Братья и сестры!
      Много разговоров ведется ныне всюду, и на нашем форуме тоже, «полезен или не полезен?», «устарел или не устарел?» Ветхий Завет. Так ставят вопрос только еретики, провокаторы и те, кто рассуждает по человеческому разумению, а не по Вере, по Учению Церкви, которую основал и возглавил Сам Господь Иисус Христос. Если изъять Ветхий Завет, на котором частично и богослужение построено, то откуда нам черпать сказание о происхождении и мира, и человека? О знамениях прихода в мир антихриста?.. Ветхий Завет входит и в Псалтирь, и в Новый Завет, и в Апокалипсис. Как же мы можем сомневаться в пользе чтения сей Священной Книги, написанную Господом Духом Святым чрез пророков? Но зная нашу духовную немощь, Милосердый Господь и здесь приходит к нам на помощь, разъясняя смысл, сей исторической и пророческой Книги посредством Святого Предания. Потому, читая Ветхий и Новый Заветы, Псалтирь и Апокалипсис, необходимо читать вместе с толкованиями на них Святых Отцов и Учителей Церкви, а не поддаваться слепо внушению еретиков и сектантов.
О Священном Писании Ветхого и Нового Заветов
    Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов:
2 Тим. 3,  16.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
Лк. 24,25.   
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки.
Лк. 24, 27.
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Деян. 24, 14.
Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и  пророках.
Еф. 2, 20.
Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.
Ин. 5, 45.
Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
Ин. 5, 46.
Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
Мф. 22, 29.
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писания, ни силы Божией.
Ин.5, 39.
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Пс. 144, 13.
Верен Господь во всех словах Своих.
Из Священного Писания Ветхого Завета утратило свое значение только то, что имело преобразовательный характер:
Деян. 15 24.
Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали.
Деян. 15, 29.
Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать того, чего себе не хотите.
Евр. 10, 4.
Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Евр. 10, 6.
Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
Евр. 10, 7.
Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано Мне, исполнить волю Твою, Боже. (Ср.: Пс. 39, 7-9).
Рим. 3, 31.
Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем.
А потому все остальное ветхозаветное Священное Писание (кроме прообразов) сохраняет свою силу:
Мф. 5, 17.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел, а исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
2 Пет. 1,21.
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимые Духом Святым.
Исх. 34, 18-30.
Десять Заповедей не отменены.
Иак. 1, 17.
У Отца светов нет изменения и ни тени перемены.
1 Пет. 1, 12.
Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вамм благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть ангелы.
Итак, повелений Своих Господь  не переменил, как человек, у Бога нет и тени перемены (Иак. 1,17; Числ. 23,19), посему вероучение и наставления необходимо брать из Ветхого и Нового Заветов (Мф. 5,17; Рим. 3, 31), из Ветхого Завета утратились лишь прообразы (обрезание, кровавые жертвы, суббота и т.д.) (Деян. 15, 24; Евр.10,4), другие ветхозаветные постановления даже расширены (Мф. 5, 21-39; 2 Пет. 1,21).
Цитаты даны по изданию1912г. "Миссионарский путиводитель по Библии".
   Поступим же, братия и сестры так, как учит нас божественный Иоанн Златоуст:
«понятное – запомни, непонятное же и неясное – многократно прочти, если же и при частом чтении не сможешь уразуметь – ступай к мудрейшему, пойдик учителю. И Бог, видя, что ты имеешь такое усердие, откроет тебе все. Ибо незнание Писания и изобретение своих домыслов – опасная стремнина и пропасть глубокая. Ведь от этого и добро воспринимается как зло и лукавыми словами претолковывается так, чтобы развращать простецов. Незнание Писания привело к растленному житию, породило ереси и небесное сделало земным» (Преподобный Иосиф Волоцкий, «Просветитель», сл. восьмое).
«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла, когда же увидим, что неверные еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая руку свою…
   И еще говорит тот же Златоуст: возлюбленные, много  раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище,   ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня»,
( Преподобный Иосиф Волоцкий, «Просветитель», слово тринадцатое).
      Хитры и логичны зачастую речи еретиков. Потому и нам необходимо быть внимательными и осторожными, бдительными и решительными в стоянии в Истине, дабы не впасть в грех равнодушия и «теплохладности». Но мы твердо должны знать, что все их «убедительные» домыслы основаны на лжи, а потому, при внимательном рассмотрении не имеют силы, ибо сила – в Боге, а Бог – в Правде. И весьма полезно прислушаться к мудрым словам архиепископа Аверкия Таушева:
н«Ревность по Богу, ревность по Истине не есть «фарисейство», как и «смирение» пред врагами Божиими, врагами Истины, перед диавольским Злом, не есть истинное спасительное мытарево смирение, а только губительный самообман, самообольщение, ведущее на дно адово!
     В наше время, когда так сильно подвергается сомнению самое существование Истины, когда всякая «истина» признается относительной и за каждым признается законным держаться «своей истиы», - борьба за Истину приобретает особенно важное значение, и кто не сочувствует такой борьбе, видя в ней лишь проявление «фарисейства», и предлагает «смириться» перед Ложью, отступив от Истины, тот естественно должен быть признан предателем Истины, кто бы он ни был и кем бы он себя не называл и не считал.
        Высокие св. Марка Ефесского  и других подобных им, не говоря уже о целом сонме мучеников, пострадавших за истину и жизнь свою за Нее отдавших, служат обличением этих современных лже-мудрецов, пропагандирующих в наше время не вполне безуспешно ложное «смирение». Легко, удобно и приятно «смиряться», спасая свою жизнь, создавая себе земное благополучие, делая карьеру!..
      И, наоборот, тяжело быть «гордым фарисеем» тому, кто не желает «идти в ногу с временем», кто не хочет «смиряться» перед сильными и богатыми мира сего, не заискивает перед ними, не пресмыкается, желая угодить им и что-то получить от них, а борется, жертвуя своим земным благополучием и карьерой, за чистую и безупречную Истину, не искаженную и не извращенную лукавыми человеческими хитросплетениями!
     Храни нас Бог от фарисейского «смирения» и дай нам, Боже, быть «фарисеями», ясно отдающими себе отчет в том, что важнее всего на свете это – хранение Истины, и действительно хранящими ее до самоотвержения, до полного самоотречения во вред самим себе: с потерей земного благополучия, земной славы и чести!
     Дороже всего на свете эта чистая, безкомпромиссная Истина, а потому всегда ужаснее то, что в наше время так безстыдно, так нагло, так цинично, иногда даже в недрах Церкви, провозглашается Ложь, зачастую более или менее искусно прикрывающая себя видимостью Истины, обманной личиной Ее.
   Нет ничего страшнее и губительнее для душ такой фальши, такого обмана, такого фарисейского лицемерия!»
(архиепископ Аверкий Таушев «Современность в свете слова Божия», т. 2. (см. также: Ефес. 5,15; 1 Иоан. 4,1; Матф. 16,6; 1 Иоан. 3. 18; Матф. 18, 17 ; Матф. 10, 34; 1 Кор. 5,11; 1Кор. 16, 22; Иоанн. 17, 21; Иереем. 17, 5-7; 2Сол. 2,11).

© Copyright: Николай Арзянцев, 2012-02-22