ГЕРМЕНЕВТИКА СВЯТОГО АПОКАЛИПСИСА.
Апокалипсис святого Евангелиста Иоанна является завершающей книгой Нового Завета. Центральной идеей книги является Второе Пришествие Христа, а главной темой ее – борьба Церкви с богоборческими силами, концом которой является победа Церкви в завершении истории мира.
Все оказывается связанным с испытаниями и ужасом, которые вызовет у верующих Церкви Христовой тоску и всемирное господство антихриста. Церковь упоминает об этом не стой целью, чтобы вызвать панику у верующих, а наоборот, она желает предупредить их и приготовить к грядущим искушениям. Приготовление это верующих необходимо, дабы им избежать возможных смущений в те критические времена скорби и гонений на Церковь. Все эти скорби и испытания будут по должны появиться вместе с тем укреплением и утешением, которые будут посланы верующим от Бога для окончательной победы Церкви Христовой над силами антихриста. Наиважнейшая мысль, которая появляется при чтении Священного текста – это необходимость духовного бодрствования и готовность верующих, укрепление связи с Богом и совершенствование в духе исповедничества и свидетельства [об истине].
Главной характеристической особенностью книги Апокалипсиса является то, что она представляет собой пророческое слово, имеет символический характер и является откровением, с помощью которых она содействует понимание пророчеств.
Детальное изложение событий Апокалипсиса совершается с использованием цикла восьми образов.
Так в книге Апокалипсиса описывается последовательное исполнение различных событий. Эти события отображены символически в изображении семи труб и семи чаш.
При изъяснении хронологической связи этих событий используются две основные теории. Первая из них, теория цикличности, придерживается параллельного повторения этих событий восьмью образами имеющими быть в истории в хронологическом порядке.
Вторая теория, хронологическая, устанавливает в виде прямой линии периодичность развития событий. Таким образом, исполнение событий одного из образов имеет своим условием завершение событий предыдущих. Обычно сегодня преобладающей точкой зрения является та, что комбинирует две преждеуказанные теории, каждый раз повторение тех же самых событий собирая в параллельные циклы, либо в виде их хронологического развития. (см. Панайотис Брациотис. Апокалипсис апостола Иоанна., (- 1950, 9 - 10).
Таким образом, принимая во внимание, что одно пророчество, также как и древние пророчества, не исчерпываются только точным временем, но мыслятся в прямо, представляя и отдаленное будущее.
Приснопамятный профессор Панайотис Трембелас так толкует появление зверя из земли: «И видел я другого зверя выходящего из земли. И у него было два рога подобно рогам Агнца, говорит же он как дракон. Это лжепророк, который прячет под внешним видом овна волка и сатану». (с. 1032)
Книга Его Преосвященства господина Мелетия абсолютно пренебрегает и умалчивает о роли лжепророка, искажая смысл Священного Писания и мысль Святых Отцов. Таким образом он вызывает у верующих недоразумение, духовно их дезориентирует, вызывая тем самым еще большее беспокойство, предоставляя возможность действовать методами предшествующими антихристу.
Он заставляет принять его мнение о том, что начертание антихриста обязательно появится исключительно только во второй период господства (засилья) антихриста, повторяя это несколько раз и достаточно в категоричной форме.
Так им игнорируются все методы и действия лжепророка, который через обольщение и создание угрозы экономической блокады окажет необходимую поддержку установлению господства антихриста.
ОШИБОЧНОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПОВЕСТВОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА О ДВУХ ЗВЕРЯХ И ПРЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ.
В 12 и 13 главах Апокалипсиса изображено явление трех сатанинских зверей и их деятельность в истории, целью которой ставится обольщение верующих и духовная погибель их. Известно из святоотеческих толкований, что антихрист, как историческое лицо, будет действовать как антипод жизни Христа, он будет согласно блаж. Августину «обезьяной» Христа. Итак, явление трех зверей – драконов сравниваются с Таинством Св. Троицы.
Предтечи антихриста антихристы «и теперь появилось много антихристов» (1 Иоанн 2, 18) сравниваются с предтечами Христа, святыми Пророками. Явление и деятельность последнего и главного предтечи антихриста, лжепророки, сравниваются с явлением и деятельностью св. Иоанна Крестителя и Предтечи. Лжепророк, таким образом приготовит путь для явления и установления власти антихриста, как и Предтеча приготовил путь пришествию Господа. «Утаивая от глаз видящих, делая таким образом, говорит, предтеча антихриста через колдовство, они признают антихриста за Христа, таковым образом эти люди исповедуют и без какого-либо сомнения воздадут ему славу, в соответствии с подражанием Иоанном Крестителем, исповедующему спасение во Христе, и их совратит» (Арефа Кесар. P.G. 106, 680 А).
«Лжепророк является доверенной персоной антихриста, как и он есть доверенное лицо дракона – сатаны, создается, таким образом, единая сатанинская троица, которая представляет собой плохое подражание, христианскому Богу» (А.Феодору. Время антихриста. Афины. 1987. с. 46).
Одним из больших ошибочных положений Его Преосвященства Мелетия в книге «Начертание антихриста», является точно запутанное (непонятное) толкование, которое он дает только в том, что касается отождествления трех зверей с конкретными личностями и силами, сколько в описании их характеристик (свойств) и деятельности.
Это ошибочное изъяснение автора создает не верную почву (базу) с помощью которой он строит всю свою аргументацию, ни столько о деятельности антихриста, сколько его лжепророке, который будет действовать в конце истории.
Несерьезное истолкование, которое дается в аргументации этой книги, выявляется, как мы увидим, при чтении соответствующего текста Апокалипсиса и святоотеческих и современных примечаний, с которыми и сопоставим [все тезисы митрополита Мелетия.
ИЗЪЯСНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА О ДРАКОНЕ (ЗМИЕ).
В 12 главе Апокалипсиса евангелист Иоанн упоминает об одном из видений, которое образно [описывает в книге]. Он так рисует явление зверя, который появился на небе: “И другое знамение явилось на небе; вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим”. (Апок. 12, 3).
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». (Апок. 12, 9-10).
«Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (Апок. 12, 12).
Итак, дракон отождествляется исходя из этого текста Священного Писания с сатаною, дьяволом.
Но с. 69 своей книги автор, согласуясь, истолковывает (интерпретирует), этот фрагмент (отрывок) следующим образом: «В первый раз (Апок. 12, 3) тем кто спускается с неба является первый «большой красный дракон». Он воюет с силой Божией и верующими в Бога, Он (приходит) в ярость против детей Божиих. Это падший ангел, древний змий, дьявол, сатана, вводящий в соблазн всю вселенную (Апок. 12, 9). Из святоотеческих писаний в качестве свидетельств мы представляем толкование св. Андрея Кесарийского: «не неуместно будет принять змия (дракона) за сатану, зверя выходящего из моря антихриста, а зверя настоящего, по мнению блаж. Иринея, - за лжепророка. Выходит он из земли, т.е. земной скверной жизни…» (PG. 106, 336 D; Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис М. 1901. Слово 13, с. 107).
Такое же толкование дает в своем труде Арефа Кесарийский: «Прежде этого видения, красный дракон (змий) видим на небе, теперь же он выходит из моря. Действительно с неба дракой, это означает, что он ниспал от первоначальной небесной славы» (PG. 106, 672А).
Итак, мы подтверждаем, что в случае с «драконом» существует согласие между Его Преосвященством и преданием православной герменевтики (толкования), т.е. что дракон – это сатана.
НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ 13 ГЛАВЫ АПОКАЛИПСИСА.
В 13 главе Апокалипсиса дается описание двух других зверей, которые выходят «из моря» и «из земли». Первый из моря – это антихрист, а второй из земли – это лжепророк, который, как видно, подготовит все к установлению власти антихриста.
Обратимся к описанию первого зверя, которое нам дает священный текст Апокалипсиса:
“И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами; на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца”. (Апок. 13, 1- 5)
В приводимых стихах описывается 2-й зверь: “И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властию первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена”. (Апок. 13, 11-12)
Его Преосвященство митрополит Мелетий, проводя аналогию между этими зверями, делает ошибку, она им изложена на страницах 69-70 упомянутой нами книги: “Давайте внимательно присмотримся. Будем следовать Арефе (PG/ 106? 672 AB). “ Есть три зверя… Второй зверь выходит из моря, из «духовной» тьмы мира сего, которым овладело отречение [от Христа]. Это силы антихриста, его войско, которое возможно поколеблет веру во Христа, подвигнет людей к отречению и ненависти ко Христу”.
Давайте внимательно присмотримся. Последуя Арефе (PG. 106, 672 АВ).
«Имеется три зверя… Второй зверь выходит из моря, из «духовной» тьмы мира, в котором господствует отречение. Это силы антихриста, воины (войска) которые возможно потрясут (поколеблют) веру во Христа, подтолкнут людей к отречению и ненависти ко Христу. И второй зверь практически борется со Христом. Второй зверь это не личность. Это система, вероятнее всего система. Систематизация всего, которая соответствует тем всем главам, и всем тем негодяям (жуликам) и коронам, т.е. всем лицам которые являются предтечами антихриста.
Так этот зверь, т.к. словно проявляет всеобщую заботу о предтечах антихриста, всеми отцами называется «антихристом».
Третий зверь (выходит) из земли, из «мира». Он не будет бороться со Христом и Его рабами теоретически (умозрительно), но в деле.
Представители вышеупомянутые зверя (Апок. 13, 1-12) считаются не достигшими цели и объединены вокруг него. Они призваны для того, чтобы бороться и разрушать до основания на деле веру во Христа. Это и есть 3-ий зверь. Это одно лицо. Это не система. Это антихрист, который грядет в конце веков, отличающийся от всех антихрист (исключительный).
Итак, согласно Его Преосвященству зверь из моря – это «система, или большая система», «силы антихриста», «общественная забота предтечей антихриста», а значит – не личность.
Такая позиция митр. Однако приводит к (явному) противостоянию не только с соответствующими толкованиями св. Отцов нашей Церкви, но и с современными богословами, с которыми мы и сопоставляем эти мнения.
О ЗВЕРЕ, ВЫХОДЯЩЕМ ИЗ ЗЕМЛИ.
Св. Андрей Кесарийский, сообщая о звере из земли, подчеркивает, что это лжепророк, действия которого он сравнивает с делом св. Иоанна Крестителя: «Все будет делать, говорю, с помощью волшебства предтеча отступник - лжехриста, к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, по подражанию Крестителю, приводившего верующих к Спасителю». (PG. 106, 337 В, в рус пер. с. 108).
Отец Иоиль Яннопулос упоминает о имеющейся связи с зверем из земли:
Толкование (стих 11). «Видел иного зверя». Что это за зверь? Также выделяются 4 характеристики этого зверя:
1) Внешней стороной этого явления является появление агнца (овцы) с 2-мя рогами;
2) Внутренняя сторона – это тождественность дракона и зверя, а значит враждебного христианам;
3) Его имя имеет вполне определенное отношение, т.к. он называется лжепророком;
4) Будет совершать чудеса. (с. 143)
Проф. Панайетис Брациотис комментирует следующим образом то, что непосредственно относится к зверю из земли: «Несомненно, здесь идет речь о «лжепророке» как орудии или «адъютанте» антихриста (согласно сщмч. Иринею Лионскому). Этот же лжепророк имеет некоторое отношение к зверю, который существует и о котором первая цитата из текста упоминает, а также о «драконе», в котором, в конце концов обитает «дьявол», что составляет «сатанинскую троицу» (с. 213).
Приснопамятный проф. Трембелас толкует видение зверя из земли следующим образом: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли. Он имел два рога подобные рогам Агнца, он говорит словно дракон. Это лжепророк, который под внешним видом овцы прячет волка и сатану». (с. 103).
В своей книге Его Преосвященство Мелетий совершенно игнорирует и умалчивает о роли Лжепророка, тем самым изменяя мысль Св. Писания и Св. Отцов. Так поступая, он вводит верующих в недоразумение, духовно дезориентируя, что приводит к ослаблению беспокойства способного отсрочить внедрение предварительных приемов антихриста.
Он заявляет неоднократно и достаточно категорически и убежденно, что начертание антихриста будет рассматриваться исключительно и только во время второго периода царствования антихриста.
Так, все методы и силы лжепророка, который, вместе с обольщением создает угрозу экономической блокады, будут направлены на необходимую поддержку установления власти антихриста.