"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Апостасия » Модернизм в Церкви


Модернизм в Церкви

Сообщений 211 страница 240 из 268

211

Недоросель
Благодарю, и Вас с Рождеством Христовым!

+1

212

vik.mi.67 написал(а):

С Праздниками и тебя Григорий, давненько ты к нам не заглядывал


Спаси Христос, дорогая Виктория!

Да, давно не писал, но читаю Форум регулярно!  http://o53xo.nnxwy33cn5vs45lt.omg5.ru/2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk=c21pbGVzL3N0YW5kYXJ0L2dvb2QuZ2lm

И большое СпасиБо Администрации за рассылку новостей по электронной почте!  http://o53xo.nnxwy33cn5vs45lt.omg5.ru/2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk=c21pbGVzL3N0YW5kYXJ0L3RoYW5rX3lvdS5naWY

Очень интересные материалы и комментарии здесь!

С уважением, Григорий.

0

213

Недоросель написал(а):

И большое СпасиБо Администрации за рассылку новостей по электронной почте!

Всегда пожалуйста!

+1

214

Вера написал(а):

Благодарю, и Вас с Рождеством Христовым!


Спаси Вас Господи, уважаемая Вера!

И СпасиБо за рассылку новостей Форума!

http://o53xo.nnxwy33cn5vs45lt.omg5.ru/2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk=c21pbGVzL3N0YW5kYXJ0L3RoYW5rX3lvdS5naWY

С уважением, Григорий.

+3

215

Аще изволит настоятель... (Ответ на новогоднее письмо протоиерея Леонида Калинина)

12.01.2015

Протоиерей Константин Буфеев

Аще изволит настоятель, творим беззаконие.
(старинная семинарская шутка)

http://www.blagogon.ru/UserFiles/Image/Bufeev-250.jpg

Поводом для написания данной статьи послужило следующее: 4 января с удивлением обнаружил в своей электронной почте послание от члена Патриаршего совета по культуре прот. Леонида Калинина, в котором он поздравляет «всех с Наступающим Рождеством Христовым», а священников (и меня, недостойного) «с отверстыми Царскими Вратами».

Послание начинается с оценки Указа Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31.12.2014 о благословении на Рождество Христово «ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами», причём автор с первой фразы поспешил заверить, что он ничего «странного» и «обновленческого» в этом Указе «не видит».

Я не имел намерения давать оценку Патриаршим Указам, тем более я не имел намерения вступать в предложенную о. Леонидом дискуссию. Его позиция понятна. Это именно «позиция», поэтому пытаться её опровергнуть, равно как выражать ей горячую поддержку, думаю, не имеет никакого смысла.

Итак, автор письма ставит два вопроса: является ли Указ «странным», и является ли он «обновленческим»?

Слово «странный» имеет широчайший спектр значений. Недаром оно вошло в лексикон Эллочки-людоедки. Лично я думаю, что содержание обсуждаемого Указа не более и не менее «странно», чем неоднократные распоряжения столичного чиноначалия московским священникам являться на некоторые общественные мероприятия «без крестов». В одном случае клирика «повышают» до права служить по-архиерейски (с отверстием до «Отче наш»), в другом случае – «понижают» до дьяконского сословия.

Если провести аналогию с военнослужащими, это можно сравнить с приказом по армии всем офицерам (от лейтенанта до полковника) иногда появляться в форме рядовых, а иногда – в генеральских погонах и с лампасами. «Странно» это или «не странно»? Повышает ли это дисциплину и обороноспособность армии?

Определим теперь, что обычно подразумевают под словом церковное «обновленчество». Этот термин может употребляться в широком и в конкретно-историческом смыслах.

В широком смысле – это любая новизна, незнакомая православной традиции. Так, вполне «обновленческими» можно считать нововведения, установленные в некоторых храмах, где мигает иллюминация или в свободное от богослужений время вместо благоговейной тишины звучит тихая музыка (органчик).

Такие нововведения могут противоречить, а могут никак не противоречить церковным догматическим и каноническим установлениям.

В конкретно-историческом смысле обновленчество связано с расколом и церковно-модернистской деятельностью известных церковных реформаторов 1920-х годов (на самом деле, начавшейся ещё прежде 1917-го года и не завершившейся поныне).

Тот факт, что в нашей Русской Церкви обновленцы есть, и современные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов, подтвердил Святейший Патриарх Алексий II, когда на Московском Епархиальном собрании 20 декабря 1993 года назвал «неообновленчеством», разрушающим богослужебные традиции, деятельность известных московских реформаторов.

Какие же нововведения, противоречащие сложившейся православной традиции, осуществляли обновленческие лидеры в 1920-е и 1990-е годы? Не претендуя на полноту перечня, отметим их наиболее характерные искажения традиционного богослужения:

1. Служение без иконостаса, царских врат и катапетасмы.

Вместо этих «досадных помех» некоторые обновленцы использовали одну большую занавеску, откидывавшуюся перед началом проскомидии и задёргивающуюся после завершения Литургии. Другие оставляли Престол открытым всегда (как в католических храмах). Третьи (как Антонин Грановский) выносили Престол из алтаря в центр храма.

Приведём выписку из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 г.:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма...

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям» [ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95].

2. Чтение во всеуслышание молитв из Служебника.

Один священник-обновленец на вечерне вместо «Блажен муж» читал во всеуслышание вечерние светильничные молитвы. Подобным образом, он горлопанил все священнические молитвы во время совершения Божественной литургии. Если сопровождающие песнопения – такие как «Достойно есть» или задостойники – мешали ему произносить громко и театрально текст евхаристического канона, он требовал от регента их упразднения из литургического чина (мотивируя тем, что «в древней Церкви задостойников не было»).

3. Активная русификация всех текстов.

Чтение по-русски Шестопсалмия, паремий, Апостола и Евангелия. Грубое вторжение (с малограмотными «исправлениями») в содержание канонов, стихир и даже прокименов. Искажение священнических возгласов и прошений на ектеньях. Наконец, грубое коверкание текста тайных молитв, читаемых вслух по Служебнику.

4. Установка на «общенародное» пение.

Вопрос о целесообразности и допустимости общенародного пения является не бесспорным и активно обсуждается в последнее время. Поскольку не все православные христиане имеют музыкальные способности, общенародное исполнение, очевидно, не может быть (за редким исключением) ни умилительным, ни изящным, ни искусным.

Традиционно церковное пение исполнялось «по клиросам», то есть в нём принимали участие «клирики». Это означает, что к церковному пению должны допускаться не все подряд «желающие», но лишь специально посвящённые и обученные церковнослужители. Между прочим, существует особый чин посвящения в певца! 15-е Правило Лаодикийского Собора указывает, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в Церкви».

Если указанная каноническая норма трудна для исполнения, это не означает, что дозволительно подменять её профанным самодеятельным «общенародным» пением. Во всяком случае, идеалом церковного пения является слаженное монашеское ангелоподобное (в частности, антифонное) пение, а вовсе не любительское «козлогласование», запрещённое Типиконом в главе 28: «Безчинный вопль поющих в церкви, не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагаяй к церковному пению, не приятен есть: да извергутся сана своего, и паки в церкви не поют».

5. Причащение без исповеди «за каждой Литургией».

Об этом обновленческом перекосе я писал подробнее в статье «Порядки старые не новы» (http://www.blagogon.ru/digest/457/).

6. Ослабление аскетической дисциплины постов.

Речь идёт как о литургическом посте перед Причастием, так и о говении в уставные посты и постные дни.

7. Неоправданное сокращение уставного богослужения.

Упразднение кафисм (и вообще многих псалмов), исключение из суточного круга часов (полностью или частично). Сокращение канона на утрени: и тропарей, и катавасии. Отметим, что 17-я глава Типикона называется «О кафисмах во все лето», а 19-я – «О катавасии во весь год».

8. Отказ от служения «всенощного бдения», взамен – служение только вечерни.

Типичными для обновленцев являются рассуждения о «неправильности» чтения утренних молитв и прошений вечером. При этом воскресная утреня (с полиелеем и Евангелием) банально опускается – поскольку утром служится Литургия.

Во многих перечисленных пунктах этой программы проявляется характерное для обновленцев искажение апостольского учения о «царственном священстве» всего народа Божьего (воспринятое по-протестантски гипертрофированно), умаляющее значение Богом установленной церковной иерархии.

Я мог бы продолжить этот перечень указанием на отношение к календарному вопросу, к акцентам в пастырско-духовнической практике, «женской» проблеме и ряду других тем, имеющих различное решение у священников-традиционалистов и священников-модернистов. Но сказанного вполне достаточно для того, чтобы поставить вопрос: вправе ли мы применять к этим нововведениям эпитет «обновленческий»?

Если кто-то считает, что все эти новшества являются не проявлениями «обновленчества», а своеобразной «нормой» православного благочестия, очевидно, что такой человек ничего «странного» и «обновленческого» не увидит и в Указе, о котором написал прот. Леонид Калинин.

Вопрос остаётся лишь один: действительно ли каждое из этих нововведений противоречит сложившийся православной богослужебной традиции?

Как бы отец Леонид Калинин и любой другой участник начатой им дискуссии не ответил на этот вопрос, надеюсь, он согласится со мною в одном: современные обновленцы непременно постараются использовать Указ № У-01/209 в своих целях. И они это сделают как для реабилитации своей прежней (никем не благословлённой и вполне беззаконной!) практики, так и для оправдания будущих модернистских богослужебных экспериментов: «Нас Патриарх благословил!»

Приведём мнение Святейшего Патриарха Тихона, написанное им в  Обращении № 1575 от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви:

«Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путём более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...» [ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4].

Перейдём, наконец, к рассмотрению аргументации о. Леонида в оправдание служения Литургии на Рождество с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Скажем прямо, она слабовата.

Я внимательно перечитал страницы Типикона (ИС РПЦ 2002 г.), регламентирующие службу на Рождество Христово и не встретил там цитируемых слов: «и три дня Пасха».

Но даже если «древлехранитель епархии города Москвы протоиерей Леонид Калинин» (так он подписался в своём новогоднем письме) эти слова найдёт в каком-нибудь другом Типиконе, что это изменит?

Неужели дозволительно будет не закрывать на Святках царские врата, как на Пасху? Неужели можно будет заменить обычные часы «пасхальными»? Почему одну службу суточного круга (Литургию) дозволительно служить «по-пасхальному», а другую службу – нет?

А ведь прот. Леонид именно так и пишет: «Если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в "обновленчество”, то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию».

Вот здесь о. Леонид сильно неправ. Вовсе не «логично» служить по-пасхальному всего лишь одну «хотя бы только» Литургию.

На Пасху мы служим с открытыми царскими вратами, соблюдая требование Типикона, и именно поэтому «не боимся впасть в обновленчество». Кто не будет служить с открытыми царскими вратами на Пасху, тот окажется нарушителем Устава (даже если будет делать это из соображений «особого миссионерского значения» богослужения). Этот вопрос не подлежит обсуждению, но обязывает к неукоснительному исполнению.

На Рождество (и другие праздники) церковный Устав запрещает нам служить по собственному произволу с открытыми вратами. Это регламентировано 23-й главой Типикона «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей» и ясным указанием Служебника, которыми необходимо руководствоваться всем священнослужителям.

Иначе совершается служба архиерейская, но она проводится не по Служебнику, а по Чиновнику, и при этом имеет множество других существенных особенностей (использование дикирия и трикирия, орлецов, рипид и др.) и отличий от Литургии иерейской. Известные отличия есть и в облачении (митра, омофор) епископов от пресвитеров, и в некоторых дополнительных возгласах, и в местоположении предстоятеля. Если предстоятелем является архиерей, то он начинает служение Литургии не в алтаре возле Престола (как священник), а на кафедре посреди храма, что делает невозможным закрытие царских врат, поскольку они отделили бы предстоятеля (олицетворяющего Христа!) от Престола..

Тот факт, что некоторые протоиереи и игумены заслуживают право носить митру и даже служить «с отверстием», является исключением, подтверждающим правило. Это право воспринимается церковным сознанием как личная награда и не распространяется на других (не заслуживших данной награды) клириков. Так, из офицеров только полковники имеют право носить генеральскую папаху.

Особенностью такого рода наград является то, что они выдаются последовательно. Невозможно себе представить, чтобы священнослужитель, получивший более высокую награду, не имел бы права носить награду более низкую. Так, всякий батюшка, получивший право служить «с отверстием», непременно является «митрофорным». И иначе никогда не было и быть не могло.

Странность заключается в том, что теперь священник, удостоенный служить «с отверстием», не имеет при этом права ни на ношение палицы, ни на митру.

Другой особенностью наград является то, что они даются не на время, а навсегда. Выдача палицы, митры или права служения «с отверстием» на один день (к примеру, на Рождество) представляет собой нонсенс.

Аналогичное рассуждение можно отнести к тем соборам (а не лицам), которые имеют привилегию служения Литургии с открытыми вратами. Это право даётся храму не на один раз, а навсегда.

Наконец, церковные награды, подобно воинским званиям, свидетельствуют о различии клириков по их достоинству и духовному опыту, связанному с «выслугой лет». В случае провинности награда может быть снята, при особых заслугах священника представляют к внеочередной награде. Странно было бы уравнять всех клириков, выдав им в один день всем поголовно одинаковую награду – например, митру – вне зависимости от духовного опыта и заслуг перед церковью.

Прот. Леонид Калинин прав, когда пишет, что это «дело не богословское, а дело церковной традиции». Именно в церковной традиции мы не можем найти ни одного аналога обсуждаемому нововведению.

Заметим, кстати, что церковная традиция, пользуясь символическим богослужебным языком, содержит вероучительные истины православного литургического богословия. Символическое отверзание царских врат и завесы в разные моменты богослужения отражает богатство православной литургики. Отмена же этих выразительных средств неизбежно приводит к обеднению богослужения и его ущербности.

Это имеет непосредственное отношение к вопросу о миссионерском значении богослужения.

По моему убеждению, наше православное богослужение (как в архиерейском, так и в иерейском видах его проведения) содержит в себе огромный миссионерский потенциал. Этот потенциал тем выше, чем изящнее и ближе к уставной норме проводится литургическое богослужение. От послов князя Владимира-крестителя до искателя истины американца Юджина Роуза, ставшего православным богословом – иеромонахом Серафимом, именно красота и божественная высота церковной молитвы приносила истинный миссионерский плод – делала людей причастниками спасительной благодати Христовой.

Однако следует удержаться от одного логически порочного вывода. Недопустимо рассматривать Литургию как «миссионерское средство», нацеленное на восприятие её нецерковными людьми. Более извращённого отношения к наследию евангельской Тайной Вечери трудно себе представить. Евхаристическая молитва всегда проводится для верных («Оглашеннии, изыдите!»), и её нельзя путать с богословским диспутом, который проводится в миссионерских целях для внешних. В противном случае Церковь верных понесет непоправимый ущерб, а внешние вместо свидетельства об Истине получат фальшивку, подстроенную под вкусы и запросы века сего.

Сказанное в полной мере относится и к рождественскому богослужению. Ярким и запоминающимся его моментом является пение тропаря и кондака Рождества Христова, сопровождающееся раскрытием царских врат во время служения великого повечерия. Если бы врата были всё время раскрыты (или всё время закрыты), очевидно, это лишило бы службу элемента праздничности и особой духовной выразительности. Символика евхаристическая ещё более значима в догматическом отношении, если воспринимать Литургию как церковное воспоминание о земной жизни Спасителя.

Протоиерей Леонид Калинин отмечает, что проведение Литургии с открытыми царскими вратами «по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной».

Но оправдано ли такое «приближение торжественности»?

Святитель Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху пишет: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные но, даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Чинопоследование Рождества Христова (и сходное с ним чинопоследование Богоявления, которое некоторые богословы не без оснований считают праздником, бóльшим, чем Рождество) отличается от остальных двунадесятых праздников сугубой торжественностью. Особенности касаются и наличия царских часов, и умилительного чина навечéрия с Литургией свт. Василия Великого, и количества паремий, и ряда других. Но из этого никак не вытекает, что торжественность службы Рождества нужно «приближать» к пасхальной. Это частное мнение о. Леонида Калинина, похоже, является заблуждением.

Не лишним будет вспомнить, что в течение всего церковного года на утрени поётся либо «Аллилуйа» (в постовые и заупокойные дни), либо «Бог Господь», причём второе песнопение свойственно более торжественным дням. Торжественность же пасхального богослужения выше, чем праздников с «Бог Господь». Может быть на Рождество не петь «Бог Господь»?..

Во все великие праздники поётся полиелей. Но торжественность Пасхи выше, чем любого праздника с полиелеем – в том числе выше, чем торжественность Рождества. Может быть на Рождество отменить полиелей?.. Отметим любопытную особенность: торжественность Рождества можно сравнить не с Пасхой, а с Антипасхой, когда поётся полиелей и величание… Пасхе: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго!»

Между прочим, если признать канонически допустимым служение Литургии с открытыми вратами на Рождество, придётся с неизбежностью допустить служение подобным образом и на все остальные двунадесятые праздники… А если вспомнить, что всякое Воскресенье есть «малая Пасха», то многие прихожане вообще никогда не увидят, кто изображён на царских вратах в их храме.

В завершении своего ответа на новогоднее письмо о. Леонида Калинина, хочу объяснить уважаемому отцу протоиерею, почему я против необоснованных нововведений, которые противоречат сложившийся уставной традиции Православия. На Руси 1000 лет служили Пасху с открытыми вратами, а Рождество – с закрытыми. Если Вам, батюшка, кажется, что эта традиция недостаточно хороша и требует улучшения – я не буду с Вами спорить и готов предоставить Вам свободу думать, как Вам нравится. Но только не надо исправлять то, что принадлежит соборной полноте исторического Православия, включая мнение и духовный опыт многих поколений святых, патриархов, митрополитов, монашествующих и всех верных чад нашей Матери-Церкви.
   
Прот. Константин Буфеев

Источник: Благодатный Огонь

От редакции:

Напомним, о чем идет речь в письме прот. Леонида Калинина. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся уставу Русской Церкви, зафиксированном, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по “Отче наш…” (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014)»

http://sf.uploads.ru/WfqoY.jpg

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о евхаристическом каноне), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг.

С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, иконостас ненужен, ибо недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует, или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами.

Также напомним, что открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на литургии (и Типикон и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Типикон ничего не говорит об открытых вратах на Рождество. Таким образом, данный Указ однозначно изменяет Типикон. Заметим, что это – даже не постановление Синода и тем более не соборное решение. Возникает вопрос: есть ли право у епископа и даже у первого епископа Поместной Церкви единоличным указом изменять Типикон, который существует в Русской Церкви в нынешней редакции в течение более 300 лет? Поскольку Православная Церковь – не Ватикан и Святейший Патриарх – не император, а каноны говорят: «но и первый епископ ничего да не делает без рассуждения остальных...», то ответ напрашивается скорее отрицательный, что ставит под сомнение каноническую силу этого странного Указа и всеобщую обязательность к его исполнению.

К сожалению, уже не одно десятилетие в РПЦ имеет место практика награждения маститых протоиереев правом служения литургии с открытыми царским вратами по «Отче наш». Эта практика также противоречит Типикону и по нашему глубокому убеждению должна быть постепенно искореняема.
 

Благодатный Огонь

+1

216


Хочу предложить на ваш суд видео.

ТРЕЗВИТЕСЬ - СЕКТАНТЫ НАСТУПАЮТ!

"Альфа курс" - сети ада пятидесятников,харизматов и пр.
Сейчас ,на фоне оранжевой чумы особенно активизировались секты,обильно орошаемые западными финансовыми потоками.Это так называемые пятидесятники,харизматы, последователи "ньюэдж" философии,неопротестанты и прочая ересь.

Меня подобное явление сильно безпокоит, так как я знаю  людей которые в результате своего незнания получили так называемые дары Святого Духа, а конкретнее "дар языков", и наши католики очень дружелюбно приглашают православных на их харизматичиские собрания (в православной среде у нас пока это не встречалось). Непросвещенной православным учением молодежи очень подобное нравится.
И вообще посмотрев фильм стало до слез больно, за нашу церковь, нашу веру, как ее поганят, особенно в том месте видео где молодые люди говорили что им не нравится в церкве.

+2

217

У нас тут тоже очень активировались ''свидетели Иеговы'', прям как специально - куда не шла в последние пару недель, они приставали с разговорами. Я и раньше ставила заметки о их деятельности последней, а тут недавно услышала на одном ТВ канале еретическом, что они ''пророчат'' в 2016 году ''единого правителя, который принесёт мир''.

0

218

vik.mi.67 написал(а):

в 2016 году ''единого правителя, который принесёт мир''.

В год проведения восьмого собора! Не спроста.

0

219

Франциск основал новую восточно-католическую церковь для Эритреи
Согласно объявлению, сделанному 19 января пресс-центром Святого Престола, понтифик отделил четыре эритрейские епархии от Эфиопской католической церкви и создал новую восточную католическую церковь для Эритреи, возглавляемую митрополитом. Папа также назначил епископа Менгестеаба Тесфамариама, главу епархии Асмэры, столицы Эритреи, первым митрополитом-архиепископом Эритрейской католической церкви. Население Эритреи — 6,5 млн человек. Из них лишь 155 тысяч — католики, все они находятся в юрисдикции Восточного обряда. У монофизитской Эритрейской церкви, которая отделилась от Коптской церкви (с ее согласия) в 1998 году, насчитывается 1,5 млн приверженцев. Большинство эритрейцев - мусульмане.

Иезуит- папик подгребает паству в условиях жестокого кризиса католицизма в Европе. Посетил Филлипины. Сейчас шевеления в Африке.  Африка вообще наиболее перспективное направление для миссионерства. За 30 лет здесь количество католиков утроилось.  Более 13% католиков мира – африканцы. Ежегодный прирост верующих здесь составляет свыше 3%. Вместе с тем,  это кузница ватиканских «пастырей». Здесьнебольшой статистический   анализ состояния дел ватикана в плане количества паствы и миссионерства.
Забавно, что акция синхронизирована с наездом на мусульман со стороны шарлишизиков. Как знал, как знал..
Как версия, может быть попытка ватикана присоединить эритрейских монофизитов, перед 8 лжесобором, так сказать, задать тон.

+2

220

vik.mi.67 написал(а):

У нас тут тоже очень активировались ''свидетели Иеговы''


У нас крайне активизировались кришнаиты. Несколько раз общался в последнее время.

+2

221

Сторож написал(а):

У нас крайне активизировались кришнаиты.

И у нас в городе полно кришнаитов, постоянно натыкаюсь на них! Раньше не было такого.(

0

222

Антихрист входит в церковную ограду?
http://apologet.spb.ru/ru/2006.html

+3

223

Новостильный календарь – шаг в бездну апостасии

http://www.pkrest.ru/125/125-7.html

+1

224

Сообщение из Минска: http://vk.com/id162510634?w=wall162510634_2258/all

ВНИМАНИЕ !!!! 15 марта в Беларуси в Минске в Кафедральном соборе Сошествия Святого Духа ПЛАКАЛА ИКОНА Божией Матери Казанская. Ровно через неделю в воскресенье 22 марта во время Божественной Литургии читали Евангелие на церковно-славянском языке, а потом на БЕЛОРУССКОМ (!), точно так же и Апостол. По окончании службы митрополит Павел обратился к верующим: «Хочу с вами посоветоваться. Вы слышали, как читали сегодня Евангелие и Апостол на двух языках? Давайте будем читать так всегда по Воскресеньям и по Праздникам.» Люди большой радости не высказали.

Когда почти все разошлись, несколько верующих подошли к митрополиту и сказали, что против изменений богослужебных текстов. И это при том, что говорящих на белорусском языке единицы (ведь на Украине как раз все и началось с раскола, с навязывания и возведения в культ украинского языка, с разделения людей). И тем более на проповеди священник и так всегда подробно объясняет прочитанное за Литургией Евангелие, а церковно-славянский язык не особо отличается от русского и белорусского. Митрополит начал много говорить на другие темы, но оставшиеся люди не расходились и повторили, что нельзя менять язык Богослужения, что нельзя допустить таких же событий, как на Украине. На что он ответил: «Так мы же молимся за Украину! Мы же добавили молитвы.» И резко добавил: «А мы будем читать на белорусском. А если к нам приедут англичане, то еще и на английском!»

А ведь Богослужения уже больше тысячи лет – на церковно-славянском! И многие святые говорили, что нельзя переводить на другой язык. Ни на белорусский, ни на русский. При выходе из Церкви сидела очень расстроенная бабушка. Она сказала, что когда была еще девчонкой (а у нее мама и дедушка были очень верующими и общались со старцами), то помнит, что дедушка говорил, что когда отойдут от Кирилла и Мефодия, Господь огнем все попалит». А в Минске в храме Святителя Николая Японского уже половина Богослужения идет на обычном разговорном русском языке, в том числе возгласы священника и чтение Псалтыри. Это проверка, будут ли несогласные. Прошу вас со всей серьезностью отнестись к этой информации. Ведь понятно, что это только начало. Промолчим сейчас – дальше будет только хуже. Кстати, в прошлом году, когда были разговоры о переводе богослужебных текстов, люди собирали подписи и поэтому время продлилось. Теперь снова за свое. Давайте не будем молчать!

+3

225

Женатый епископат – цветочки:
В Англии появилась первая супружеская чета епископов

Лже-церковь Англии возвела в епископши 58-летнюю Элисон Уайт, которая стала второй женщиной-"епископом" в Великобритании, сообщает Интерфакс-Религия.

"Элисон - человек истинного благочестия и мудрости, это замечательно, что она приняла призыв Господа вместе со всеми нами донести образ Христа (!) в Йоркской епархии", - сказал англиканский ересиарх Йорка Джон Сентаму.

Э.Уайт замужем за Фрэнком Уайтом, который служит помощником "епископа" Ньюкасла-на-Тайне.

Таким образом, отмечает "Гардиан", Уайты теперь являются первой британской парой, оба члена которой "имеют епископский сан".

Как сообщалось, в конце прошлого года Либби Лейн была назначена "епископом" Стокпорта, став первой женщиной-"епископом" Англиканской церкви. Это назначение было одобрено королевой Елизаветой II.

Ранее "генеральный синод англиканской церкви" большинством голосов одобрил рукоположение женщин в сан епископов.
http://3rm.info/main/55972-zhenatyy-epi … skopy.html

+2

226

Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

В редакцию «Благодатного Огня» обратилась группа прихожан московского подворья Валаамского монастыря с просьбой опубликовать на нашем сайте открытое письмо наместнику Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископу Панкратию по поводу богослужебных нововведений, проводимых с недавнего времени настоятелем подворья игуменом Иосифом (Крюковым). Следуя евангельской заповеди: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего: аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь церкви…» (Мф. 18,15–17), прихожане прежде составления данного письма обращались к о. Иосифу и наедине, и при двух свидетелях, но получили от него отказ вернуться к сложившейся на подворье многолетней богослужебной традиции. Тогда, следуя евангельской заповеди, прихожане решили поведать о сем Церкви.

Приводим текст этого письма.

Его Преосвященству епископу Троицкому Панкратию,

наместнику Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Копии: игумену Иосифу (Крюкову), настоятелю московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря;

в православные СМИ


Ваше Преосвященство, владыка Панкратий!

Мы, прихожане московского подворья Валаамского монастыря, всегда желали приобщиться к чистому роднику монастырского богослужения и монашескому духу, дабы в наше развращенное время не погрязать в мирской суете, ведь, как правильно пишут святые отцы, свет для мирян – это монахи, а свет для монахов – ангелы. Монахи – это свет миру.

Монастырская обстановка на Валаамском подворье нас всегда радовала: чувствовалась разница между приходским богослужением и монастырским. Положительно настраивала уставная продолжительность богослужений, строгость монахов, принимающих исповедь, монастырский дух братии.

Однако с назначением нового настоятеля подворья – игумена Иосифа (Крюкова) в богослужебной практике подворья в последнее время начались некоторые новшества. (Приведем справку об о. Иосифе с сайта московского подворья Валаамского монастыря: «Родился 27 августа 1975 года в г. Ленинграде. После окончания третьего курса Санкт-Петербургского Финансово-Экономического Университета им. Вознесенского был переведен в университет г. Хай-Пойнт (шт. Северная Каролина, США), который окончил в 1997 году по специальности «Деловое администрирование». Во время обучения в аспирантуре университета Хай-Пойнта поступил в Свято-Тихоновскую Духовную Семинарию Православной Церкви в Америке, которую с отличием закончил в 2001 г., защитив магистерскую диссертацию на тему “Взгляды митрополита Антония Сурожского на брак”».)

До его назначения молитва в храме шла легко, ничего не отвлекало от службы. Храмовое православное богослужение должно способствовать молитвенному настрою. Если в храме трудно молиться, то значит не всё в богослужении этого храма настроено на создание молитвенной обстановки. Конечно, молитва может не складываться по нерадению самого молящегося, но бывают и внешние факторы, которые мешают молитве.

С недавнего времени настоятель отец Иосиф стал радиофицировать чтение тайных литургических молитв, которые, как мы слышали от опытных священников, должны читаться вполголоса в алтаре, а не для мирян. Теперь же они звучат громко на весь храм. Такое нарочито громкое чтение тайных священнических молитв стало сильно мешать молиться, и это могут подтвердить многие прихожане нашего подворья. Дело в том, что громкое звучание этих «тайных» молитв, которые и не надо слушать прихожанам, накладывается на пение хора. Подобное громкое чтение тайных молитв под аккомпанемент хора на клиросе можно назвать «литургическим рэпом».

Помимо этого, о. Иосиф стал по воскресным дням служить литургию с открытыми царскими вратами. Хотя нам сказали, что он не получал на это благословение от священноначалия московской патриархии.

Известно, что исповедник Русской Церкви святой Патриарх Тихон в обращении к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви запрещал читать вслух молитвы, которые положено читать тайно и открывать царские врата во время, когда не следует[1]. Также совершение литургии при открытых царских вратах в своем Указе строго порицал священномученик Петр (Полянский)[2]. Нам кажется, что архипастырский и исповеднический опыт этих светочей Церкви Русской должен быть примером для всех священнослужителей.

Ещё одно нововведение о.Иосифа – служба субботней литургии без хора с обязательным принуждением пения литургии всеми прихожанами.

Опишем это своими словами: на солею поднимается регент и начинает петь вместо хора и размахивать руками, заставляя вместо хора петь всех прихожан, которым это совершенно не нужно, да они и не поют, так как пришли не петь, а помолиться. При этом он заслоняет собой царские врата и отвлекает молящихся маханием своих рук от благоговейного взирания на святые иконы иконостаса и от молитвы. В результате этот регент сам вместо хора поёт всю литургию. Возникает вопрос: зачем всё это нужно? Он мог с таким же успехом просто стоять на клиросе и пропевать один всю обедню. (Так, кстати, служили до революции: в бедных сельских храмах дьячок, стоя на клиросе, один пел всю утреню и литургию, так как на содержание певчих не было денег.)

Мы нашли в интернете многочисленные указания на то, что служение литургии с народным пением (т.е. с привлечением к пению всех молящихся) является неотъемлемым атрибутом богослужения униатского: «Несмотря на то, что прихожане почти всю службу сидят, атмосфера в храме очень молитвенная. Поют хором, в унисон и Херувимскую, и весь евхаристический канон. Не подпевают что-то под нос, а именно поют – громко, с чувством» (статья «Путешествие в страну униатов». http://www.nsad.ru/articles/puteshestvi … nu-uniatov).

Приведём ещё одно униатское новшество о.Иосифа. Вынося святую Чашу из царских врат, он заставляет всех присутствующих в храме речитативом скандировать громко на весь храм слова молитвы перед причастием: «Верую, Господи, и исповедую…». А вот цитата, описывающая униатское богослужение: «Пели двое: мужчина и женщина, они вели за собой общее пение… “Верую и исповедую” все молящиеся скандировали, как и Символ Веры» (http://www.novorossia.org/obshestvo/562 … a-rus.html).

Певчие православных храмов рассказывали, что когда поёшь на клиросе, то всё внимание неизбежно направлено на то, чтобы следить за рукой регента, за нотами и за правильными разметками тропарей и стихир в богослужебных книгах. Поэтому по-настоящему молиться во время пения на клиросе невозможно. А без молитвы невозможно подготовиться к принятию святых Тайн. Получается, что, навязывая прихожанам подворья т.н. «общенародное пение», на деле мешают нам молиться на литургии.

Говорят, что все эти новшества, которые начали укореняться на Валаамском подворье игуменом Иосифом, совершаются ради миссионерских целей, чтобы заманить бóльшее число людей в храм. Но как бы не произошло обратное: некоторые прихожане подворья уже поговаривают о том, чтобы подыскать себе для молитвы другой московский монастырь.

Нам представляется, что настоятелем о.Иосифом в богослужебную практику подворья были внесены псевдоправославные литургические новшества протопресвитера-модерниста А.Шмемана. Как известно, он являлся идеологом американских духовных школ, через которые прошел и настоятель подворья игумен Иосиф, проживая в США. Как справедливо сказано в Священном Писании «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15,33).

Просим Вас избавить московское подворье Валаамского монастыря от неудачных и духовно вредных богослужебных нововведений настоятеля подворья игумена Иосифа.

Испрашиваем святых молитв Вашего Преосвященства

25 марта 2015 года

http://www.blagogon.ru/UserFiles/Image/Pismo-646.jpg

Подробно - по ссылке - http://www.blagogon.ru/digest/602/

комментарий к обращению:

Елена Н. 08/04/2015 в 10:35:41

Странно, что богослужебные эксперименты совершаются на монастырских подворьях, призванных быть свидетелями о монашестве перед мирянами, как бы приоткрывать перед мирянами его высоту. Если бы это касалось не подворья знаменитого Валаамского монастыря, а отдельного приходского храма, было бы не так печально.
Подворье другой известной обители - Оптиной удивляет уже много лет. Елена Т. написала о пасхальном ФЛЕШ-МОБЕ. Это вполне в духе подворья, в котором уже давно мало что напоминает о монашестве: сокращенные службы с театральным пением (всенощная под воскресенье с 17 до 19 ч), проповеди, превратившиеся в пересказ примитивных случаев из жизни, белое духовенство, бесконечные перекрытия прохода, вершиной которых является недопущение народа на Пасхальный крестный ход (одних закрывают в храме, другие стоят во дворе за оцеплением), литургические эксперименты типа крещальных литургий в Великую Субботу или неуставных акафистов на праздничных всенощных. Елена Т. писала про мощные колонки у ворот, транслирующие богослужение неизвестно для кого; это и правда воспринимается как навязывание и вызывает неприязнь, а не стремление зайти в храм. Издавна слышимым на большое расстояние был только колокольный звон, который напоминал о Боге, доходил до сердца.
Почему же именно монахи этого не чувствуют, но распространяют все эти вещи среди мирян? Неужели монастырские подворья в Москве создавались как рассадники искажений в церковной традиции?

Отредактировано Натали (13.04.2015 21:49)

+1

227

Читаю статью,  и вдруг вспомнила,  что мне резануло слух на патриаршей Пасхальный литургии. Евангелие читали на разных языках, но так как из них я знала два,  то у меня прям вслух вырвалось Опа(.читали на русском и украинском. На Пасху!

+2

228

vik.mi.67 написал(а):

читали на русском и украинском. На Пасху!


Вик, это сейчас так - а что будет через год? Учитывая, что собираются на Пасху совершить ритуальное действо с 8 собором - все уже решено - но почему-то именно на Пасху они официально подпишут - получается неправильная Пасха, так что Олеся права - это наша последняя Пасха - если ничего не поменяется

0

229

У нас в храме хор поет Трисвятое на ЦСЯ как положено и еще 1 раз на греческом. А на Пасху как я поняла еще и "Христос воскресе из мертвых..." пели на греческом (помимо ЦСЯ). Это тоже нарушение? Хотя батюшка у нас строгий, противник ЦИЛ и экуменизма.

0

230

Матрешка написал(а):

Это тоже нарушение?

Не знаю.
У нас тоже на греческом иногда Трисвятое поют в одном из храмов.

В том же храме (настоятель - благочинный района) убрали иконы, закрывающие клиросы, один клирос открыт и певчие поют как в театре, все видно (это ужасно мешает!!!), на другом клиросе - огромный цветок (да, ему там самое "место"). В крестильной икона Крещения Господня, где Предтеча крестит Спасителя левой рукой (100 раз просили убрать ее - без толку), на аналое в Великую субботу была икона с английскими буквами (может конечно это подарок чей-то, но скорее всего своя, потому что сын настоятеля пишет иконы). Только в главном пределе служат, остальные закрыты, перед одним из пределов на амвоне Крест (чтобы подойти - нужно подниматься на амвон), всего не перечислишь. Если кто видел фотографии из Собора Благовещенска (где проталкивают модернизм) -  почти тоже самое.

Много лет назад когда только восстанавливали этот храм, одна благочестивая прихожанка сказала: "Вот вы носите сюда иконы - а их тут не будет, это будет католический храм!". Можно было бы не обращать внимание, но сейчас смотрю - и правда храм становится похож на католический собор, а что дальше будет?! (Кстати, иконы которые туда приносили миряне почти все "пропали")...

0

231

Матрешка написал(а):

У нас в храме хор поет Трисвятое на ЦСЯ как положено и еще 1 раз на греческом. А на Пасху как я поняла еще и "Христос воскресе из мертвых..." пели на греческом (помимо ЦСЯ). Это тоже нарушение? Хотя батюшка у нас строгий, противник ЦИЛ и экуменизма.

Вера написал(а):

Не знаю.У нас тоже на греческом иногда Трисвятое поют в одном из храмов.

Как один из знакомых попов сказал: "Это пижонство". ))

0

232

http://o53xo.nnxwy33cn5vs45lt.omg5.ru/2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk=c21pbGVzL3N0YW5kYXJ0L21vc2tpbmcuZ2lm
Ага) зачем на греческом то? Там че угодно споють, и никто не поймет.
У меня тоже плохие вести. Знаю кто из афонских аскетов передал ,но писать не буду имя ,кто поверит, тот поверит, кто нет,  увольте)
Волчий собор провести не успеют,  как и введение уэк в Греции,  так как закипит скороварка, и запасайтесь всем необходимым. Говорит лето будет жарким, а зима еще жарче. Плюс неурожай по многим местам. Потом перенесу сюда полностью его послание.

+2

233

vik.mi.67 написал(а):

закипит скороварка

- это что значит?

0

234

Матрешка написал(а):

это что значит?


видимо, что войны и катклизмы будут набирать обороты

+1

235

Евгений написал(а):

видимо, что войны и катклизмы будут набирать обороты

Как то так.
Про скороварку говорил старец Паисий,  как то не подумалось, что не поймете)

0

236

Меня часто спрашивают: "вот вы проектируете современные храмы, а иконы там какие будут, тоже современные?" Я обычно говорю, что, конечно современные, какие еще? И облачения и все детали. Поэтому мы разрабатываем не только храм как концепт, но часто прорабатываем ключевые детали интерьера и подразумеваем, что при возведении храма будем плотно сотрудничать с иконописцем.

Но вот найти сильные решения в современной иконописи довольно сложно. Часто при актуализации современные образы распадаются, искажаются, впитывают супрематическую грубость или презирают "академическую" изящность, впадая в нарочитое упрощение с акцентом на одной-двух "фишках".

Сначала я даже подумал, что было бы здорово взять и обозреть основные течения современной иконописи, выявить самые авангардные решения, но, начав критически смотреть на существующие работы, решил, что нет надобности воспроизводить в блоге массу работ весьма сомнительной ценности. Да и объем возможной подборки и рассмотрения не совсем вписывается в формат блога.

весь текст не буду копировать - кто захочет подробностей - пройдет по ссылке - http://daniil-skitalec.livejournal.com/23137.html а я далее размещу фото

http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/154093/154093_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/153347/153347_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/153064/153064_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/157046/157046_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/157946/157946_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/157547/157547_600.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/154196/154196_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/154501/154501_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/daniil_skitalec/24342387/158050/158050_600.jpg


не знаю как кому - а мне от этих икон веет какой-то жесткостью.... и чувствуется что-то чужое...

+3

237

Да они какие то оболочечные\фантиковые(посыл как бы благотный, краски тёмные и не к месту, лица неодухотворённые и безсмысленные итд - модернизм и апостосия), как люди запечатанные при антихристе будут...

+2

238

Пыльный написал(а):

лица неодухотворённые и безсмысленные итд - модернизм и апостосия), как люди запечатанные при антихристе будут...


вот! да - я именно это и чувствую

не знала как описать

0

239

Сегодня прочел вот такой текст:

СОКРАЩЕНИЕ МОЛИТВ В МОЛИТВОСЛОВАХ.
В церковных лавках продается сейчас огромное количество молитвословов. Никогда не пробовали их сравнить? Никто не замечал, что что- то вырезано, чего- то не хватает? Посмотрите внимательно на фото под инфой. Два молитвослова купленные в церковной лавке, канон ко причастию, в верхнем молитвослове каждый кондак урезан, в нижнем обведена та часть которая почему -то вырезана в верхнем.( Если вам плохо видно , загрузите фото себе в комп. и просмотрите например в Microsoft Office Picture Manager, увеличив масштаб)
Обратите внимание на свой молитвослов, старайтесь покупать не урезанный вариант.
http://sg.uploads.ru/t/UFPHS.jpg
http://sg.uploads.ru/t/GrWi5.jpg
http://sg.uploads.ru/t/qNYCp.jpg
http://sh.uploads.ru/t/24uVh.jpg
http://sh.uploads.ru/t/auog2.jpg

+2

240

В московских храмах лежит бесплатная газета:

Что в Церкви можно менять, а что — нельзя

Читателям отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

"Если полезно, то и канонично"

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=461

+2


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Апостасия » Модернизм в Церкви