Слово въ недѣлю о ​самарянынѣ

http://s9.uploads.ru/t/aCzoM.jpg
Господь нашъ Іисусъ Христосъ неустанно поучалъ Своихъ учениковъ и слушателей. За Нимъ поэтому постоянно ходили ​громадныя​ толпы народа, ​жаждавшія​ послушать Его ​святаго​ ученія.
Вотъ и теперь Онъ проповѣдуетъ у колодца. Онъ усталъ послѣ продолжительнаго пути и знойнаго дня. Приходитъ къ этому же колодцу за водой самарянка, женщина. Господь вступаетъ съ ней въ бесѣду объ истинной молитвѣ, о томъ, гдѣ надлежитъ молиться Богу, преподаетъ ей наставленія о вѣчной жизни, причемъ обличаетъ ​её​ въ тайныхъ грѣхахъ.
Самарянка, услышавъ напоминаніе о невоздержанной жизни, безпутной и съ незаконнымъ мужемъ, тронута была этимъ до глубины совѣсти и сердца своего, не оправдывалась, но отъ избытка благодарнаго чувства воскликнула: «Господи! Я вижу, что Ты Пророкъ» (​Ін​.4:19), – и ​повела​ Господу въ срѣтеніе цѣлый городъ.

Эта замѣчательная женщина сдѣлалась потомъ христіанкой, при крещеніи она названа была ​Фотиніей​ (т. е. свѣтозарной) и впослѣдствіи совершенно оправдала значеніе своего имени.

Она проповѣдывала имя Христово не только въ своемъ отечествѣ, но и въ другихъ странахъ – въ Африкѣ и въ Италіи. Вмѣстѣ съ младшимъ сыномъ своимъ она многихъ обратила ко Христу. Старшій сынъ ​ея​ Викторъ служилъ въ войскѣ при Неронѣ и сдѣланъ былъ воеводою въ Италіи, съ ​тѣмъ​, чтобы истреблять тамъ христіанство, но вмѣсто того, какъ воинъ Христовъ, былъ покровителемъ христіанъ и, подобно матери своей, ревностнымъ проповѣдникомъ Евангелія. Когда узналъ о томъ тиранъ Римскій, то велѣлъ представить христіанъ къ себѣ. Въ это время ​Фотинія​ съ пятью сестрами своими и сыномъ явились добровольно къ тирану и на вопросъ его: «Зачѣмъ пришли вы къ намъ?» отвѣчали: «Для того, чтобы научить тебя почитать Христа». Тогда мучитель повелѣлъ сокрушить на наковальнѣ руки святыхъ. Это, однако же, не сокрушило ни ​вѣры​, ни тѣла ихъ. Велѣно было отсѣчь имъ руки, но и мечъ не подѣйствовалъ. Мучениковъ заключили въ темницы, но ​они​ и въ темницѣ продолжали проповѣдывать Христа и мѣсто преступниковъ обратили въ храмъ Божій, за что и были подвергнуты новымъ мученіямъ, среди которыхъ и кончили свою страдальческую жизнь. Со св. ​Фотиніи​ (самаритянки) содрана была кожа, и тѣло ​ея​, по приказанію тирана, было брошено въ колодецъ. Такъ та, которая при колодцѣ оставила путь грѣха и приняла отъ Жизнодавца жизнь новую, благодатную, въ колодцѣ же и оставила свою временную жизнь и перешла въ другую жизнь, лучшую, блаженную, вѣчную (Прологъ. 20 ​марта​) .

Такова была упоминаемая въ Евангеліи жена самарянка. Такъ мужественно она претерпѣла страданія за ​вѣру​ Христову! Жизнь ​ея​ представляетъ одинъ изъ поразительныхъ примѣровъ того, какъ благодать Божія способна возродить даже самую грѣшную душу и изъ бездны нечестія ​возвести​ на вершину духовной славы. Грѣшная, всѣми презираемая ​Фотинія​ шла къ колодцу, чтобы тайкомъ почерпнуть обыкновенной воды, а почерпнула «воду живую, воду спасительную». Грѣшница, одно прикосновеніе которой считалось оскверненіемъ для ревнителей закона, милосердно принимается Господомъ и Спасителемъ! Какое крѣпкое одобреніе, какая несокрушимая опора для всѣхъ насъ, грѣшниковъ. Господь всегда, каждую минуту готовъ принять всякаго, ​обращающагося​ къ ​Нему​ со всею искренностью и глубиною раскаянія.

Поэтому, други, какъ бы ни были порочны мы, стоитъ въ полномъ раскаяніи обратиться ко Господу Іисусу; но не въ пустыхъ словахъ, не въ воздыханія) лишь на минуту должно состоять наше обращеніе къ Господу Спасителю, а въ ​искренней​ твердой рѣшимости вырваться, безъ поворота, изъ бездны порока.

Праведный Алексій ​Мечевъ​