"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Преподобные Оптинские старцы - жития и советы


Преподобные Оптинские старцы - жития и советы

Сообщений 1 страница 30 из 49

1

Школа терпения

По поступлении в скит и находясь вблизи старца Амвросия, будущий старец Иосиф, а тогда послушник Иван, утешался близостью к духовному отцу. Но с другой стороны, постоянные суета и прием посетителей смущали и тяготили его. Он стал мечтать о Киеве и об Афоне. Однажды преподобный Амвросий застал его за такими размышлениями. Читая его мысли, он сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами». Эти слова так поразили молодого послушника, что он понял, что его помыслы были только искушением. С этих пор он стал самым преданным и любимым учеником преподобного.

Старшим келейником старца Амвросия был человек суровый и угрюмый, который не показывал новичку, как и что надо делать, а когда тот ошибался, он укорял его. Вот эта-то школа терпения и сделала старца Иосифа таким кротким и смиренным. Она же выработала в нем самоукорение. Несправедливость раздражает обыкновенно человека, но когда он через внимание к своей совести научится находить вину в себе, тогда он прежде всего осуждает себя и принимает суд ближнего как заслуженное от Бога за грехи наказание и не раздражается, но еще и благодарит ближнего.

Неизменно благодушное настроение преподобного Иосифа влияло на всех. Он со всеми был мирен и умел всех смирять своими смирением, кротостью и уступчивостью.

Истинное человеколюбие

К некоторым посетителям оптинский старец Амвросий обращался с обличениями. Был однажды такой случай. На приеме и благословении у старца, которые бывали и при многом стечении народа, подошел к нему молодой человек из мещан, с рукой на перевязи, и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. При старце в это время как раз были один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить слова жалобы: «Се болит, и шибко болит», — как батюшка его перебил: «И будет болеть. Зачем мать обидел?» Но, вероятно, заметив смущение и смирение в обличаемом, тотчас изменил тон речи: «Ты ведешь-то себя хорошо ли, хороший ли ты сын? Не обидел ли?»

Нужно заметить, что в подобных случаях старец не спешил подавать помощь, считая болезнь достойным в сей жизни возмездием человеку, ниспосланным правосудием небесным, дабы временным наказанием избавить его от наказания вечного.

Так он писал и в письме к одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни: «Посмотри на апостола Павла, что он творит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной».

«Горечь сия да превратится в радость»

Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует до сих пор. Их томила жажда, но вся вода в озере оказалась горькой. Не было возможности ее пить. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь, стала приятной на вкус. Но то были образы, непонятные для народа, разве только Моисей разумел сокрытый смысл происходившего. Что же преобразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса. Как бы ни был грешен христианин, он имеет драгоценную веру в Господа Иисуса и этой верой спасается. И ты спасешься, только держись за Христа. Вопи к Нему — и услышит. Конечно, не голосом вопи, а сердцем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» И помилует. Помилует!

Преподобный Варсонофий Оптинский

О зле

Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.

Преподобный Амвросий Оптинский

0

2

Сокровенный человек

В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Внутренние чувства не надобно при всех выражать, а если придет чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит на сердце. Когда особо молимся, то можно и наружно выражать, только смиренно. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19).

Преподобный Макарий Оптинский

Не судите

Святой Лествичник приводит слова Псалмопевца: не постихся, не бдех, ни на земли легах, но смирихся, и спасе мя Господь (см.: Пс 114, 5); и Сам Господь глаголет во святом Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф 19, 17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие; заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: лицемере! изми прежде бревно из очесе твоего и проч. Может быть, за тобой и нет этого греха, но пришло мне в голову, я и написал.

Преподобный Амвросий Оптинский

0

3

Признак омертвения души

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки, хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в скиту даже обходят келии по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы.

Преподобный Варсонофий Оптинский


Тело и душа

Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление.

Преподобный Макарий Оптинский

0

4

Ответы на все вопросы

Вот один благодатный случай из сношений семейства Ивана Васильевича Киреевского с преподобным старцем Макарием. Н.П.Киреевская (супруга И.В.Киреевского) писала: «В марте 1846 г. отец Макарий был у нас в Долбине, и Иван Васильевич в первый раз исповедывался у него, писал же первый раз к батюшке из Москвы, в октябре 1846 г., сказав мне (жене своей): “Я писал к батюшке, сделал ему много вопросов, особенно для меня важных, нарочно не сказал тебе прежде, боясь, чтобы по любви твоей к нему ты как-нибудь чего не написала бы ему; мне любопытно будет получить его ответ. Сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне”. Не прошло после сих слов часа времени, как приносят письма с почты и два подписанные рукою старца: одно на имя мое, другое на имя Ивана Васильевича. Не распечатывая, он спрашивает: “Что это значит? Отец Макарий ко мне никогда не писал”. Читает письмо, меняясь в лице и говоря: “Удивительно! Разительно! Как это? В письме этом все ответы на мои вопросы, сейчас только посланные”».

Жизнь духовная

Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение.

Преподобный Макарий Оптинский

Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой — как по внешним поступкам, так и по душе.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

0

5

О прогрессе техническом и нравственном

Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни.

Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: избранных ради прекратятся дние оны (Мф 24, 22). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см.: 1 Тим 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережениям святого апостола Павла, который говорит: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мирa, а не по Христе (Кол 2, 8).

Преподобный Амвросий Оптинский

0

6

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова открывает человеку вечные тайны Божии.

В Сибири подвизались два друга — Василиск и Зосима. Последний был человеком образованным, а первый — неграмотный. Несмотря на такое различие, они искренно любили и дополняли друг друга. Василиск, хотя был неграмотным, отличался высокой духовной жизнью. Непрестанное творение Иисусовой молитвы доставляло ему невыразимое наслаждение и вводило в глубину богопознания. Часто, когда Зосима приходил к Василиску, тот был в таком духовном экстазе, что не мог вести обыкновенную беседу. Василиск сообщал Зосиме высокие истины, которые тот записывал, и после даже издал книгу, но многое не было в нее внесено, так как Василиск не все позволял записывать.

Исполняйте и вы, мои детки, по силе эту молитву, она сохранит вас от всякого зла. Исполняя ее, вы будете постепенно приобретать кротость, смирение и незлобие. Вы сознаете свои недостатки, и вам не захочется осуждать ближнего, к врагам отнесетесь благодушно, к недругам доброжелательно. Эта святая молитва будет хранителем вашего девства, если останетесь в девицах; если же кто из вас выйдет замуж, то она же отведет вас от всякого дурного человека и пошлет доброго верующего друга для совместной помощи на жизненном пути.

Преподобный Варсонофий Оптинский

0

7

Не суди других

Нельзя не пожалеть о тех людях, ими же соблазн приходит, но Бог столько милосерд, что силен и немощных привести к покаянию. Впрочем, не смеем похвалиться о себе, что жизнью нашей достигаем высоты устроения, но паче видим в себе немощи и должны иметь себя под всей тварью, то есть хуже всех. Древние отцы хотя были устроения и великого, и святого, но все же считали себя хуже всех. Впрочем, мир видит в монахах неустройство, а своего не замечает: если бы ощущали свои грехи, то не имели бы время судить чужих. Ты не смущайся за это, а, приехавши домой, приноси покаяние, не судя других, увлекшихся в суд.

Преподобный Макарий Оптинский

Об осуждении

Получивши помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это сеть вражия, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая.

Преподобный Макарий Оптинский

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при исправлении болезнь и не оставит, то, значит, это для того, чтобы за терпение дать венец в будущей жизни на бесконечное время.

Преподобный Иосиф Оптинский

Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

0

8

В жертву Богу приносится лучшее

«В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее», — говорил будущий мученик протоиерей Иоанн Восторгов о современных ему мучениках. Теперь и мы знаем смысл этих слов. Из братии монастыря Бог избрал себе лучших. Постоянное стремление каждого из них быть с Богом не осталось без ответа Промыслителя. Все трое были очень разные, но Господь избрал их, найдя общее для Царства Небесного. Отец Василий — человек многих дарований: талантливый поэт, проповедник, духовник, способный утешить и поддержать скорбящего, нуждающегося в помощи человека. Настоящий монах, к которому можно обратиться за советом, который никогда не оставит.

0

9

Что такое жизнь?

«Были у меня, — рассказывал однажды оптинский старец Варсонофий, — недавно студенты духовной академии и вспоминали свое первое посещение меня, недостойного. Было их несколько. Между ними некоторые иеромонахи. Все с богословским образованием, многие из них прекрасно говорят проповеди. Шли они ко мне и рассуждали:

— Что может он нам сказать в назидание, ведь игумен Варсонофий не имеет богословского образования!

— Пришли к вам, — говорили потом студенты, — а вы задали такой вопрос, на который из нас никто не мог дать ответа надлежащего. Мнения разошлись. А когда спросили вас, вы дали прямой ответ, который всех сначала удивил, а потом все с ним согласились.

Вы спросили: что такое жизнь? Затем определили это понятие двумя словами: жизнь есть блаженство.

Сначала мы начали возражать: как блаженство, когда на каждом шагу скорби, болезни, неприятности? Сам Христос сказал, что есть врата для достижения блаженства. Ввиду оригинальности сравнения, мы вас не поняли и недоумевали, о каких вратах вы говорите. Вы тогда пояснили нам: “Блажени милостивии, блажени чистии сердцем» — они получат наивысшее блаженство.

Что я говорил студентам, то могу сказать и вам: Христос всех призывает к блаженству. Хотя монашеская жизнь и полна скорбями и искушениями, но она же несет с собой и утешения.

0

10

Случай прозорливости

Приезжают как-то к старцу Амвросию из Петербурга две сестры. Младшая, невеста, с веселым настроением; старшая — тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая в монастырь. Старец невесте подает четки, а старшей говорит: «Какой монастырь? Ты замуж выйдешь, да не дома, вот тебе что!» — и назвал губернию, куда они никогда не ездили. Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим по характеру, и вышла за него замуж.

Семейные премудрости

Мужество — не что иное, как пребывание в истине, при твердом противоборстве невидимым врагам: если будешь постоянно противоборствовать им, то они отойдут, исчезнут окончательно и никогда не возвратятся.

Пишете вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире, ибо тогда не было ни монахов, ни монастырей.

Преподобный Амвросий Оптинский

0

11

Здорово как сказано)) и Случай какой))) Вот как бывает))

0

12

Вера написал(а):

О прогрессе техническом и нравственном

Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни.

Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: избранных ради прекратятся дние оны (Мф 24, 22). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см.: 1 Тим 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережениям святого апостола Павла, который говорит: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мирa, а не по Христе (Кол 2, 8).

Преподобный Амвросий Оптинский

В науке и технике идёт прогресс, а в духовной жизни: наоборот: апостасия. Если взять Книгу Правил Святых Соборов, то от века в век епитимии за одни и те же грехи становились всё мягче. И это от того, что в нравственном отношении люди становились всё хуже и по всей строгости Святых Канонов никто уже не мог понести епитимии и если бы епитимии по всей строгости Святых Канонов накладывать, люди перестали бы в церковь ходить. А сейчас епитимию вообще почти никто и не накладывает по той же причине. То есть те грехи, которые в Церкви первых веков считались из ряда вон выходящими, сейчас стали обыденностью и почти что нормой жизни. И находятся ещё люди, которые верят в то, что научно-технический прогресс способен изменить к лучшему и нравственную жизнь. Сколько свинью не корми апельсинами, она всё равно будет любить в навозе валяться.

0

13

Возвращение к светлой жизни

Вот пример молитвенной помощи преподобного оптинского старца Илариона — скитоначальника и духовника обители и приходивших мирян.

Один купеческий приказчик из Нижнего Новгорода, средних лет, страдал несколько лет болезнию, не дававшей ему покоя. Он, по словам его, ощущал, что кто-то нашептывал ему мысли о самоубийстве. Подойдет он к воде — голос шепчет ему: «Зачем тебе больше жить на свете? Утопись!» Увидит он огонь — голос внушает ему кинуться в огонь. Увидит он нож или какое острое орудие, голос внушает ему зарезаться, так как незачем ему оставаться на свете.

Исхудалый, изнуренный, со впалыми от душевного недуга глазами, он приехал с матерью своею в обитель, был у старца и на вопрос, отчего он страждет, объяснил, что, по его убеждению, он болеет оттого, что, когда ему было два года, мать прокляла его. Старец долго занимался с ним, подробно расспросил его, о чем находил нужным, и заключил, что причина болезни не та, которую он приводит, а другая, и болезнь послана ему в наказание за ложные взгляды относительно своей матери.

Мать была добрая старушка и очень его любила и желала ему всякого блага, а он думал, что она сделала его несчастным на всю жизнь.

Долго он не соглашался с мнением старца. Наконец на исповеди старец Иларион, с помощию Божией, убедил его оставить ложное мнение, что его прокляла мать, и вместо того смириться перед нею и с чувством раскаяния испросить у нее прощения в оскорбительном мнении о ней.

Исполнив наставления старца, он удостоился принятия Святых Таин и явился к старцу уже в обновленном виде — покойный и счастливый; погибельных внушений он уже не слыхал, совесть его умиротворилась, и душа его, освященная таинствами покаяния и причащения, возвратилась к светлой жизни. Вернувшись в Нижний Новгород, он уже вел жизнь свою по наставлениям старца.

0

14

Да. тангалашки: они такие: всё время клевещут нам в уши на наших ближних. Но есть ещё, Божьей милостью и Ангелы.

0

15

Дмитрий Никонов написал(а):

Да. тангалашки: они такие: всё время клевещут нам в уши на наших ближних. Но есть ещё, Божьей милостью и Ангелы.


Ангелы наши заступники - хранители и помощники)) Мы вот только сами гоним их от себя...

0

16

Что такое жизнь?

Вот теперь Пасха и Царские врата отверсты, но входить в них не может непосвященный, а только священники и диаконы; в двери блаженства может войти каждый, кто только пожелает.

В настоящее время многие живут по плоти и духовной радости не ищут. Чего прежде хотят достигнуть: богатства, славы. Для достижения этого ничем не пренебрегают. Господь сказал: и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Большинство людей уклонились, отошли от Христа. Но если исполним заповеди Его, Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце правды — Господь...»

0

17

Учитель жизни

В некотором отдалении от них стояла другая группа крестьян, человек восемнадцать, с зажженными свечами в руках. Они ждали собороваться и были одеты по-праздничному.

Я был несколько удивлен, видя перед собой молодых и здоровых людей, и искал среди них больного. Но больных не было: все оказались здоровыми. Только позднее я узнал, что в Оптину ходили собороваться совершенно здоровые физически, но больные духом люди, придавленные горем, житейскими невзгодами, страдающие запоем...

Глядя на эту массу верующего народа, я видел в ней одновременно сочетание грубого невежества и темноты с глубочайшей мудростью. Эти темные люди знали, где истинный врач душ и телес; они тянулись в монастырь как в духовные лечебницы, и никогда их вера не посрамляла их: всегда они возвращались возрожденными, обновленными, закаленными молитвой и беседами со старцами.

Вдруг толпа заволновалась; все бросились к дверям келии. У порога показался о. Анатолий. Маленький сгорбленный старичок, с удивительно юным лицом, чистыми, ясными, детскими глазами, о. Анатолий чрезвычайно располагал к себе. Я давно уже знал батюшку и любил его. Он был воплощение любви, отличался удивительным смирением и кротостью, и беседы с ним буквально возрождали человека. Казалось, не было вопроса, который бы о. Анатолий не разрешил; не было положения, из которого этот старец Божий не вывел своею опытною рукою заблудившихся в дебрях жизни, запутавшихся в сетях сатанинских... Это был воистину старец — великий учитель жизни».

0

18

Вера написал(а):

Так он писал и в письме к одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни: «Посмотри на апостола Павла, что он творит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа?

Это Апостол Павел писал про бесноватых, таких как Дмитрий.

0

19

Вера написал(а):

О прогрессе техническом и нравственном

Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни.

Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: избранных ради прекратятся дние оны (Мф 24, 22). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см.: 1 Тим 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережениям святого апостола Павла, который говорит: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мирa, а не по Христе (Кол 2, 8).

Преподобный Амвросий Оптинский

Сдаётся мне, что "гностики" до сих пор так веруют: "раз у нас в научно-технической сфере: прогресс, то и в духовной жизни: тоже прогресс". А вот и нет. И Преподобный Амвросий Оптинский обличает это заблуждение. Ничего он, прогресс в научно-технической сфере, для духовной жизни не даёт.

0

20

В дни святой Четыредесятницы

Душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством.

Преподобный Амвросий Оптинский

Дружеский совет

Была наложена [на Вас] не столько епитимия, сколько дан дружеский совет, который и без того для собственного спокойствия хранить бы должно, поелику супруга дана мужу от Бога не в рабу, а в помощницу. А посему апостол Павел говорит: мужие, любите жены ваша, и не огорчайтеся к ним (Кол 3, 19). И апостол Петр советует мужьям жить со своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женскому воздающе честь, ибо говорит апостол Павел: не муж, а жена спасется… чадородия ради, почему и грешно презорливым быть к ним (1 Тим 2, 15). Это я говорю, не защищая [иную] сторону, поелику и в ней своего рода есть недостатки, но сказую Вам, как мужу мудрому, чтоб еще более упремудрились Вы во благое.

Преподобный Антоний Оптинский

0

21

Икона Оптинских Старцев:
http://uploads.ru/t/O/M/J/OMJnT.jpg

Отредактировано Дмитрий Никонов (08.05.2012 09:34)

0

22

Спаси Господи, Дим!

О святоотеческих писаниях

В свободное время не оставляйте книжки, там наш разум, там наше спасение!

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Чтением, внимательным чтением святоотеческого писания учись пути спасения, иначе — умудряйся во спасение.

Преподобный Иосиф Оптинский

Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и Священных писаний.

Преподобный Варсонофий Оптинский

0

23

Вера
Святые отцы учат читать святых отцов.

0

24

Предопределение и воля

О предопределении церковные учители ясно указывают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела и не содеянные еще и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется.

Преподобный Макарий Оптинский

Владычице моя Богородице

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.

Это три исполина — уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий перешитыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления...

Преподобный Амвросий Оптинский

0

25

Исцеление недужной

Страждущим разными, не всегда понятными болезнями старец Макарий, кроме духовных советов к исцелению состраждущей души и тела, давал освященный елей от неугасаемой лампады, горевшей в его келии пред особенно чтимой им Владимирской иконой Божией Матери. Однажды в Оптину пустынь привезли бесноватую женщину. Она сидела на дорожке, ведущей из монастыря в скит, поносила старца, говоря между прочим: «Скоро ли умрет этот Макарий? Он измучил весь мир... Ох, горе мне!» и т.п. Привлеченная к старцу, по вере ее мужа эта женщина, уже несколько лет страдавшая беснованием, после употребления освященного елея, данного старцем, выздоровела полностью. Впоследствии она благополучно разрешилась от бремени ребенком, который кричал немолчно; принесли его к старцу; получив его благословение, он успокоился, и постоянные, ужасавшие родителей его вопли с тех пор, по милости Божией, прекратились.

0

26

Преподобный Нектарий Оптинский

Немногим в то время открывался пророческий смысл его поступков, скрываемый им под юродством. У него была игрушечная птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, приходивших с пустыми горестями; был волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые давал читать. Или насобирает, например, разного хлама: камешков, стеклышек, бумажек, сложит в шкафчик и показывает: «Это мой музей!» И действительно, после закрытия Оптиной в скиту, где жил старец, был открыт музей. Незадолго до революции старец Нектарий стал ходить с красным бантом на груди, предсказывая грядущие события.

В 1923 г. старец был арестован и выслан в Брянскую область, в село Холмищи, где жил в крестьянской семье. Сюда к нему приезжали многочисленные духовные чада, монашествующие и интеллигенция. Перед смертью завещал похоронить себя не у храма, разрушение которого предвидел, а на сельском кладбище, где его мощи обретались до перенесения в Оптину пустынь.

0

27

Преподобный Нектарий Оптинский:
http://na-lazarevskom.ru/upload/information_system_28/1/8/5/item_185/information_items_185.jpg

0

28

Духовные советы

Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал.

Спрашиваете у меня: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным...

Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы он возрастал в познании.

Преподобный Нектарий Оптинский

0

29

Вера написал(а):

Преподобный Нектарий Оптинский
Немногим в то время открывался пророческий смысл его поступков, скрываемый им под юродством. У него была игрушечная птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, приходивших с пустыми горестями; был волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые давал читать. Или насобирает, например, разного хлама: камешков, стеклышек, бумажек, сложит в шкафчик и показывает: «Это мой музей!» И действительно, после закрытия Оптиной в скиту, где жил старец, был открыт музей. Незадолго до революции старец Нектарий стал ходить с красным бантом на груди, предсказывая грядущие события.
В 1923 г. старец был арестован и выслан в Брянскую область, в село Холмищи, где жил в крестьянской семье. Сюда к нему приезжали многочисленные духовные чада, монашествующие и интеллигенция. Перед смертью завещал похоронить себя не у храма, разрушение которого предвидел, а на сельском кладбище, где его мощи обретались до перенесения в Оптину пустынь.


     Юродивым многое открывается. Смотрел недавно фильм про юродивую старицу Алипию Величайший подвиг чувствуется в их прожитой жизни.  Отказ от материальных благ, отказ от вкусной пищи, отказ от тепла. Это непостижимо для меня лично...
    Меня даже как то упрекнули: Ах какой хитренький, хочешь чистеньким остаться, без номеров прожить, и чтоб с комфортом, чтоб дом был красивый, чтоб машина была. Это неправильно. Отказываться, так от всего !  Вот такой был выпад. Отчасти правильный, если соотнести с жизнью Нектария Оптинского и матушки Алипии.

0

30

Михалыч написал(а):

Отказ от материальных благ, отказ от вкусной пищи, отказ от тепла.

Как насчёт отказа от логики, от своего гордого разума?

0


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Преподобные Оптинские старцы - жития и советы