладкую, мечтательную сонливость. После этой книги, которая – о Боге, почему-то молиться не хочется. А вот грезы, подобно вирусу, поражают мышление. От веры остается лишь религиозная романтика. Читайте лучше Святых Отцов…
После этого разговора Николай стал еще более спокойным. Теперь он знал то, чего ему так не хватало все эти годы. Да и вообще, был рад и благодарен Тоне, хоть чуточку, но, удовлетворявшей его жажду о духовном, о Божественном, о Иерусалимской и Русской Православной Церкви. Через нее Господь рассказывал ему о благодати и помощи, которую получает человек от веры своей и от церкви; о монастырях и приходах Иерусалима. Она говорила мало, самую суть, но всегда убедительно и вдохновенно. Их редкие и всегда случайные, неожиданные встречи, часто вспоминал. Все это, невидимой нитью, удерживало его от уныния и отчаяния. И не чувствовал себя уже одиноким, хотя и жил среди выходцев из Марокко, Эфиопии, Румынии и Ирака. Нет, с ними Николай никогда не враждовал. Напротив, отношения были очень доброжелательными с обеих сторон. Но его не самый лучший иврит, а английский он напрочь забыл, был естественной причиной вынужденной самоизоляции.
В своей маленькой, слабоосвещаемой квартире он теперь ощущал присутствие Русского Православного Духа. Получалось по Пушкину: «...там - Русский Дух, там Русью пахнет...» Его утешением-вдохновением были молитвы, горящие церковные свечи, воспоминания, духовные песнопения Евгении Смольняниновой, Елены Поговой, Жанны Бичевской, чтение Библии и духовных книг, занятия творчеством. Конечно, были у него и иконы. Но их, как и раньше, надо было после молитв, прятать от глаз иноверцев, которые приходили всегда неожиданно, и в его отсутствие – когда им угодно... А предостережением от уныния была преисподняя, где - страшно, больно и нет любви....
После переезда в марте 2003-го на улицу Яффа, главную в Иерусалиме, жизнь Николая стала приобретать христианский смысл. Этому чудному явлению способствовало то, что в десяти минутах ходьбы от его дома находилась Русская Духовная Миссия со Свято-Троицким собором. А от нее, еще десять минут пути, и - Старый город, Церковь Воскресения Господня... Да и в Горненский женский монастырь теперь было легче добираться, без пересадок.
Постепенно его вера крепла; становилась осознанной и все более ясной. Появилось постоянство. Для верующего, тем более для одинокого эмигранта, обретение такой веры - все равно, что иметь надежного, проверенного в беде, друга, мать и отца, и всех родных и близких, которые тебя любят. Это равносильно житию в Православной Отчизне, быть с Ней всюду и всегда, как с нательным Крестом Животворящим...
Вера его, действительно, изменила весь уклад жизни и мышление: работа-дом-церковь. Перестал смотреть телевизор, слушать радио и читать светскую литературу. Его сердце тянулось к святоотеческим творениям. Он стал постоянным посетителем монастырских библиотек. На картинах - лишь Иерусалим, святые места христианские, да пейзажи палестинские. А молитва занимала все больше и больше времени. Изменилось ее содержание. Теперь Николай просил Господа о терпении, смирении, покаянии. О том, чтоб научил его молиться, исповедоваться и исполнять Его святую волю, а не свою. О России просил и Сербии...
С глубоким вниманием читал он книгу Евгения Трубецкого, князя московского «Смысл жизни». И, еще раз получил неопровержимое подтверждение, что мироздание, не зависимо от нашего восприятия и точки зрения, имеет духовное происхождение. С великой радостью воспринял Николай рассуждения автора о Боговдохновенном Русском Языке. «С-мысл, со-знание, с-часть-е, Отеч-ество, со-весть, образ-о- ва(я)ние, со-бран(ь)-ие, Пред-теч-а, со-мнение, спаси-бо(г).., со-¬бытие, пре-ЛЕСТЬ», - выписывал он слова из книги, восторгаясь их истинным значением, еще не исковерканным сознательно, умышленно, как это произошло в последующие десятилетия по злой воле масонов-коммунистов-демократов-реформаторов и прочих русоненавистников.
«Все сходится, - подумал Задумчивый. - Иисуса Христа - на Голгофу, Православную Церковь - на Голгофу, русский народ - на Голгофу и Великий Русский Язык на Кресте распяли, исказив или скрыв, указующий на Бога, смысл наиболее важных слов».
Продолжил писать по инерции; ум работал: креп-ость, молод-ость, стар¬-ость, по-двиг, по-движ-ник, на(ш)род, с-мир-ение, демо(н)-крат-ия, демон-страция. Ох, уж эти импортные слова. Засорили ими язык, да так, что и сами порой не понимаем, что говорим. Какое значение несут эти иноземные, новомодные, без спросу навязываемые, слова??? Настоящее насилие над языком! Он же - живой, Богом дан нашим предкам чрез христиан
равноапостольных Кирилла и Мефодия, кровью и муками освящено рождение Славянской Письменности. Это - Дар Божий, посредством которого, мы, славяне, впервые получили возможность читать Святое Евангелие, проводить и слушать Божественные службы в церквях не на греческом, а на родном, отеческом языке. Его беречь надо, как и веру нашу православную, от реформ и экспериментов от некоторых «мудрствующих лукаво» «власть имущих» мужей, от ученых, страдающих манией величия и тщеславия, от равнодушных карьеристов и бизнесменов. Не простит нам Господь, коль не защитим свой «Великий и Могучий Русский Язык», Его Православный Дух, скрытый в словах и звуках: со-весть, со-знание, с-мысл, с-часть-е, отеч-ество. Эхе-хе-хе-хе, Ломоносов и Пушкин... Сколько же прелести вокруг. И скольких еще прельстит сатана. Сколько ненависти к русскому характеру, к вере православной, к Господу Богу и Спасителю Иисусу Христу.
Опять линии! Сколько же их? Их все больше и больше. Они - всюду теперь. Линии эти образуют лабиринт, что б заблудившись в нем, потеряли рассудок, сгинули, погибли навсегда, как люди. Чтоб озверели и переубивали друг друга от безумия и страха в борьбе за «материальные блага» и удовольствия. Лабиринт-хаос - сеть сатаны, которой он улавливает души наши, мистический образ времени антихриста... - полились размышления сами собой. - В вере, в вере - спасение. В Господе Боге Иисусе Христе - спасение»... - твердил Николай сам себе, не воспринимая окружающую обстановку.
На следующий день Задумчивый написал стих «Сеть диавола»:
От Адама до Судьи
Ловят бесы-вратари,
У геенских стоя врат,
Под рекламой «святый град»,
Всех кто со-весть променял
На шампанского бокал.
Кто забвенью предал мать,
Кто забыл, как сына звать.
И имеет скотский вид
От того, что пропил стыд.
Кто соседа разорил
И без скорби все спустил
На охоте, в казино,
На ставки, девок и вино.
Кто дочь склонил ко блуду
За кабинет иль ссуду.
Очень рады бесы там
Фарисеям, знахарям.
Красны врата, широки!
Чтоб видели с дороги
Все, кто хочет через грех
Войти в сей дом «утех».
Те заходят в этот дом.
Кто уныл, иль слеп умом.
Кто себя жалеет сам;
И себе не скажет: «срам»!
Славу ловит и почет,
И не любит Правды счет.
На могилах пьет вино.
Кто пред Богом - как бревно,
Без ума, в гордыне весь,
А в молитве брызжет спесь.
Кто не слышит плач Небес,
Что уж сердцем правит бес...
Въезжает на Мерседесе,
Как бес на лживой прессе,
В сей град, очень милый гость.
На расправу псам, как кость,
Иуда бросил Русь за вес,
Златой... За - «Христос Воскрес!»...
От Адама до Судьи
Ловят бесы-вратари,
У геенских стоя врат,
Под рекламой «святый град»
Всех, кто со-весть променял.
Кто Иисуса распинал....
В сердце ль, иль по незнанью,
По злобе, по гаданью...
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
В обычные дни в храме Гроба Господня дежурят по трое-четверо полицейских-израильтян. Но в Страстную неделю их намного больше; плюс военные, - в целях безопасности паломников. Все это объяснимо, логично и правильно. Время-то - неспокойное сегодня, время - насилия и предательства сегодня, И не только в Израиле, на святой земле, но и во всем мире так. Мир-то давно сошел с ума. Да и не мир это вовсе, а мировая игровая площадка в войнушку, в дипломатию, «дружбу и сотрудничество» и права человека. Но одно не мог Задумчивый уразуметь своим маленьким умишком: куда подевалась свобода вероисповедания? С миром-то все понятно. Но вот как быть с демократией? Она, что, тоже как закон? - кому как выгодно, тот так и демократирует? Даже, когда за волосы волоком, иль пинками в спину? Да это же - одного поля ягода!- Ненависть к Господу Богу Иисусу Христу и Его последователям, ученикам-апостолам, мученикам-исповедникам! Может не все так печально и не столь важно, как кажется на первый взгляд? Подумаешь, всего-то несколько тысяч человек гонят как скотину. Вот если бы миллионы! Тогда - да, серьезно, страшно. Тогда нужно бить тревогу.
Но, ведь православный мир это не только Иерусалим. Трагично положение православных сербов, а житье православных арабов Палестины, загнанных в резервации, изолированных от мира «высокой и многокилометровой стеной размежевания», напоминает о временах гонения христиан в средние века. Необъявленная, тайная и беспощадная война идет против Православия в СНГ. Вся православная Европа тоже не склоняет колен пред натиском антихристианских легионеров, реформаторством и глобализмом.
Значит все-таки - миллионы, сотни миллионов идут крестным голгофским путем... И это - хорошо, что пока нас так много. Но всем ли хватит духу противостоять адской мировой машине - глобализму, управляемой сатаной, по уничтожению нас и, потому работающей в последнее время в ускоренном режиме? Ну, а то, что происходит из года в год, из века в век в многострадальном Иерусалиме в Великую Субботу предостерегало и сейчас служит нам примером того, как это будет происходить, но в большей степени, во времена, предшествующие приходу антихриста, во времена апостасийные...
В ночь с Субботы на Воскресенье, в храме Гроба Господня находилось несколько тысяч паломников.
Около трех часов ночи, после окончания Богослужения, всех православных стали выгонять из храма, несмотря на то, что Патриарх Иерусалимский, просил не делать этого. Ведь десятки тысяч паломников приехали со всего света… Полицейские совершали это грубо, бесцеремонно. Помогали им армянские и протестантские священники храма. Сначала всех выгнали на предхрамовую площадь. А затем, вместе, с подоспевшими военными, хорошо понимающих что происходит, людей прогнали и с площади, за арочные ворота, выходящие на арабский рынок. И на этом миштара (полиция) не остановилась: пинали православных еще целую улицу. Потом оградили все решетками... Некоторые православные, говорящие на иврите, пытались как-то вразумить полицейских и военных, но все было безрезультатно… Зато многим запомнилось, и, надо думать, надолго, восклицание невысокой и худой девушки, лет 17-20: «Ну, что это за город, в котором как не любили правду тогда, так и не любят теперь. Лишь ненависть и ложь… Что за люди? Тогда камнями побивали, а теперь прикладами»… Сказано это было сначала на русском, потом – на иврите. Николай хотел, было поддержать девушку, но потом решил, что это бесполезно… Так, в молитвенной скорби и смирении, братья и сестры о Господе ожидали наступления Пасхального утра, снисхождения Благодатного огня.
А в это время в храме находились католики, протестанты и армяне... Но, как и сотни лет назад, так и в это Великое утро 2004 года, Священный огонь был дан Господом Богом только православному патриарху... И колонна, что у самого входа в храм Воскресения Господа Иисуса Христа, расщепленная Благодатным огнем более четырехсот лет назад, свидетельствует о том.
А в начале Светлой седмицы Николай запишет в дневник: «Противостояние Православной Церкви миру – святое подвижническое стояние Церкви в Истине. Дай Бог, чтоб русский народ обратил свой взор к Господу Иисусу Христу. И его Противостояние миру, его святое, жертвенное стояние в Истине стало спасительным и для Земли Русской и для всего православного мира… Это и есть противление злу до последнего вздоха…»
2
Воистину Бог Вездесущий, Всеобъемлющий. И все, что с нами происходит, зависит от нашей веры и промысла Божьего. Когда Николай читал тот момент, где князь описывает преисподнюю, то был потрясен полным совпадением со своим сном (спустя год!). Не согласился лишь в одном, что не было в описании Трубецкого «геенны огненной», как это описано в Новом Завете. А еще через год Задумчивый узнал, что кн. Евгений Трубецкой был масоном, тогда-то ему и стало ясно, почему его описание ада было иным. Но сходство со своим видением Николай обнаружил в рассказах переживших клиническую смерть и мытарства. Потому то и назвал в своей книге не адом, а прихожей в преисподнюю, клетью уныния. А все-таки он больше придерживался того, что Всеблагий и Милосердый Господь в целях воспитания, вразумления поместил его грешного в то отделение ада, где находятся великие грешники, совершившие смертные грехи: отступление от Бога – уныние, тоска, печаль; эгоизм - жалость к самому себе…
Да и дороги из ада, по святому Писанию, нет. А в его сне была, по которой пришел к нему Ангел Божий... В общем, Николай решил, что людей с «подмоченной репутацией», даже, если они – князья, профессора, священники или иные какие грамматеи, читать, слушать и внимать их проповедям нельзя. Опасно! Можно потерять бдительность, внимательность и «пойти на поводу» у них, хоть и с виду правдоподобной, но по сути своей - еретической агитации, мудрствования человеческого, лукавого.
... На работе, несмотря на антирусские настроения со стороны администрации и непрекращающиеся «трения» с некоторыми арабами, по итогам проведенного опроса, был признан лучшим санитаром за 2004 год.
За все всегда благодарил Господа: и за радостное, и за скорбное. За врагов молился, чтоб вразумил их и направил на путь истинный, путь спасения...
В тоже время, вера его не была фанатичной, слепой и страстной. Но - особым со-стояние-м души. И подтверждением тому служат следующие события.
ПЕРВОЕ. За три дня до Страстной недели. 2004 г.
Почти год знакомые Николая вели переговоры с музеем Израиля о проведении персональной выставки его работ. Все шло хорошо, обнадеживающе. Прошло уже семь выставок в Иерусалиме и в Бейт Шемеше (Дом Солнца), с самыми наилучшими отзывами о творчестве. Такую же оценку дала и художественная комиссия при просмотре образцов в национальном музее. Были оговорены и сроки открытия экспозиции.
Когда же, сотрудники музея, из паспортных данных узнали что он - не еврей, то культурно отказали, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства. Новость эта, конечно, огорчила его, но не надолго. Эта новость, прибывшая из национального музея Израиля, послужила лишь ответом на мучивший его вопрос «почему так трудно жить в России?». А ответ неожиданно прост: потому что, русские, живущие в России, - художники, как я – здесь, а управляющие ныне Россией, подобны работникам музея Израиля… Эта новость не убила в нем желание продолжить трудиться над полутораметровым панно «Священная тайна вселенной». А, наоборот, прибавило сил и решительности. Но через девять недель, когда работа была закончена, он понял, что тридцать с лишним картин начинают давить на него своей массой, вызывая у Совести вполне нормальный вопрос: «Продавать я не умею. Делаю все это не для собственного тщеславия, а для людей. А, коль так, то, что же дальше»?..
Когда Задумчивый ехал в автобусе, то всю дорогу молился, чтобы в монастыре взяли картины во славу Божию, как дар. «Если откажут, то - выброшу», - решил он... А потом благодарил Господа, что милостив к нему, грешному... Вторую часть изделий принял на кануне Пасхи Христовой другой монастырь. Николай чувствовал себя счастливым оттого, что теперь его композиции послужат паломникам и монахиням.
К тому же, как-то так само собою, или по воле Божьей, получилось, что один монастырь относился к Русской Православной Церкви, а другой - к Зарубежной Русской Православной Церкви. Для него это было символично. Ведь Задумчивый, во время бесед с паломниками из Нью-Йорка, Берлина, Мюнхена, Молдавии, Австралии, Грузии, России и Украины не то, что ратовал за единение церквей, скорее недоумевал: «Как же так? Русский народ, объединенный Православной Верой, имеющий одну историю, одну культуру, один язык, но разобщенный лишь территориально, и такая - вражда? Уже нет ни белых, ни красных, а церкви по-прежнему
разделены и окрашены»?
Обнадежил его один сибиряк:
-Ты, не горюй. Диавол всегда ищет слабые места. Вот и - раскол. Слава Господу Богу, что не по догмату. Это, как испытание и церкви, и русского православного народа. Иерархи соберутся, помолятся вместе, и, Бог даст, решат кое-какие проблемные вопросы, да и простят друг друга, тогда и соберет Господь нас, рассеянных по миру русских, под кровом Матери-Церкви… И, ты, молись, чтоб единой была наша Русская Православная Церковь...
-А какие это «проблемные вопросы»? – поинтересовался Николай, тем самым, стараясь узнать как можно больше из истории разделения Русской Православной Церкви.
-Наша Русская Церковь, да и, вообще, весь Православный мир будет единым, прочным и мужественным, когда все поместные церкви откажутся и осудят страшнейшую ересь XX – XXI в.в. - всемирный совет церквей (экуменизм). Мы, православные, должны быть едины так же, как наша Русь была единой душой в борьбе с татарами, турками, поляками, шведами, японцами, немцами…
Видя вопросительный взгляд Николая, он добавил:
- Почитай труды святителя Николая Сербского, Иустина (Поповича), митрополита Иоанна (Снычева)…
На душе было легко. И он с еще большим желанием хотел рассказать о своих религиозных переживаниях, о природе Палестины и святых местах. Две недели с раздумьями и молитвами работал над «Иудейской пустыней» и еще две над «Пустыней Негев». И, наконец, - «Кумранские горы. Монастырь Саввы Освещенного»...
Николай еще не знал, что он будет делать с новыми картинами. Да и не важно это было для него. Ведь он сросся, спаялся с творчеством настолько, что в картинах отражались и совесть, и сердце, и ум. Весь мир, время и пространство - в кристаллах... Одно он твердо усвоил: «творчество, как дар Божий, должно нести людям благо и просвещение, говорить правду, вере должно служить, а не маммоне, злато любящему»...
Творчество было его послушанием…
ВТОРОЕ. Начало Страстной недели 2004 года.
Возвращаясь с Божественной службы из церкви Воскресения Господа, Николай почувствовал острую боль в правом ухе, на которое временами плохо слышал. Было оно травмировано еще в восемьдесят шестом году, во время службы в Закавказье, только за то, что он - русский. Испугался не на шутку: «Как же я территорию вокруг Свято-Троицкого собора буду убирать? Я же слово дал. А Пасха, а снисхождение Святого Благодатного Огня»... О работе и не думал в тот момент; не столь это важно было, хоть и кормило... Ночь прошла бессонно. Утром пошел на Русское Подворье - сердце позвало. Просил Создателя вселенной о помощи, чтоб сподобил сдержать слово, данное монахиням церкви, и встретить Святую Пасху. Неожиданно молитву прервал внутренний голос: «Поезжай в Горненский монастырь, помолись пред иконой святого великомученика и целителя Понтелиймона, Он поможет». В тот же день и получил исцеление, когда смазал ухо снаружи маслом из лампадки, что пред иконой угодника Божьего Понтелиймона....
ТРЕТЬЕ. Март-апрель 2004 года.
1
Все свободное от работы время, Николай проводил в церквях. В Горненский монастырь (Эйн Карен, местность, где родился Иоанн Креститель) ездил через день на вечерние службы. Но выпадали недели, когда и ежедневно. Раз в месяц поднимался на Масличную гору (монастырь равноапостольной святой Марии Магдалины) и на Елеонскую гору, в Спасо-Вознесенский монастырь. Хотя бы раз в неделю стремился попасть в церковь Погребения Богородицы. И почти каждый день посещал храм Гроба Господня, где подолгу молился в святой темнице Спасителя пред образом Божией Матери «Скорбящая». Как и все молящиеся, с благоговением всматривался в Ее глаза. И, когда они были закрыты - все вздыхали. Но случалось видеть настоящее чудо - открытые глаза Божией Матери, заставлявшее сердце радоваться.
Никто не искал объяснений этому явлению с научной точки зрения. Все равно их быть не может. Да и юродствовать зачем, если это свято, духовно.
Когда Богородица открывала, полные глубокой душевной боли, глаза, - у всех невольно вырывалось: «Слава, Тебе, Господи»!..
Из святоотеческих писаний, еще до Пасхи Христовой, Николай узнал об Иисусовой молитве. И с тех пор молился «непрестанно».
Не понаслышке знал о проявлении агрессии фанатично верующих иудеев, особенно в датишных (религиозных) районах, по субботам. Не раз он был свидетелем, как в машины, проезжающим по этим районам, летели камни. И, почему-то, именно, в лобовые стекла. Чаще - в арабов. А когда потерпевшие водители обращались за помощью к полицейским, то те разводили руками, мол, «а что мы можем сделать»? А один арабский таксист, подвозя Задумчивого до места работы (был шабат), на вопрос Николая «ма - баайя им дати? (что – проблема с верующими?)», ответил:
- Трещины на стеклах машины мы получаем практически каждую субботу, раз-два в месяц покупаем новые стекла. А сколько обращений в больницу с травмами головы… Я говорю о своих знакомых.
А ведь именно в это время они «думают» о Боге.
Свое презрение и ненависть демонстрировали к православным паломникам плевками, хулой и, все теми же камнями иудейские «богомольцы» открыто, не обращая внимания на многих свидетелей.
...Сердце Николая каждый раз содрогалось, когда, проходя мимо заброшенного еврейского кладбища, что - в стороне от «богемных» улиц, (в трех стах метрах от гостиниц, где обычно останавливались паломники), видел, как средь бела дня молодежь, сидя на надгробных плитах, распивала спиртное, курила и устраивала разборки. Или, как на надгробиях молодые люди целовались, обнимались… «Вандалы. Ничего нет святого. Настоящий сатанизм. А под кровом ночным... Господи, спаси и сохрани»... - размышлял он в своей «келье» семиэтажного дома.
Поэтому Задумчивый старался, открыто или тайно, сопровождать паломников от Старого города до центра, где располагались гостиницы; особенно после ночных служб.
Особенно после литургии проходящей в ночь с субботы на воскресенье. И, когда православные возвращаются из храма Гроба Господня, то путь их проходит именно по тем местам, где продолжается чествование исхода шабата. Что может произойти в таких случаях? - да все что угодно. Многое пришлось насмотреться и наслушаться Николаю: от проклятий, угроз и летящих камней, до символического показа гениталий... Он воспринимал сопровождение как послушание по зову своего сердца, по наитию Святаго Духа. И, если надо было, то ходил с паломниками по «русским улицам», по магазинам, на рынок.
Еще серьезнее он стал относиться к своему «послушанию», после того, как в 2004 году израильское телевидение в течении нескольких недель восторженно освещало визит в Иерусалим представительной и важной делегации из Ватикана. А потом долго гремел «взрыв» радости, когда было подписан договор о дружбе и сотрудничестве между католиками и иудеями, Ватиканом и Раввинатом. И Горбачев зачастил с визитом… Что принесет этот «Союз» Православному миру и России? – Тоже самое, что Европа Сербии, США Вьетнаму и Ираку, Израиль Ливану, Египту и Палестине: разруху и смерть… И, чтобы там не говорили о необходимости «братства и единства» с католиками и протестантами, лютеранами, баптистами и прочими христианами, о толерантности… И пусть выражают недоумение о нежелании большей части православных единения с ними, - доверять им нельзя.
Запись из дневника
«Как предали они тогда, так предают и сейчас, с улыбкой и красивыми словами о братстве, любви и единении. Отделившись тогда от Древней Апостольской Церкви Христовой, они совершили то же самое, что и сатана. Они пошли против воли Божией и Его Святой Церкви. Христианское учение они приспособили под свои нужды, исказив его до уровня еретического и богохульного. Интриги, борьба за власть, политиканство, масонство, разврат, взятничество, провокации и агрессия к православию – вот сущность этого псевдохристианства. Их путь - обновленчество, вседозволенность и притворство. Сверхчеловек – их цель, то есть – антихрист. Но не как не Бог.
Экуменизм – одно из средств построения «нового мирового порядка», уничтожения всех традиционных вероисповеданий. Экуменизм в религиозной сфере подобен «рыночным отношениям», «мировому рынку», «мировой культуре по европейскому образцу», «единой валюте – доллару, а в перспективе – пластиковой карточке», «единой национальности - человечеству» (к стати, из паспортов графу «национальность» убрали не только из российских паспортов, но в 2003 г. и из израильских! Это же - антисемитизм в масштабе страны - Израиль. Ай, да жиды!)…
Нет, им верить нельзя; с ними мы никогда не спасемся, а вот Господа Иисуса Христа предадим как Иуда Искариот. По-сути, сегодня явнее явного, - мировой заговор, единение всех религий мира против Православия, против народов, против человечества. Оттого-то и напряжение в мире нарастает с каждым часом. СПИД, Нильская лихорадка, атипичная пневмония, птичий грипп, терроризм, сектантство, оранжевые революции, реформаторство (демонтаж) всех до единой сфер жизнедеятельности человека, расчленение многих государств, торговля наркотиками, людьми и детьми, геноцид против народов, семьи, обычной человеческой семьи… Жесточайшая необъявленная война! Нужны еще факты, пожалуйста: «странствующие монахи» - это сербские монахи и священники, вынужденные странствовать, т.к. 90 % православных храмов и монастырей было разрушено во время бомбежки Сербии НАТОвской авиацией. Одного такого сербского иеромонаха я встретил сначала у входа в храм Воскресения Господня, потом в Русском Свято-Троицком соборе, что на площади Москвы в Иерусалиме…
А ведь православные храмы и монастыри имеются и в Сирии, и в Иордании, и в Ливане, и в Ираке, и в Турции, и на Кипре, и в Египте… И эти страны всегда под прицелом, всегда в состоянии войны… И от их выбора уже мало что зависит. Агрессия со стороны США и Европы неминуема. Вопрос лишь во времени и в очередности…
И этот подписанный договор между католиками и иудеями (!) нисколько не снижает общего напряжения в мире, а, наоборот, - еще и еще более усложняет, делая агрессивнее, лживее, смертоноснее. Этот «договор» лишь является фактом заговора против Православия и человечества.
Потому-то и примыкают к глобалистам-жандармам Горбачевы, Кохи, Чубайсы, Позднеры и Новодворские, Гайдары, Немцовы, Грефы, Фурсенки, Березовские, Хакамады, Медведьевы, Фрадковы, Зурабовы, Ельцины и т.д. и т.п. всех стран и всех наций, и они собирают вокруг себя всех, кто враждебен к православию, к Русскому народу»…
Через год, уже в России, анализируя на страницах дневника эту антиправославную сделку, Николай, выплеснул всю свою боль и тревогу:
«Почему прихожане смиренно молчат, когда отдельные иерархи, одурманенные протестантским духом, проповедуют уже не православный образ жизни, а разрушающее всепрощение, необязательность исполнения церковного устава и раболепие. Почему мы спокойно наблюдаем и тем самым, соучаствуем в разрушении догматического и канонического фундамента Православия. Почему не требуем выхода нашей Церкви из всемирного совета церквей? Ведь есть только одна Церковь Христова – Православная. Все остальное – ширма, декоративное прикрытие ереси, материализма и сатанизма. Мы же, не успев, как следует возродить нашу веру, снова нарушаем первую и главную заповедь Христову. Коль не встанем на защиту чистоты своей веры, традиций, Отечества, Армии, Семьи открыто, мужественно и соборно – быть беде, быть расколам и в церкви и в государстве, быть войне против церкви и против России, гонениям и множеству «заштатным», а точнее – неугодным, монахам и священникам, которые не пошли по пути обновленчества, предательства и лжи, которые делом доказывали любовь и к Богу, и к Церкви, и к прихожанам. Боже, храни верных, укрепи отчаявшихся, вразуми ошибающихся! Аминь.
Не помню у кого из Святых, верно предсказано, что в последние времена православные подвергнутся всем видам мученичества»...
2
…«Пути Господни неисповедимы». Только Он знает, что для нас лучше, а что вредно, чтоб спастись от вечных мук. А как вразумить, и наставить на путь истинный, и предостеречь от беды, коль человек - в грехе и немощен духовно... И в одно из таких сопровождений на Николае свершился Промысел Божий.
…Он шел с иеромонахом чуть впереди паломнической группы по шумному, многолюдному центру ночного Иерусалима. Его обычно расспрашивали о времени пребывания в стране, о житье-бытье, а он: «откуда приехали?», о запланированных поездках по Святой земле и т.д. Для эмигранта это не просто вопросы, которые обычно задают для поддержания разговора. Но, - способ немногословного чистого общения. Без мата и анекдотов, светской болтовни о моде, «о вкусной и здоровой пище», о политике, болезнях, и прочей чепухе. Это - родная православная речь и драгоценные крупицы знаний о вере. А еще, это - возможность совершить поездку по святым местам, находящимся на Палестинских территориях, куда проезд по израильским паспортам запрещен (Вифлеем, гробница Лазаря четырехдневного, монастыри Саввы Освещенного и Преподобного Феодосия, церковь и поле Пастушков)… Когда священник услышал его рассказ об иудейской злобе к православным, у него невольно вырвалось:
- Есть у нас, к великому сожалению, и такие, которые, поддаваясь на подобные провокации, малодушничают
и прячут свои кресты в нагрудный карман. Они должны быть наставниками и примером в вере для мирян, а они... Тут отче взял в руку свой крест, поцеловал его, и твердо провозгласил:
- Вот - наш щит. И стыдно нам должно быть, коль вера наша пуста. Пусть они бояться нас и Честный и Животворящий Крест Господень, а не мы их. С нами – Бог, Спаситель наш Иисус Христос!..
А через пять часов, уже утром, когда Николай садился в автобус, отправляющийся в Вифлеем, то сразу узнал того, о ком ночью говорил отец Александр. И на следующий день, собираясь на работу, спросил себя:
- Что же я за верующий, если ношу свой крест только в не рабочее время? Ну, увидят… Мне было неприятно смотреть на того священника, а как же Господь смотрит на меня?..
А потом, поцеловав свой крестик, одел на шею, (с ним он больше уже не расставался), а вслух произнес:
- Благодарю Тебя, Господи, за то, что открыл мне очи духовные. Возомнил я себя защитником, возгордился своей значимостью, полезностью. Что показал мне, кем я был на самом деле: трусом и маловером. И осудил человека за то, чем сам грешил. Боялся, что на работе увидят крест, узнают о моем вероисповедании. Ох, как много было «бревен» в моих глазах, а я и не замечал их. Конечно, сопровождение - дело благое. А мысли, хоть и тайные, и едва уловимые, но все-таки были тщеславными, А когда дела и думы расходятся в истине... Не может сердце служить Богу, а ум - злу, или наоборот. Как же хитро и тонко заманивает нас в ловушки свои человеконенавистник диавол...
ЧЕТВЕРТОЕ. Май, 2004 г.
В отделении тяжелобольных частным образом работала Белла, шестидесятилетняя женщина из Благовещенска. Она никогда не скрывала своего негативного отношения к России и к русским. И всякий раз старалась доказать превосходство евреев над русскими. Делала это тонко, расплывчато, и в тоже время твердо. Любила поговорить о политике. И, когда что-нибудь в России происходило что-то нехорошее, критиковала всю страну. Белла всегда стремилась втянуть в подобные разговоры и Николая. Зная его трепетное отношение к своей родине, она, цинично играла на его чувствах. Николай сначала пытался с ней спорить, говоря, что правительство это - еще не государство, а Москва - не страна. Что Россия - организм сложный, и напоминает по своему устройству человека. Но потом, спустя какое-то время, Задумчивый понял, что спорить с ней бесполезно: все равно, что «бисер метать перед свиньями». Он старался не реагировать на ее провокации и молча, смиренно сносить поношения, которые исходили из ее уст. Когда же, однажды, Белла заявила, что по пророчествам, у России отнимется вся ее территория от Тихого океана до Урала, и лишь европейская часть... Николай не выдержал и, найдя уединенное место, смахнув слезу, тихо помолился за свою многострадальную отчизну.
А потом, он научился сдерживать внешние слезы. Внутренний плачь - такой же очистительный, искренний, но мудрее внешнего плача. Ибо этот плачь - тайный, молитвенный, рассудительный. Ведь плачет не только сердце и ум, но и совесть. В этом Николай был убежден. Задумчивый заметил, что при внутреннем плаче, он точно также чувствует все его отражение на лице, как и при внешнем, хотя на самом деле никаких следов не было. Поэтому признаку, он и стал называть такое состояние души внутренним плачем.
А, чтобы не озлобляться на несчастную Беллу, стал мысленно благодарить Господа, что чрез нее, многому его научил, просветил и показал, чтобы простил ее грешную и направил на путь истинный.
ПЯТОЕ. Конец августа. Конфликт русского с арабом.
Одну ночь в неделю Задумчивый частным образом дежурил у одного русскоговорящего, 97-ми летнего старика с Украины. Он был пациентом дома престарелых. Эта подработка была поделена между всеми санитарами-мужчинами. Работа - столь тяжела (старик медленно умирал о рака головного мозга), что один араб не выдержал и отказался от нее. По этой причине Николай отработал в июле на две ночи больше. С Мухаммедом, который распределял и оплачивал частные услуги посредническим образом, хоть и были на тот момент отношения более ровные, чем прежде, но Николай (единственный русский санитар) не доверял ему. И отработанное время тщательно фиксировал в блокноте. Когда же настало время получения денег, то араб указал русскому сумму, заниженную на тридцать процентов. Николай попытался разобраться:
- Послушай, Мухаммед, мне кажется, здесь какая-то ошибка.
- Нет.
- Я вел записи дежурств. Давай посмотрим их и сверим с расписанием основной работы. Все знают, это легко выяснить, что три раза я отработал так, что получалось три смены подряд (ночь (частно) - утро - вечер (короткий, до 21.00.)), а два раза - без вечерней смены (до 13.30.)
- Эйн Леха сехель. Ата – бэн шель зона. (У тебя нет мозгов. Ты - сын проститутки), - с неожиданной агрессией выпалил Мухаммед.
Русский молчал: не хотел впадать в гнев. Потом тихо проговорил:
- Давай сядем и спокойно во всем разберемся.
Араб стал орать:
- Ата - зевель, эфес, шум давар (Ты - мусор, ноль, никто). Телех ле азазель! (Иди к черту!)
После минутной паузы Николай подытожил:
- Ата - шекран (ты – лжец), Мухаммед.
Араб схватил русского за грудки:
- Ата роце бокс? (Ты хочешь бокс)?..
Тут выбежала из-за стола, где хранятся таблетки, медсестра Света и стала разнимать их...
На следующий день спорщики снова работали в одну смену, в конце, которой, произошло то, что, наверное, и должно было свершиться.
Большинство стариков уже находились в кроватях. Мухаммед жаловался медсестре Малке из Ирака на Задумчивого. Николай, проходя мимо, воскликнул, как бы в воздух:
- Шекран! (Лжец!)
Через три минуты, в холле, где стояли аквариумы и висели клетки с попугаями, араб быстрым шагом приближался к русскому, сидящему на столе (стульев не было), выкрикивая ругательства. По габаритам он был выше и в раза три шире Задумчивого. Но это обстоятельство не помешало ему проворно сигануть на стол, правую руку соперника зажать между коленками. Левой рукой он крепко схватил за рубаху, а правой стал гнуть пальцы на левой руке русского коллеги на излом. Николай не мог двигаться. В голове его прозвучало: «Главное спокойствие сохранять. Господи, помоги»! Мухаммед продолжал гнуть пальцы. А Задумчивый призывал к мирному решению спора. Когда же их глаза встретились, русскому стало все ясно: «Сколько же в нем - ненависти. Он ждет, когда я закричу. Хочет, чтобы я сдался, сломался, отступил. Главное выдержать этот сверлящий жестокий взгляд. Только бы духу хватило. Помоги, Господи»!
Они смотрели глаза в глаза. Чувствовал ли Николай боль? - вроде бы да, а вроде бы нет. «Господи, помоги! Только бы не сломаться!» - услышал сам себя Николай, где-то в области сердца и головы одновременно.
Может в этот момент, или чуть позже, Мухаммед резко рванул рубаху. Да, так, что все до одной кнопки распахнулись. Тело русского обнажилось. Араб смотрел на его грудь, как завороженный. Задумчивый испугался: «Только бы не сорвал мой Крест! Только бы не сорвал»... К нему уже подкрадывалось отчаяние. Но Мухаммед вдруг отпустил рубаху. Встал. И не произнося ни слова, ушел…
Вызов. И Николай пошел к лежачему больному... Кое-как он отработал ночную смену - палец опух, покраснел и болел. Утром в поликлинике, рентген показал, что палец сломан...
Через день в Горнем монастыре Николай заказал благодарственный молебен Иисусу Христу за все произошедшее с ним. А Тоня, выслушав его рассказ, сказала: «Сначала Бог помог тебе осознать свой грех, что не носил нательный крестик на работе. Ты приобрел страх Божий и поборол в себе страх мирского осуждения. А теперь, Крест Господень остановил басурмана».
А Задумчивый вспомнив про свой, годовалой давности, сон, стал молить Господа, чтобы Он простил того араба и направил его на путь истинный. Трудно молиться за врагов своих. Но только в первый раз. Зато, какое облегчение получает тот, кто научился этому...
ШЕСТОЕ. Середина сентября.
Однажды, возвращаясь около трех часов ночи из храма Гроба Господня, Задумчивый, как всегда, испытывал легкость и радость. Невидимые крылья несли его домой. Стараясь сохранить благодать после причастия, Николая повторял все время Иисусову молитву. Но, когда, в метрах ста пятидесяти, на площади Москвы, он увидел Свято-Троицкийй собор Русской Духовной миссии, душа его затрепетала. Радость сменилась тревогой. Не понимая самого себя, направился к стенам церкви. При этом, он ни на миг не прекращал молиться. Прислонившись лбом к белокаменным стенам, Николай стал вслух просить Бога: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.» Так, в молитве, он простоял минут десять, а потом зарыдал: «Боже, буди милостив мне грешному. Не дай мне сойти с ума! Укрепи, Господи! Пошли мне терпение и смирение все выдержать. Не дай, не дай сойти с ума…» Слезы лились потоком. Ладони и лоб чувствовали тепло церковных стен. Облегчение не наступало. Иисусова молитва, просьба о благоразумии, о терпении, с-мир-ении, о прощении… Лишь через минут двадцать пять Николай почувствовал, как облегчение пришло к нему.
…На следующий день в поликлинике врач отказывался выдать ему больничный лист, аргументируя свое нежелание тем, что в доме престарелых могут получить все необходимые данные о его временной нетрудоспособности… по Интернету… Когда же все-таки Николай принес больничный лист на работу, то зав. отделением Шушана сказала ему, что палец он сломал себе сам умышленно, чтобы получить медицинскую страховку, что он уволен и на его место уже взят новый работник, араб. И это несмотря на то, что совсем недавно, в августе, он получил премию как лучший санитар за 2004 г. А из разговора с русскоговорящими выяснилось, что оказывается никто ничего не видел, да и, вообще ничего не произошло…
Больничные он не получил, пособие по безработице и медицинскую страховку тоже. На что жил и лечился? – на деньги, которые были отложены для поездки в Россию весной, после Православной Пасхи.
Палец едва сгибался, да и то с острой болью. Продолжал ходить на физиотерапию и лечебную гимнастику.
Но, главное, освободившееся от работы время, проводил в храме Воскресения Господня и других православных церквях Старого города, в Гефсимании, в Святой Тюрьме Господа, в церквях Благоверного князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, Успения Богоматери, Тайной Вечери, Погребения Богородицы, Святой Равноапостольной Марии Магдалины. В Горний монастырь он уже не ездил – средства не позволяли. Зато чаще стал бывать на Елеонской горе в Спасо-Вознесенском монастыре.
Николай искренне благодарил Бога за возможность большую часть суток, недель проводить в храмах. Не было ни уныния, ни нервозности, ни отчаяния из-за отсутствия работы, ни жалости к самому себе. «Иисусовой» молитвой он спасался от всяких мыслей, от их зародышей и малейших намеков на материальные проблемы. Упование на Бога, вера Богу, чувствование Его внутри себя, около себя, рождало в нем уверенность, решительность, гармонию внешнего мира с его внутренним. Это новое и, какое-то тайное со-стояние сердца и ума, ранее было неведомо Николаю. Он должен был пасть духом, а он – спокоен, вместо слез и взрыва эмоций – внутренняя легкость, безмятежность… Все время жил в какой-то нежной, тихой и умиляющей радости и вне времени... Почему вне времени? – Может оттого, что время полностью растворилось в молитвах, в думах о Боге, утратив в сознании, мышлении Николая свою материальность, стандартность, суетность, страстность и эмоциональность. Стало вечностью. Это, как на исповеди, если человек кается искренне, сокрушается всем сердцем, всем сознанием о своих грехах, испытывает муки от угрызения собственной совести и чувствует себя, как будто в аду, то длится такая исповедь для исповедующегося вечно. И лишь окончание разрешительной молитвы священника выводит его из «вечных мук». Если так, то можно понять, объяснить и состояние радости, блаженства. Эта радость истекала от Безконечного и Безначального Триипостасного Творца, как дар, как знак Его присутствия, как помощь...
Задумчивый чувствовал, что стал другим, но не мог понять почему. И лишь в октябре, когда по милости Божией, посетил с паломниками монастыри Харитона Исповедника и Саввы Освященного, ему стало ясно и понятно его состояние. Пещеры-кельи, пещерные церкви, висячие на отвесных склонах гор постройки, нагромождение глыб… Когда он увидел эти пейзажи, суровые, безмолвные и величественные, его сердце почувствовало, узрело в них что-то очень близкое, знакомое, полезное. А сколько здесь любви, самопожертвования, самоотречения, труда, простоты и гармонии… Божию Благодать почувствовало сердце… Его Волю… Вечность… Полное отторжение от прогресса, цивилизации, просвещения и искусства. Присутствием мира, напоминанием о мире в этом пейзаже, освященного молитвами, трудами и кровью монахов, являлись лишь немногочисленные паломники…
Образ жизни, уклад быта напоминал скорее монастырский, а не мирской. Подвальная однокомнатная квартира, которую снимал в семиэтажном доме, было без окон, туалета и душа. Воздух поступал через вентиляционную трубу. Через нее же, в период тропических проливных дождей, вода затекала в таком количестве, что едва успевал ее вычерпывать. Через эту трубу отдаленными фразами, шумом автомобилей и завывающим ветром проникала в «келью» Николая главная улица Иерусалима - Яффа. А внутри – мир иной. На журнальном столе - стопка святоотеческих творений, распятие, иконы, церковные свечи, тетрадь с многочисленными выписками из книг и личными размышлениями о жизни, о вере, о Боге. Здесь же была еще одна тетрадь, с напутствиями, размышлениями о нравственности, которые он вписывал по просьбе дочери для нее. Настольная лампа, магнитофон, кассеты с духовными песнями, бисер и минералы. Имелся также небольшой холодильник, миниатюрная электроплитка, два стула, кресло, деревянная кровать-односпалка и письменный стол, крепкий российский, семидесятых годов. Одежда хранилась под кроватью. На стуле стояли две картины с видами монастыря Саввы Освященного. Шкафов и полок не было.
Главное, что очень ценил обитатель этих «хоромов», так это наличие источника воды. Что же касается туалета, то он находился… на крыше.
По городу передвигался, не обращая внимания ни на архитектуру, ни на людей, смотря в землю, тайно перебирая четки.
…А один греческий иеромонах ходатайствовал в Патриархате Иерусалимской Православной Церкви об открытии греческой визы, об оформления Афонского паспорта для Николая. Таковы были его планы.
Но, как говорят в народе: «Мы полагаем, а Бог располагает». В начале ноября, он случайно встретил одного знакомого, Александра, который приехал в Иерусалим со своей семьей с Украины. Они познакомились еще в 2000 году на курсах иврита. Дружили семьями, помогали друг другу… Но после развода, а особенно после рассказа «княжны» о слежке за православными гражданами Израиля, Николай избегал лишних встреч, или сводил общение с еврейскими семьями на уровень «привет-привет». Но каково было его удивление, когда он увидел Александра, одиноко молящегося на гробе Господнем… Когда вышли из храма разговор сначала был поверхностным, но потом, отвечая на вопрос «что с пальцем?», интонация искренности, сострадания, соучастия украсила их общение. Николай только сейчас узнал, что его собеседник все время был православным, но воцерковляться стал тоже только здесь, на Голгофе, у гроба Господня, в гробнице Божией Матери…
Через неделю Александр позвонил Николаю. Встретились. Александр, проанализировав ситуацию своего духовного брата, заявил:
- Тебе надо уезжать отсюда.
- Сейчас не могу, - с невозмутимым видом ответил Задумчивый. Для него этот план не был новостью. А движение было направленно на Святую гору Афон. И он поведал об этом другу.
- Нет. Ты ведать не имеешь ни малейшего представления о том, что ждет тебя здесь, если ты не уедешь в самое ближайшее время.
И он почти слово в слово повторил ему то, что сказала полмесяца назад старая, русскоговорящая еврейка, волонтер, юрист из службы национального страхования, когда узнала, что он русский:
- Ни каких денег ты не получишь. Ты можешь судиться с работодателем, но на это уйдут годы, но ничего в итоге не докажешь. У вас развод длился полтора года, вы оба заплатили по три тысячи долларов и оба проиграли... В ближайшее время работать ты не сможешь. Ты везде будешь должен: за съем квартиры, за телефон, алименты… В банке у тебя – минус в тысячу долларов. При наших зарплатах, чтобы покрыть банковский долг, уйдет месяца три-четыре. Ты можешь оказаться на улице, без средств связи и без средств к существованию. Но и это – не самое страшное. А вот неуплата алиментов… Могут посадить. А каково будет твоей дочери? Надо уезжать и, как можно быстрее. До грома, до грозы…
Николай молчал, перебирая четки. Молитва звучала в каждой клетке головы, сердца, рук, ног… Наконец, он тихо произнес:
- Мне не хватает денег на билет.
- С деньгами помогу, ты скажи сколько надо.
- Я не могу взять их. Потому что не смогу отдать.
- Будем считать, что эти деньги я пожертвовал на церковь.
Николай прокручивал маршрут: Иерусалим – Тель-Авив, Тель-Авив – Москва, Москва – Счастье…
«Иисусова» молитва спасительно уничтожала мысли и эмоции. Билет куплен. Через два дня – отлет.
Когда Тоня обо всем узнала, - высказалась обо всем одобрительно. И кратко разъяснила ситуацию:
- Теперь понятно, почему мы два месяца не могли выйти на владыку, хотя прилагали все усилия. Видать твое место – не Афон, а – Россия…
СЕДЬМОЕ. 23 ноября. Последний день в Иерусалиме.
После литургии в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии, Николай попрощался с монахиней, не вдаваясь в подробности и объяснения, и поблагодарив за все, направился в Старый Город.
…Поставил свечу пред образом Божией Матери «Скорбящая», встал на колени и вслух стал читать акафист. Он был один на один с Богородицей. Ничто не смущало, не отвлекало. Сначала молитвы звучали тихо, едва слышно и монотонно. Но потом они стали прерываться поклонами. Зазвучала «Иисусова» молитва. Молитвенный порядок нарушился. Появилась собственная молитва. Николаю показалось, что икона вышла со своего места и встала в метре от него. Сама Богородица, с широко открытыми глазами взирала на него. Она не слышно говорила с ним, утешала… Он слышал Ее лишь сердцем… Обильно заструились слезы. В страхе и благоговении опустил голову на отполированные камни пола. Так и молился. Наконец, молитва стала затихать, слезы прекратились. Когда поднял голову, снова увидел, «Скорбящую» пред собой.
Снова затрепетало сердце. Опустил глаза на молитвенник, но не смог читать… Страницы были мокрыми… Подняв же голову, уже не увидел икону, но обратил внимание на молящихся. Все, человек десять, стояли на коленях. Было как-то необычно молчаливо. Нет, тишины не было. Слышался шепот молитв и воздыхания. Но казалось, что звуки как бы обтекают его и каждого из молящихся, и текут прямо к иконе, к Богородице. Казалось, что никто никого не видит.
Перед выходом из придела св. жен-мироносиц, он сделал три земных поклона. У входа в пещеру стояло несколько пар обуви, - кто-то из паломников не решился идти к Богоматери в обуви…
Направился к Гробу Господню. «Иисусова» молитва зазвучала необычно. Казалось, что исходила она не из сердца и ума, а из всего тела… Он не чувствовал ни рук, ни ног. Не осознавал своего шествия по храму. Молитва как бы переместила его из одного места в другое. Но у входа в придел Ангела она утихла. В Кувуклии Николай не молился. Ум безмолвствовал… А сердце заняло всю грудную клетку и даже больше… Не было ни слез, ни мыслей. Лишь тепло в груди…
Это была его последняя молитва в пещере-гробнице, в которой Иисус Христос Спаситель наш воскрес…
Около трех часов Николаю позвонили с работы и сказали, что ему выписан чек, и он может его сегодня забрать…
Это сообщение, подобно грому, что глухо доносился с улицы, ударило по его сознанию. Ехать в пригород Иерусалима, банк – до шести часов… И, чуть было, не разыгравшуюся эмоциональную бурю, мгновенно усмирила молитва…
Закончив банковские дела, позвонил Александру, рассказал о чеке, договорились, где будет банкоматовская карточка, чтобы он через три дня, когда деньги поступят на счет, смог их забрать, вернуть свои, а остальные отдать Лидии или Валерии. От мебели он отказался.
…Весь вечер небо обливало Иерусалим тропическим бурным дождем. Вода в квартире – по щиколотки… Часа три вычерпывал… Позвонил Тоне, сообщил телефон Александра. Тоня пообещала, что мебель она куда-нибудь определит, заверила, что хозяину дома и квартиры – еврею-ортодоксу, который сдает такую квартиру и за такие деньги, она не достанется…
Потом, уже в России, Николай узнал, что мебель, инструмент и все вещи Тоня передала в монастыри Русской Зарубежной Православной Церкви: преподобного Харитона Исповедника, что в пяти километрах от Иерусалима, и Спасо-Вознесенский на Елеонской горе.
Около полуночи, бросив все одеяла на пол, в том месте, где вода ручьями текла по стенам, посредством Лидиного дневника, тихо-тихо, обливаясь слезами, с глубокой нежностью, любовью и ответственностью стал разговаривать с дочерью. Он рассказал ей о внутреннем и внешнем плаче, сравнил человека с цветным карандашом. Раскрыл лживость мира, его постоянно меняющиеся декорации и ценности, сравнивая радугу, нарисованную фломастерами, цветными карандашами, красками с Радугой, созданной Творцом вселенной…
В четыре часа утра, уже из аэропорта позвонил дочке, попросил у нее прощения, утешил, как мог, рассказал о дневнике и попросил никогда не забывать о своей Родине - России…
Смешение чувств: и грустно до слез, и радостно до слез. «Домой, домой, на мою милую, милую Русь»…
В рассветных лучах самолет прощально махал Святому граду Иерусалиму, граду Родному и Многострадальному, Окровавленному и Оболганному. А без веры и Бога и Москва – чужеверная, чужеземная. А Россия без Благодати Божией - вавилонский плен, рабство египетское, гигантский жертвенник идолам… Нет, Русский, никак не может без Святого Иерусалима. Он всегда держит в уме Град Воскресения и молится всегда на Восток, на Восток, где Иерусалим находится, где Господь Бог Иисус Христос распят был, где поборол смерть и диавола, где воскрес…
Отредактировано Арзянцев Николай (31.10.2016 23:44)