Святитель Нектарій Эгинскій. О святыхъ Божіихъ заступникахъ нашихъ на небесахъ.

http://s7.uploads.ru/t/iDqzE.jpg

Въ то время какъ Всевышній Судія удостаиваетъ праведниковъ получить по смерти "начатокъ славы" на Небесахъ - въ торжествующей Церкви - Онъ воздаетъ имъ славу и въ Церкви воинствующей на землѣ.

Эта слава проявляется въ томъ, что земная Церковь чтитъ праведниковъ какъ святыхъ и какъ друзей Божіихъ. Она призываетъ ихъ въ своихъ молитвахъ какъ предстателей передъ Богомъ и также почитаетъ ихъ мощи, принадлежавшія имъ вещи и ихъ иконы.

Христіанская Церковь чтитъ святыхъ не какъ боговъ, но какъ вѣрныхъ рабовъ, какъ святыхъ и друзей Божіихъ. Она восхваляетъ подвиги и дѣла, совершенные святыми дѣйствіемъ благодати Божіей во славу Божію. И такимъ образомъ вся честь, воздаваемая Церковью святымъ, относится ко Всевышнему Великому Богу, призирающему на жизнь святыхъ на землѣ. Церковь чтитъ святыхъ ежегодными праздниками въ ихъ память и другими праздниками и торжествами, а также строитъ храмы въ ихъ честь. Такъ слѣдуетъ понимать почитаніе святыхъ (см. Исповѣданіе Православной вѣры, отв. 52 и Посланіе Восточныхъ Патріарховъ, отв. 3).

Святые Божіи, прославленные на землѣ Богомъ - ибо "святымъ, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотѣнія Своя въ нихъ", - почитались Святой Церковью Божіей съ самаго момента ея основанія Христомъ Спасителемъ. Каждая изъ общинъ, основанныхъ по всѣмъ концамъ вселенной, считала долгомъ, честью и славой для себя совершать праздники въ честь святыхъ, пострадавшихъ за Христа и сподобившихся мученическихъ вѣнцовъ, чтобы сохранить безсмертными ихъ дѣянія по прошествіи времени. День мученическаго праздника назывался "днемъ рожденія (dies natalis) мучениковъ", ибо въ этотъ день они вошли увѣнчанными въ вѣчную жизнь на Небесахъ, чтобы всегда жить въ Царствіи Божіемъ. Съ этого дня они и включались въ ликъ святыхъ, угодившихъ Богу и призванныхъ въ вѣчную жизнь.

Честныя мощи святыхъ мучениковъ были для христіанскихъ общинъ цѣннѣе самыхъ многоцѣнныхъ камней; ихъ помѣщали во святыхъ храмахъ и хранили, какъ уникальныя сокровища.

Въ тотъ день, когда совершалась память ихъ подвига, вѣрные совершали праздничное торжество, чтобы почтить Господня страстотерпца и мученика. На этомъ праздникѣ читались страданія мучениковъ, а проповѣдники христіанскихъ общинъ произносили похвальныя и торжественныя слова.

Часто на гробахъ мучениковъ строились храмы, называвшіеся "мученическими" (μαρτυρια); такому храму давалось имя почитаемаго въ нёмъ мученика.

На ежегодный праздникъ мученика всѣ вѣрные приходили въ храмъ, чтобы прославить Бога и почтить прославленнаго Богомъ мученика (см. свт. Іоанна Златоуста на память мч. Лукіана).

Христіане цѣловали раку мученика и брали масло отъ горѣвшей при ней лампады, чтобы очиститься и исцѣлиться отъ болѣзней (см. свт. Григорія Нисскаго, житіе свт. Григорія чудотворца и свт. Іоанна Златоуста на мч. Юліана).

https://www.tvereparhia.ru/publikaczii/ … a-nebesakh

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_1002/all