Слово въ недѣлю о самарянынѣ
Господь нашъ Іисусъ Христосъ неустанно поучалъ Своихъ учениковъ и слушателей. За Нимъ поэтому постоянно ходили громадныя толпы народа, жаждавшія послушать Его святаго ученія.
Вотъ и теперь Онъ проповѣдуетъ у колодца. Онъ усталъ послѣ продолжительнаго пути и знойнаго дня. Приходитъ къ этому же колодцу за водой самарянка, женщина. Господь вступаетъ съ ней въ бесѣду объ истинной молитвѣ, о томъ, гдѣ надлежитъ молиться Богу, преподаетъ ей наставленія о вѣчной жизни, причемъ обличаетъ её въ тайныхъ грѣхахъ.
Самарянка, услышавъ напоминаніе о невоздержанной жизни, безпутной и съ незаконнымъ мужемъ, тронута была этимъ до глубины совѣсти и сердца своего, не оправдывалась, но отъ избытка благодарнаго чувства воскликнула: «Господи! Я вижу, что Ты Пророкъ» (Ін.4:19), – и повела Господу въ срѣтеніе цѣлый городъ.
Эта замѣчательная женщина сдѣлалась потомъ христіанкой, при крещеніи она названа была Фотиніей (т. е. свѣтозарной) и впослѣдствіи совершенно оправдала значеніе своего имени.
Она проповѣдывала имя Христово не только въ своемъ отечествѣ, но и въ другихъ странахъ – въ Африкѣ и въ Италіи. Вмѣстѣ съ младшимъ сыномъ своимъ она многихъ обратила ко Христу. Старшій сынъ ея Викторъ служилъ въ войскѣ при Неронѣ и сдѣланъ былъ воеводою въ Италіи, съ тѣмъ, чтобы истреблять тамъ христіанство, но вмѣсто того, какъ воинъ Христовъ, былъ покровителемъ христіанъ и, подобно матери своей, ревностнымъ проповѣдникомъ Евангелія. Когда узналъ о томъ тиранъ Римскій, то велѣлъ представить христіанъ къ себѣ. Въ это время Фотинія съ пятью сестрами своими и сыномъ явились добровольно къ тирану и на вопросъ его: «Зачѣмъ пришли вы къ намъ?» отвѣчали: «Для того, чтобы научить тебя почитать Христа». Тогда мучитель повелѣлъ сокрушить на наковальнѣ руки святыхъ. Это, однако же, не сокрушило ни вѣры, ни тѣла ихъ. Велѣно было отсѣчь имъ руки, но и мечъ не подѣйствовалъ. Мучениковъ заключили въ темницы, но они и въ темницѣ продолжали проповѣдывать Христа и мѣсто преступниковъ обратили въ храмъ Божій, за что и были подвергнуты новымъ мученіямъ, среди которыхъ и кончили свою страдальческую жизнь. Со св. Фотиніи (самаритянки) содрана была кожа, и тѣло ея, по приказанію тирана, было брошено въ колодецъ. Такъ та, которая при колодцѣ оставила путь грѣха и приняла отъ Жизнодавца жизнь новую, благодатную, въ колодцѣ же и оставила свою временную жизнь и перешла въ другую жизнь, лучшую, блаженную, вѣчную (Прологъ. 20 марта) .
Такова была упоминаемая въ Евангеліи жена самарянка. Такъ мужественно она претерпѣла страданія за вѣру Христову! Жизнь ея представляетъ одинъ изъ поразительныхъ примѣровъ того, какъ благодать Божія способна возродить даже самую грѣшную душу и изъ бездны нечестія возвести на вершину духовной славы. Грѣшная, всѣми презираемая Фотинія шла къ колодцу, чтобы тайкомъ почерпнуть обыкновенной воды, а почерпнула «воду живую, воду спасительную». Грѣшница, одно прикосновеніе которой считалось оскверненіемъ для ревнителей закона, милосердно принимается Господомъ и Спасителемъ! Какое крѣпкое одобреніе, какая несокрушимая опора для всѣхъ насъ, грѣшниковъ. Господь всегда, каждую минуту готовъ принять всякаго, обращающагося къ Нему со всею искренностью и глубиною раскаянія.
Поэтому, други, какъ бы ни были порочны мы, стоитъ въ полномъ раскаяніи обратиться ко Господу Іисусу; но не въ пустыхъ словахъ, не въ воздыханія) лишь на минуту должно состоять наше обращеніе къ Господу Спасителю, а въ искренней твердой рѣшимости вырваться, безъ поворота, изъ бездны порока.
Праведный Алексій Мечевъ