Возьмет ли Путин Царьград?
(из книги "Наступить на аспида" Юрия Воробьевского)
Этот истребитель прогрохотал как гром средь ясного неба. По поднебесью пролетел молодой российский президент! В Салониках, где едва ли не треть населения – говорящие по-русски понтийцы, меня несколько раз прямо на улице озадачивали вопросом: когда Путин возьмет Константинополь?
То-то удивился бы «православный президент», если бы узнал об этом. Что, согласно древнему преданию, он может на белом коне въехать в Золотые врата Царьграда… Кстати, уподобляясь вещему Олегу, что бы мог прибить В.В. к этим самым вратам? Конституцию РФ? Ту самую, где сказано: ни одна религия у нас не может быть государственной?
Известно, ли нашему информированному президенту, что от него ожидали поначалу чего-то иного, кроме бездарной сдачи военных баз, продолжения развала армии и сокращения численного русского народа? А в целом – относительно мягкого ведения страны по пути одряхлевшей Византии… А ведь – похоже! Земли центра и севера России обезлюдели и заселяются мигрантами. Как напоминают эти районы те опустевшие малоазийские просторы, которые без боя доставались туркам! И сама Москва – в Царьграде такого не было! А тут: дорогая моя столица, золотая моя орда, - горько пошутил кто-то из поэтов…
Когда мы были на Святой Горе осенью 2000 года, многие говорили, что сюда готовится визит президента. Сильно надеялись на него русские афонцы! Еще бы: так заманчиво мерцал нерасплавленный оловянный крестик – то ли сгоревшей путинской дачи, то ли из наскоро сочиненных легенд! Не знали агиориты, что в 90-е годы «в числе реформистски настроенных активистов», Путин находился в списке на получение финансовой помощи от Агентства международного развития США.1 Не знали, что на вопрос ведущего CNN, верит ли президент в Бога, он ответил: «Я верю в людей. Верю в добрые намерения. Верю, что мы явились в этот мир делать добро…» и т.д. и т.п. Не знали, что осенью 2003 года последует заявление В.В. о стремлении «способствовать объединению христианского мира вне зависимости от каких-то нюансов, которые делят мир на различные церкви и конфессии». Не знали на Афоне всего этого. А если бы знали, то не удивлялись бы тому, чем закончились приготовления.
Визита В.В. на Афон не случилось. Едва он собрался, что тут началось! Буря, снегопад, подземные толчки силой до пяти баллов – невероятное для Святой Горы сочетание! Наконец, опустившийся белый плат плотного тумана. Словно перед падением Царьграда! Вертолет не полетел.2 Но не «погода» же на самом деле не пустила! По горячим следам я позвонил знакомым монахам-святогорцам. «Не допустила его Матерь Божия», - таково было общее мнение. Потом, во время очередной поездки на Святую Гору, я услышал и некоторые подробности подготовки визита. Одного очень известного митрополита в нашем монастыре проводили по тому маршруту, который планировали для В.В. Когда вошли в хранилище мощей величайших святых, что рядом с Покровским храмом, владыка распорядился: вот это, это и это – убрать! Речь шла о тех мощах, на которых сохранились остатки плоти, в том числе – о теплой руке святого Иоанна Русского. Вельможный архиерей то ли знал, то ли опасался, что «православному президенту» это будет неприятно. Что побрезгует.
А возжигать светильник в синагоге не побрезговал.
Отступление. При свете меноры.
Путин еще добавил по поводу врученного ему хасидского подарка: «свет и добро, которые будет излучать ханукальная менора, будет освящать и Кремль». Мы-то думали, что политику президента будут освещать отблески чудесного пожара, в котором не расплавился его крестик, но освещает семисвечник – главный символ иудаизма.
В очередной раз стоит напомнить, каким образом трактуется смысл ханукки. Его «рассматривают как хорошее средство создать в диаспоре противовес разъедающему влиянию Рождества»3. А вы думаете, почему теперь в начале каждой зимы известные политические деятели и телеведущие рассказывают нам о замечательном празднике, посвященном победе древних иудеев над язычниками? Действительно, почему бы православным не порадоваться торжеству единобожия!? Да вот тут заковыка какая. Талмуд однозначно рассматривает нас, христиан, как язычников. Так что актуальность ханукки действительно трудно переоценить. И если на самом деле подаренная Путину менора коптит сейчас в Кремле, символичность этого момента – удручающая.
71-е Правило Святых Апостолов гласит: Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжет свещу: да будет отлучен от общения Церковнаго. Занора толкует это место: «Да будет отлучен от общения церковного», ибо приношение елея и свещевозжение делается потому, что чтит обычаи иудеев, или язычников. А если чтит их богослужение; то должно думать, что и мыслит так же, как они». Судите сами, насколько точно сказано! О какой тут поездке на Афон могла идти речь?!4
Может быть, при подготовке визита Путина в синагогу его референты подвели? Может, это был неудачный экспромт? А я задам другой вопрос: вы знаете, что такое «протокол» при подготовке официального мероприятия с участием лица такого ранга? То-то и оно. Поэтому – не надо «наивных» вопросов.
Не было случайностей. Не было их и при подготовке визита в синагогу, и при составлении речи на праздновании юбилея прославления преподобного Серафима. Интересен такой взгляд аналитика: «Незадолго до прибытия в Саров В. Путина, заместитель президентского полпреда в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов, открывая саровские торжества, назвал их ни много, ни мало, как «проектом реставрации системы отношений Церкви и государства, известной с древних времен как «симфония властей».5
Под эту, ожидаемую симфонию, было роздано много авансов. В частности, Патриарх молился в Сарове не только о «властях и воинстве ея», но вставил в Ектению и лично «господина президента». Это без сомнения, знаковый шаг, самый многозначительный после того, как в марте 1917 года Священный Синод разрешил молиться за «благоверное Временное Правительство».
Представители власти, и в первую очередь президент, получили большое число благодарностей за то, что соизволили посетить преподобного Серафима в его праздник…
О том, что Святейший Патриарх пытался провести несомненную аналогию между Царем и президентом, свидетельствует приветственная речь Предстоятеля РПЦ, в которой он, в частности, сказал: «Много лет назад на Саровской земле был прославлен великий угодник Божий, преподобный Серафим Саровский. И тогда со множеством народа молился император Николай Александрович. Промыслом Божиим, сегодня, спустя ровно век, Саров вновь встречает главу российского государства, президента Владимира Владимировича Путина… нынешнее торжество является знаком единения Церкви, народа и власти, единения, искусственно прерванного трагической историей ХХ века, но теперь восстанавливаемого молитвами преподобного Серафима и нашими общими трудами».
Однако, как сообщили корреспонденты, президент лишь зашел в храм и приложился к мощам преподобного Серафима.6
Тогда даже те, кто все еще говорит о «православии президента», были смущены его явным холодком и словами чрезвычайно лапидарного выступления: «В России высоко ценят вклад всех конфессий нашей страны в дело укреплении Российской государственности, в укрепление согласия между народами многонациональной России, в дело укрепления нравственных основ нашей жизни». Характерно, что несколько позже, в приветствии XI съезду мусульман Кавказа, речь президента уже лишена политкорректных расшаркиваний перед «другими конфессиями»: «В России высоко ценят и поддерживают усилия мусульманского духовенства по развитию добрососедских отношений между народами»… и т.д.
Увы, все-таки «расплавился» оловянный крестик надежды на православного президента. Испарился в горячем ожидании верующих. Не вспоминают его больше… Зато рассказывают, как поднялся президент на колокольню в известном монастыре, попросил разрешения позвонить, качнул язык колокола… И все замерли, пораженные. Металл ударил о металл, но вместо звона, едва ли не оглушающего, раздалась мертвая тишина! Может, и это – всего лишь апокриф, как и рассказы об укоряющем посещении патриарха преподобным Феодосием Киево-Печерским! Верноподданные публицисты наверняка могут нам это убедительно доказать. Но сам факт того, что крестик испарился из памяти, а колокол не забыт, говорит о многом. Для православных душ от президента действительно исходит мертвая тишина.
Честно говоря, мне стало не по себе, когда заговорили, что в Великую Субботу 2005 года В.В. самолично получит у Гроба Господня небесный огонь, и доставит его на Родину. Мелькнула мысль: Господи помилуй, а вдруг при Путине не сойдет?! Потом я узнал, куда его возили в Израиле. Во-первых, на какие-то переговоры (неизвестно о чем). Показывали его всему миру в кипе (этот ритуальный головной убор ему очень к лицу). Был он, конечно, доставлен в музей Холокоста (попробовал бы проигнорировать!) Даже в храме Воскресения Господня присутствовал… Но на Великую Субботу не остался. Увезли.
…Нет, симфония властей между кипой и патриаршим клобуком существовать не может. Но она может возникнуть, когда произойдут события, которые для многих окажутся громом средь ясного неба. Тогда и русский мужик перекрестится. Но это будет не грохот путинского самолета.
1 Независимая газета. 2001. 22 марта.
2 Спустя некоторое время при полете на Афон разбился патриарх Антиохийский.
3 См.: Аттиас Жан-Кристоф, Бенбасса Эстер. Еврейская Цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2000, с 143.
4 Наконец «с третьей попытки» побывал-таки В.В. на Афоне! Последствия этого визита, случившегося в сентябре 2005 года, еще предстоит оценить – хотя бы с точки зрения возвращения нам отнятой собственности.
5 Уже в 2003 году на Рождественских чтениях об этом же вполне серьезно говорил некий профессор.
6 «Первый и Последний», № 10, 2003.